УДК:345.95
Российская Федерация, г. Курск, Курская область, Юго-Западный государственный университет
e-mail: Vikctorin@yandex.ru
научный руководитель – Марина Витальевна Шайкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики
Особенности освобождения судом несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием
Аннотация: В статье рассмотрены основанияॱ и особенности освобождения судом несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Российскоеॱ законодательствоॱ поॱ деламॱ оॱ преступленияхॱ несовершеннолетнихॱ предъявляетॱ повышенныеॱ требованияॱ кॱ качествуॱ судебногоॱ разбирательстваॱ поॱ деламॱ оॱ преступленияхॱ несовершеннолетних,ॱ обеспечениюॱ ихॱ правॱ иॱ законныхॱ интересов,ॱ принятиюॱ мерॱ воспитательногоॱ иॱ профилактическогоॱ характераॱ кॱ каждомуॱ несовершеннолетнему.
Наॱ стадииॱ судебногоॱ разбирательстваॱ существуютॱ дополнительныеॱ возможностиॱ освобожденияॱ несовершеннолетнегоॱ отॱ уголовногоॱ наказанияॱ илиॱ примененияॱ наказания,ॱ альтернативногоॱ лишениюॱ свободы.
Частьॱ 1ॱ ॱ ॱ статьиॱ 432ॱ Уголовно-процессуальногоॱ кодексаॱ РФॱ говоритॱ оॱ возможностиॱ примененияॱ судомॱ принудительныхॱ мерॱ воспитательногоॱ неॱ толькоॱ вॱ качествеॱ освобожденияॱ несовершеннолетнегоॱ подсудимогоॱ отॱ уголовнойॱ ответственности,ॱ ноॱ иॱ вॱ качествеॱ заменыॱ наказанияॱ путемॱ вынесенияॱ обвинительногоॱ приговораॱ сॱ освобождениемॱ отॱ наказанияॱ несовершеннолетнегоॱ подсудимогоॱ (статьяॱ 92ॱ Уголовногоॱ Кодексаॱ РФ).ॱ Статьяॱ 432ॱ предусматриваетॱ постановлениеॱ судомॱ обвинительногоॱ приговора.ॱ Такимॱ образом,ॱ несовершеннолетнийॱ являетсяॱ послеॱ вынесенияॱ приговораॱ осужденным.
|
Основаниямиॱ дляॱ данногоॱ видаॱ освобождения,ॱ являются:
а)ॱ осуждениеॱ несовершеннолетнегоॱ (неॱ исключаяॱ иॱ неоднократное)ॱ заॱ преступлениеॱ среднейॱ тяжестиॱ илиॱ тяжкогоॱ преступления;
б)ॱ назначениеॱ емуॱ наказанияॱ вॱ видеॱ лишенияॱ свободы;
в)ॱ нуждаемостьॱ несовершеннолетнегоॱ дляॱ своегоॱ исправленияॱ вॱ особыхॱ условияхॱ воспитанияॱ иॱ обученияॱ иॱ специальномॱ педагогическомॱ подходе,ॱ тоॱ есть,ॱ собойॱ объективноॱ сложившуюся,ॱ обусловленнуюॱ определеннымиॱ негативнымиॱ свойствамиॱ личностиॱ необходимостьॱ вॱ примененииॱ дляॱ исправленияॱ несовершеннолетнегоॱ особыхॱ условийॱ воспитания,ॱ обученияॱ иॱ специальногоॱ педагогическогоॱ подхода,ॱ которыеॱ могутॱ бытьॱ реализованыॱ толькоॱ вॱ специальныхॱ учебно-воспитательныхॱ учрежденияхॱ закрытогоॱ типа.ॱ
|
Вопросॱ оॱ направленииॱ несовершеннолетнегоॱ осужденногоॱ вॱ закрытогоॱ типаॱ органаॱ управленияॱ образованиемॱ можетॱ бытьॱ решенॱ судомॱ лишьॱ приॱ наличииॱ медицинскогоॱ заключенияॱ оॱ возможностиॱ егоॱ пребыванияॱ вॱ такомॱ учреждении.ॱ Приॱ этомॱ необходимоॱ учитывать,ॱ чтоॱ вॱ указанноеॱ специальноеॱ учебно-воспитательноеॱ учреждениеॱ направляютсяॱ несовершеннолетниеॱ осужденные,ॱ которыеॱ нуждаютсяॱ вॱ особыхॱ условияхॱ воспитания,ॱ обученияॱ иॱ требуютॱ специальногоॱ педагогическогоॱ подхода[1].ॱ
Согласноॱ статьиॱ 28ॱ Федеральногоॱ законаॱ «Обॱ основахॱ системыॱ профилактикиॱ безнадзорностиॱ иॱ правонарушенийॱ несовершеннолетних»,ॱ ॱ материалыॱ оॱ помещенииॱ несовершеннолетних,ॱ неॱ подлежащихॱ уголовнойॱ ответственности,ॱ вॱ специальныеॱ учебно-воспитательныеॱ учрежденияॱ закрытогоॱ типаॱ рассматриваютсяॱ судьейॱ вॱ течениеॱ 10ॱ сутокॱ соॱ дняॱ ихॱ поступленияॱ вॱ суд.
Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма их преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение в этом возрасте преступлений. С другой стороны, изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника и молодежи.[7]
|
ॱ Вॱ судॱ вызываютсяॱ несовершеннолетний,ॱ неॱ подлежащийॱ уголовнойॱ ответственности,ॱ егоॱ родителиॱ илиॱ иныеॱ законныеॱ представители,ॱ аॱ поॱ усмотрениюॱ судьиॱ иॱ иныеॱ лица.ॱ Участиеॱ прокурораॱ иॱ адвокатаॱ вॱ рассмотренииॱ указанныхॱ материаловॱ являетсяॱ обязательным.ॱ ॱ Поॱ результатамॱ рассмотренияॱ материаловॱ судьяॱ выноситॱ постановление,ॱ котороеॱ подлежитॱ оглашениюॱ вॱ судебномॱ заседании[2].
Вॱ п.п.ॱ 3-8ॱ статьиॱ 432ॱ Уголовно-процессуальногоॱ кодексаॱ РФॱ ॱ рассматриваютсяॱ вопросыॱ прекращенияॱ илиॱ продленияॱ срокаॱ пребыванияॱ несовершеннолетнегоॱ ॱ вॱ специальномॱ воспитательномॱ учрежденииॱ закрытогоॱ типа.ॱ Основаниямиॱ прекращенияॱ пребыванияॱ являютсяॱ наличиеॱ заболевания,ॱ котороеॱ препятствуетॱ дальнейшемуॱ пребываниюॱ несовершеннолетнегоॱ вॱ специальномॱ воспитательномॱ учрежденииॱ закрытогоॱ типа,ॱ либоॱ достижениеॱ имॱ совершеннолетия.ॱ
Вопросॱ продленияॱ срокаॱ пребыванияॱ несовершеннолетнегоॱ ॱ вॱ специальномॱ ॱ учебно-воспитательномॱ учрежденииॱ закрытогоॱ типаॱ решаетсяॱ судомॱ наॱ основанииॱ мотивированногоॱ представленияॱ администрацииॱ учрежденияॱ иॱ комиссииॱ поॱ деламॱ несовершеннолетнихॱ иॱ защитеॱ ихॱ прав.ॱ Судॱ такжеॱ долженॱ установить,ॱ чтоॱ несовершеннолетнийॱ нуждаетсяॱ вॱ дальнейшемॱ примененииॱ этойॱ меры.ॱ Такоеॱ представлениеॱ должноॱ бытьॱ направленоॱ неॱ позднееॱ 1ॱ месяцаॱ доॱ окончанияॱ срокаॱ пребыванияॱ несовершеннолетнегоॱ вॱ этомॱ учреждении.ॱ Продлениеॱ срокаॱ пребыванияॱ несовершеннолетнегоॱ ॱ вॱ специальномॱ ॱ учебно-воспитательномॱ учрежденииॱ закрытогоॱ типаॱ можетॱ осуществленоॱ судомॱ поॱ ходатайствуॱ самогоॱ несовершеннолетнегоॱ осужденного,ॱ еслиॱ последнемуॱ необходимоॱ получитьॱ профессиональноеॱ образованиеॱ илиॱ закончитьॱ обучениеॱ поॱ образовательнымॱ программам.
Чтоॱ жеॱ касаетсяॱ вопросаॱ прекращенияॱ пребыванияॱ несовершеннолетнегоॱ вॱ специальномॱ ॱ учебно-воспитательномॱ учрежденииॱ закрытогоॱ типа,ॱ онॱ такжеॱ решаетсяॱ вॱ судебномॱ порядкеॱ наॱ основанииॱ мотивированногоॱ представленияॱ администрацииॱ иॱ комиссииॱ поॱ деламॱ несовершеннолетнихॱ иॱ защитеॱ ихॱ правॱ илиॱ ходатайстваॱ самогоॱ несовершеннолетнего,ॱ аॱ такжеॱ егоॱ родителейॱ илиॱ законныхॱ представителей.ॱ Такаяॱ возможностьॱ возникаетॱ неॱ ранееॱ чемॱ черезॱ шестьॱ месяцевॱ послеॱ поступленияॱ несовершеннолетнегоॱ вॱ специальномॱ ॱ учебно-воспитательномॱ учрежденииॱ закрытогоॱ типа.ॱ Такойॱ временнойॱ отрезокॱ определенॱ закономॱ иॱ дляॱ подачиॱ повторногоॱ представленияॱ илиॱ ходатайстваॱ ॱ вॱ случаеॱ отказаॱ судаॱ вॱ прекращенииॱ пребыванияॱ несовершеннолетнегоॱ вॱ специальномॱ ॱ учебно-воспитательномॱ учрежденииॱ закрытогоॱ типа.ॱ
Вопросы,ॱ связанныеॱ сॱ восстановлением,ॱ продлением,ॱ прекращениемॱ срокаॱ пребыванияॱ поступленияॱ несовершеннолетнегоॱ вॱ специальномॱ ॱ учебно-воспитательномॱ учрежденииॱ закрытогоॱ типаॱ ॱ решаютсяॱ единоличноॱ судьейॱ районногоॱ судаॱ поॱ местуॱ нахожденияॱ указанногоॱ учрежденияॱ илиॱ поॱ местуॱ жительстваॱ несовершеннолетнегоॱ осужденногоॱ вॱ течениеॱ 10ॱ днейॱ соॱ дняॱ поступленияॱ такогоॱ представленияॱ илиॱ ॱ ходатайстваॱ сॱ обязательнымॱ участиемॱ самогоॱ несовершеннолетнего,ॱ егоॱ родителей,ॱ законныхॱ ॱ представителей,ॱ защитника,ॱ прокурораॱ иॱ представителейॱ специальногоॱ ॱ учебно-воспитательногоॱ ॱ учрежденияॱ закрытогоॱ типа.ॱ
Поॱ результатамॱ исследованияॱ материаловॱ делаॱ судьяॱ выноситॱ постановление,ॱ вॱ которомॱ принимаетॱ одноॱ изॱ двухॱ решений:ॱ 1)ॱ оॱ прекращенииॱ пребыванияॱ несовершеннолетнегоॱ вॱ указанномॱ учрежденииॱ доॱ истеченияॱ срокаॱ вॱ связиॱ сॱ тем,ॱ чтоॱ онॱ болееॱ неॱ нуждаетсяॱ вॱ дальнейшемॱ применении
даннойॱ меры;ॱ 2)ॱ оॱ продленииॱ срокаॱ пребыванияॱ осужденноюॱ вॱ специальномॱ учебно-воспитательномॱ учрежденииॱ закрытогоॱ типа.ॱ
Данноеॱ постановлениеॱ оглашаетсяॱ вॱ судебномॱ заседании,ॱ аॱ егоॱ копияॱ вॱ течениеॱ 5ॱ днейॱ направляетсяॱ несовершеннолетнемуॱ осужденному,ॱ егоॱ законномуॱ представителю,ॱ прокурору,ॱ вॱ специальноеॱ ॱ учебно-воспитательноеॱ ॱ учрежденияॱ закрытогоॱ типа,ॱ аॱ такжеॱ вॱ суд,ॱ постановившийॱ обвинительныйॱ приговорॱ поॱ делу.ॱ
Мыॱ разделяемॱ точкуॱ зренияॱ Л.Нॱ Башкатова,ॱ М.В.ॱ Боровскогоॱ иॱ ॱ Г.Н.ॱ Ветровой,ॱ чтоॱ «применениеॱ ст.ॱ 432ॱ УПКॱ требуетॱ отॱ судаॱ особогоॱ вниманияॱ кॱ защитеॱ правॱ несовершеннолетнегоॱ подсудимогоॱ (осужденного),ॱ посколькуॱ речьॱ идетॱ фактическиॱ оॱ назначенииॱ иॱ примененииॱ самойॱ жесткойॱ воспитательнойॱ меры,ॱ связаннойॱ сॱ ограничениемॱ илиॱ лишениемॱ несовершеннолетнегоॱ свободы.ॱ Поэтомуॱ применениеॱ правилॱ ст.ॱ 432ॱ включаетॱ дополнительныеॱ гарантииॱ защитыॱ правॱ несовершеннолетних,ॱ подвергшихсяॱ институционализации»[3, 417].
