Источники по истории и врачеванию древней Индии




Основными источниками являются: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения — веды, I тысячелетие до н..э.; «Предписания Ману», II в. до н. э.; самхи-ты Чараки.(«Caraka-samhita») и Суш-руты («Sushruta-samhita»), первые века нашей эры), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос (табл. 7). О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие

 

22. Методы диагностики и лечения в древнем Китае.
Диагностика в Древнем Китае основывалось на положениях традиционной китайской философии.При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследования:

1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;

2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов;

3) подробный опрос больного;

4) ощупывание, которое включает исследование пульса и давление на активные точки. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, которыми владели врачи классического периода истории Греции V— IV вв. до н.э. в значительной степени схожи с перечисленными выше древнекитайским методами.)

Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем жившим в VI—V вв. до н.э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ.
Методы лечечния:
• Метод иглоукалывания (чжень)представляет собой раздражение уколом острого предмета биологически активных точек, находящихся на определенной линии (меридиане или канале) или за ее пределами.
• Метод цзю, или прижигание,представляет собой раздражение некоторых точек теплом. В качестве раздражителя используются специальные трут или сигарета.Метод иглоукалывания использовался для предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания тлеющими сигаретами.
• Лекарственные средствав Древнем Кита достигли высокого совершенства
• Развитие оперативного леченияв Древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в связи с утверждением конфуцианства.
• Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой.
• Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика (у чин ши) и дыхательная гимнастика (ци-гун).

23. Мифология и врачевание в древней греции.
Покровителями врачебного искусства греки считали богов-врачевателей: Аполлона, Артемиду и Асклепия.
Аполлон являлся богом гармонии, духовной деятельности и искусств (музыки, пения).
Артемида считалась покровительницей рожениц и защитницей детей.
Самым главным богом – покровителем врачевания древней Греции считался Асклепий. Женой Асклепия была Эпионе, что означает «болезнеутолительница». Дочери Асклепия: Гигиея – богиня здоровья и Панакея – «всеисцелительница», покровительница лекарственного врачевания. Сыновья бога-врачевателя: Махаон, ставший впоследствии знаменитым хирургом, и Подалирий – известный врачеватель внутренних заболеваний. Все они обучались искусству врачевания у своего отца.
Врачевание:
• Подготовленных врачей очень мало (VIII в. до н.э.), что в случаях нужды и при отсутствии медицинской помощи всякий принимается за заклинания и магию. Это находит поддержку в основании особых святилищ, в которых почитается божество, приносящее здоровье и выздоровление от болезней
• Врачи оказывали помощь, как у себя на дому, так и на дому у больных. Тяжелобольным помощь оказывалась на дому. Этим объясняется полное отсутствие в древности общественных больниц
• Наряду с врачами существовал вспомогательный медицинский персонал.
• К концу V века в Греции появились должности общинных врачей. В общинах взимался особый налог (медицинский), из этих средств оплачивались врачи, из них же приобреталось все нужное врачам для выполнения их обязанностей × Вознаграждение за труд врача не было обеспечено законом. Этот добровольный гонорар врачи получали чаще всего в натуральной форме

24.Асклепейоны

Асклепион — древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию. Асклепионы являлись не только культовыми строениями, но также и лечебными. В них жрецы лечили пациентов, прибегая к внушениям, даже гипнозам, молитвам, заклинаниям, толкованию снов пациента, впавшего в гипотетический сон, используя лечебные травы и тп. Безнадежно больным, а также роженицам вход был запрещён, религиозные правила не допускали в святейшее место все нечистое. Платон за услуги были слепки больных органов из мрамора, гипса, золота и тп.
25.Греческие мед школы

•Кротонская школа: выдающийся врачеватель Алкмеон(6-5вв до нэ), Здоровый организм — единство противоположностей: противоположное излечивается противоположным.
* Книдская школа: выдающийся врачеватель Эврифон (5а до нэ), Учение о 4 телесных соках: кровь, слизь, светлея и чёрная желчь. Учение о признаках болезней - симптомах, диагностике.
* Косская: Гиппократ, Развитие основы врачебной этики, рассмотрение организма в целом, развитие наблюдения и лечения больного у постели.
* Сицилийская школа: эмпедокл (5в до нэ), классическое учение об элементах (огонь, вода, земля, воздух), признавали сердце главным органом сознания.

26. ХРАМОВАЯ МЕДИЦИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

(VI в. до н. э. - именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины)

В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.

На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.

Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.

После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в 'священный' сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.

В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

'Священные' сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.

27. ГИППОКРАТ (ок.460-370)

Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории - век Геродота и Фукида, в философии - век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии - век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества - век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины - век Гиппократа.
Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу.

Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом.

Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство.

Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в 'Гиппократовом сборнике', который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского - Птоломеями, правителями эллинистического Египта



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: