Россия, ГГТУ, г. Орехово-Зуево




Доцент кафедры начальной и дошкольной педагогики, Лунина Г.В., студентка 3 курса педагогического факультета Пискунова Е.В.

Россия, ГГТУ, г. Орехово-Зуево

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: ОБЗОР НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

9 марта 2016 г. на учредительном собрании Общества русской словесности Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря о проблеме сохранения культуры российского общества, выразил озабоченность сложившейся в современной школе ситуацией с изучением русского языка и литературы. «В России на литературу возлагалась высокая миссия, поскольку без литературы невозможна культурная самоидентификация личности», – отметил Патриарх. Со всей очевидностью можно утверждать, что в сегодняшнем формате гуманитарного измерения жизни личности, общества, государства литература обретает особый статус, предполагающий реализацию ее особой, культурообразующей функции на всех уровнях как общего образования, так и профессионального, в том числе педагогического.

Поводом к изучению вопроса о художественной литературе как средстве освоения педагогических понятий нас побудила повесть В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши». На одном из занятий по «Семейной педагогике» студентам педагогического факультета было предложено прочесть эту повесть (что было очень созвучно проходившему в России в 2015 г. Году литературы). Позднее удалось посмотреть одноименный художественный фильм, снятый по повести в 1974 г. Полученные впечатления студенты отразили в эссе «Особенности воспитания ребенка в семье Тягуновых (Богатовых)», где анализ семейного воспитания требовалось осуществить на основе подкрепления научных определений изучаемых понятий реальными жизненными ситуациями педагогического содержания, показанными в повести.

Эмоциональные переживания, возникающие при восприятии художественного произведения, помогают студентам увидеть за абстрактной теорией конкретных живых людей, осознать условия гармонии и дисгармонии семейных взаимоотношений, представить последствия того и другого. Напомним, что еще В.Г.Белинский писал, что чувство предшествует знанию, кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее.

Подчеркнем, что в результате общения с поэтической по своей тональности повести у студентов формируется культура эстетического восприятия, что немаловажно для будущих учителей как желательных носителей культуры.

Стало ясно, что в повести, впервые напечатанной в 1974 году, есть множество примеров - иллюстраций проблем, изучаемых современной психологией и педагогикой (семья как среда формирования и развития ребенка, условия психического развития и бытия подростка, трудности школьного обучения и др.). Поэтому мы решили выяснить, имеются ли научные исследования, посвященные вопросу использования образовательного потенциала художественной литературы в процессе подготовки будущих учителей.

Мы установили, что за последние 20 лет в этом направлении выполнено три научных исследования, а именно:

- диссертация кандидата филологических наук О.В.Тарасова на тему «Школьные повести» в системе художественного творчества В.Ф. Тендрякова» (Москва, 1994);

- диссертация доктора педагогических наук А.С. Роботовой на тему «Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы» (Санкт-Петербург, 1996);

- диссертация кандидата педагогических наук О.Ю. Овченковой на тему «Художественно-образное познание педагогических явлений как средство формирования педагогической позиции будущего учителя» (Киров, 2006).

В каждом из названных исследований обозначена педагогическая проблематика художественной литературы, раскрываются интересные подходы к использованию данного средства в образовательном процессе.

Как наиболее близкое студенческому опыту нами была выбрана диссертация О.Ю. Овченковой, тем более что автором является преподаватель родственного нам педагогического вуза, который вел исследовательскую работу в течение 20 лет.

Обратимся вначале к раскрытию понятия «Педагогическая позиция». Автор (со ссылкой на подход Е.О.Галицкой) рассматривает данное понятие как многогранное явление со следующими составляющими:

-отношение к смыслу, ценностям и целям профессии, педагогической науке (осмысление своего призвания в контексте профессии);

- отношение к преподаванию и содержанию процесса обучения, осмысление роли предмета в развитии человека, его образовании (формирование исследовательского опыта, постижение статуса педагога-исследователя);

-отношение к ученику как субъекту его собственной жизни, как цели и ценности образования (обретение гуманистического смысла деятельности);

-отношение к коллегам как представителям профессионального сообщества (осознание себя со-трудником, со-творцом, стремление воспитать в себе интеллигентность).

Далее нами представлены некоторые позиции исследования О.Ю. Овченковой, выбранные с целью краткого изложения проделанной автором работы и актуализации положений, не утративших своего значения для обучения современных студентов.

Цель исследования - разработать концепцию и технологию формирования педагогической позиции будущего учителя средствами художественно-образного познания педагогических явлений.

Объект исследования - процесс формирования педагогической позиции будущего учителя средствами художественно-образного познания педагогических явлений.

Предмет исследования - художественно-образное познание педагогических явлений, раскрывающих педагогическую позицию учителя.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование педагогической позиции будущего учителя осуществляется эффективно, если:

1. художественная литература о школе и учебной деятельности станет ценностью для будущего учителя и способом формирования представления о педагогической профессии;

2. содержание ифункции художественно-образного познания педагогических явлений будут концептуально осмыслены;

3. технология формирования педагогической позиции средствами художественно-образного познания педагогических явлений будет включена в процесс профессиональной подготовки будущего учителя;

4. художественно-образное познание педагогических явлений станет необходимым условием воспитания студентов как будущих учителей.