Вॱ Постановленияॱ Пленумаॱ ВСॱ РФॱ отॱ 1ॱ февраляॱ 2011ॱ годаॱ №1 ॱ «Оॱ судебнойॱ практикеॱ примененияॱ законодательства,ॱ регламентирующегоॱ особенностиॱ уголовнойॱ ответственностиॱ иॱ наказанияॱ несовершеннолетних»ॱ указано,ॱ чтоॱ «вопросॱ оॱ направленииॱ несовершеннолетнегоॱ осужденногоॱ вॱ специальноеॱ учебно-воспитательноеॱ учреждениеॱ закрытогоॱ типаॱ органаॱ управленияॱ образованиемॱ можетॱ бытьॱ решенॱ судомॱ лишьॱ приॱ наличииॱ медицинскогоॱ заключенияॱ оॱ возможностиॱ егоॱ пребыванияॱ вॱ такомॱ учреждении.ॱ Приॱ этомॱ необходимоॱ учитывать,ॱ чтоॱ вॱ указанноеॱ специальноеॱ учебно-воспитательноеॱ учреждениеॱ направляютсяॱ несовершеннолетниеॱ осужденные,ॱ которыеॱ нуждаютсяॱ вॱ особыхॱ условияхॱ воспитания,ॱ обученияॱ иॱ требуютॱ специальногоॱ педагогическогоॱ подхода» [1].
Законодательствоॱ РФॱ исключаетॱ возможностьॱ данногоॱ видаॱ освобожденияॱ дляॱ несовершеннолетних,ॱ совершившиеॱ преступления,ॱ предусмотренные:ॱ ч.1ॱ иॱ 2ॱ ст.111,ॱ ч.2ॱ ст.117,ॱ ч.ॱ 3ॱ ст.122,ॱ ст.126,ॱ ч.3ॱ ст.127,ॱ ч.2ॱ ст.131,ॱ ч.2ст.132,ॱ ч.4ॱ ст.158,ॱ ч.2ॱ ст.161,ॱ ч.1,2ॱ ст.162,ॱ ч.2ॱ ст.163,ॱ ч.ॱ 1ॱ ст.205,ॱ ч.1ст.205.1,ॱ ч.1ॱ ст.206,ॱ ст.ॱ 208,ॱ ч.2ॱ ст.210,ॱ ч.ॱ 1ॱ ст.211,ॱ ч.1,2ॱ ст.223,ॱ ч.1,2ॱ ст.226,ॱ ч.1ॱ ст.228.1,ॱ ч.1,2ॱ ст.229ॱ УКॱ РФ [5].ॱ
Мыॱ считаем,ॱ чтоॱ однимॱ изॱ главныхॱ направленийॱ ॱ совершенствованияॱ уголовногоॱ иॱ уголовно-процессуальногоॱ законодательстваॱ вॱ отношенииॱ несовершеннолетнихॱ связаноॱ сॱ егоॱ детальнойॱ регламентацией.ॱ ॱ
Мыॱ предлагаемॱ заменитьॱ вॱ частиॱ 1ॱ статьиॱ 432ॱ формулировкуॱ «судॱ вправеॱ применить»ॱ формулировкойॱ «судॱ применяет»ॱ дляॱ единообразияॱ примененияॱ наॱ практикиॱ нормॱ статьиॱ 432ॱ Уголовно-процессуальногоॱ кодексаॱ РФ.
Список литературы
1. Оॱ судебнойॱ практикеॱ примененияॱ законодательства,ॱ регламентирующегоॱ особенностиॱ уголовнойॱ ответственностиॱ иॱ наказанияॱ несовершеннолетних [Текст]: [пост Пленумаॱ Верховногоॱ судаॱ РФॱ от 1ॱ февраляॱ 2011ॱ]: //ॱ Рос. газ. - 2011.ॱ - 11ॱ фев.ॱ
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: [федер. закон от 24 июня 1999] // Рос. газ.- 1999.- 30 июня.
3. Башкатов,ॱ Л.Н.,ॱ Боровский,ॱ М.В.,ॱ Ветроваॱ Г.Н.ॱ иॱ др.ॱ Комментарийॱ кॱ Уголовно-процессуальномуॱ кодексуॱ РФॱ (постатейный) [Текст] Л.Н. Башкатов, М.В. ॱ Боровский, Г.Н. ॱ Ветроваॱ.-ॱ М.:ॱ Проспект,ॱ 2010.ॱ- 912ॱ с.
4. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних в России: Учебное пособие. - URL: https://www.allpravo.ru/library/ (дата обращения 25.03.2016).
5. Шайкова.М.В. Психологические технологии и стратегии работы социального психолога в школе// Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд в будущее Материалы международной научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года. В 2 томах. 2013. С. 285-288.
6. Шайкова М.В. Психолого-исторический аспект детской безнадзорности//Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия VII международная научно-практическая конференция. главный редактор: Вершинин Б.М.. 2014. С. 118-121.
7. Шайкова М.В. Психолого-криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников//
Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2015. № 2 (5). С. 85-88