На диагностическом этапе исследования автором была установлена недостаточная сформированность педагогической позиции студентов филологического факультета педвуза. У 66% опрошенных студентов I курса слабая мотивация на получение педагогического образования, и только 11% первокурсников заявили о своем решении связать свою судьбу с профессией педагога. У 43% студентов III курса слабо сформированная педагогическая позиция, и только 13% осознают и принимают ее как доминанту.

В основе формирующего этапа лежали ведущие идеи концепции формирования педагогической позиции будущего учителя средствами художественно-образного познания педагогических явлений:

1. Целью художественно-образного познания педагогических явлений (поступков, характеров, отношений) является формирование педагогической позиции будущего учителя.

2. Источниками педагогического знания являются произведения разных жанров (рассказы, повести, романы, мемуары), в которых писатели обращаются к проблемам современной школы и школы прошлого, предлагают типологию явлений, отражающих педагогическую реальность в ее изменчивости, конфликтности, диалектике.

3. Единицей текста, заключающей в себе проблемную педагогическую задачу, является педагогическая ситуация, отражающая фрагмент педагогической реальности в ее противоречивости и неоднозначности, ситуация как главное средство активизации мыслительной деятельности студентов.

4. Средством художественно-образного познания педагогических явлений является педагогическая интерпретация художественного текста, а методика решения профессионально-педагогических задач — способом приобретения нового педагогического знания.

Автором использовались специфические методы формирования педагогической позиции будущего учителя средствами художественно-образного познания педагогических явлений:

1. Метод педагогической интерпретации — интегративный метод, предполагающий истолкование текста с позиций исследователя-педагога, который рассматривает текст с точки зрения проявления педагогической позиции героев и автора.

2. Метод рефлексии педагогической позиции - обсуждение текста с целью прояснения, понимания и принятия своей педагогической позиции, сопоставление ее с позициями героев и автора.

3. Метод педагогической эвристики — решение педагогических задач, которые предлагает автор.

Студентам IV и V курсов, прошедшим активную практику в школе, было предложено проанализировать свою педагогическую деятельность в «Дневниках педпрактики», сочинениях-эссе, интеллект-картах, в выступлениях на итоговой конференции по педпрактике, в докладах на научно-практической студенческой конференции, посвященной исследованиям проблем методического и педагогического характера.

При этом было установлено, что у студентов значительно повысился интерес к предметам психолого-педагогического цикла, интегративным курсам, курсовым работам с интегративной тематикой, к художественной литературе о школе, к педагогической практике как форме проявления своей педагогической позиции.

На завершающем аналитико-описательном этапе работы было установлено: 90 % студентов, прошедших все этапы формирующего эксперимента в течение 3 лет обучения на филологическом факультете, продемонстрировали устойчивую педагогическую позицию против 60% на этапе входной диагностики. Число студентов с низким уровнем сформированности педагогической позиции уменьшилось с 30% до 10%.

Вместе с тем эксперимент выявил барьеры и затруднения в разрешении поставленной проблемы: снижение интереса к самостоятельному свободному чтению современных студентов, ориентация студентов на просмотр киноверсий, а не на прочтение художественных текстов, увлечение мультимедийными программами. Зачастую студенты не умеют создавать собственные тексты, раскрывающие их представления о своей педагогической позиции.

В результате проведенного исследования были выявлены условия эффективного формирования педагогической позиции будущего учителя:

I) психологические (создание образовательного дискурса, ориентирующего студентов на педагогическую деятельность; мотивированность студентов на формирование устойчивой педагогической позиции; установка на рефлексию своего и чужого опыта, на дальнейшую перспективу профессионального роста, «желание размышлять, ставить-себя-на-место-другого»);

2) организационно-педагогические (включение в учебный план профессиональной подготовки студентов спецкурса «Художественно-образное познание педагогических явлений», на котором формируется опыт решения профессионально-педагогических задач; проведение диагностических мероприятий по выявлению уровня сформированности педагогической позиции будущих учителей; организация и проведение системы специальных занятий по формированию педагогической позиции; овладение навыками ведения диалога; способность к импровизации, инсценированию, моделированию ситуаций);

3) технологические (создание сборника текстовых задач; разработка технологии формирования педагогической позиции средствами художественно-образного познания педагогических явлений; овладение методикой решения профессионально-педагогических задач).

Новизна идеи проведенного исследования заключается в том, что факты, наблюдения, опыт, почерпнутые будущим педагогом из художественной литературы, в профессионально-личностном становлении будущего педагога представляют не хаос, а концептуальную основу. Погружаясь в художественную литературу о педагогической действительности, будущий учитель находит ответы на вопросы:

В чем смысл моей педагогической деятельности?

Каким учителем я хочу стать и каким не хочу?

Какие ценности моей профессиональной деятельности служат идее гуманизма, человеку?

Какими путями должно осуществляться воспитание, чтобы укреплять культуру человека?

Таким образом, переживание, понимание, интерпретация художественной и педагогической реальности помогут будущему учителю сформулировать философское понимание целей и ценностей своей профессии.

Рассмотрев основные положения исследования О.Ю.Овченковой десятилетней давности, мы можем констатировать, что проблема формирования педагогической позиции будущего учителя средствами художественной литературы не только не утратила своей актуальности, но приобрела особое звучание в современных условиях гуманитарного измерения жизни личности, общества, государства.

 

 

Список использованной литературы:

1. Выступление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на учредительном собрании Общества русской словесности 9 марта 2016 г. [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=B2Vx4rqz4aM



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: