Ранний период романтизма




Введение

 

Данная работа посвящена исследованию поэзии в литературе США.

Актуальность проблемы связана с активным развитием мирового литературоведения, сложнейшими процессами интернационализации духовной жизни планеты. В исследовании литературного процесса в Соединенных Штатах, особенно в поэзии, известны определенные сложности, так как проникновение в глубины поэтического произведения в большей степени требует знания тонкостей жизни определенного народа, ощущения так сказать изнутри социально-психологической, индивидуально-психологической, бытовой (и т.д.) атмосферы страны. Это связано прежде всего с особым характером организации стиха, обусловливающим большую емкость поэтического текста. «Строгость» стиховой формы требует сгущения идей, образов, ассоциаций, которые, как справедливо замечает венгерский поэт Ласло Беньямин, - «лишь обозначены тем или иным словом, эпитетом, метафорой, - полное же их раскрытие доверено читателю» [Беньямин, с. 156]. Поэтому в поэтическом произведении многое скрыто «за кадром», а удельный вес информации, выпадающий на каждый компонент формы больше, чем в прозе.

Цель реферата - изучить особенности поэзии в литературе США

Задачи:

) Изучить истоки и сущность романтизма в поэзии США;

) Проанализировать современные направления поэзии США.

В 1970-80-е годы большой вклад в исследование американской поэзии XX века вносит А.М.Зверев. Им разрабатываются нетронутые пласты «нового поэтического реализма», исследуется выросшая в основном на базе традиций Уильямса поэзия 60-70-х годов, творчество крупных и значительных поэтов. Также среди работ, посвященных американской литературе и поэзии можно отметить работы Т.Д. Венедиктова, М.Н. Бобровой, Б.А. Гиленсон Я.Н. Засурского, С. В. Тураева, У. Аллена и др.

Глава 1. Истоки и сущность романтизма в поэзии США

 

Ранний период романтизма

 

В раннеколониальный период и в эпоху Просвещения значение американской литературы ограничивалось в общем пределами США. Американские писатели часто шли в своем творчестве вслед за писателями Европы (в первую очередь, Англии), не оказывая влияния на ход литературного развития в других странах. Романтизм и становление американской национальной культуры смогл осуществиться прежде всего потому, что в результате Войны за независимость (1775- 1783) пришел к своему завершению длительный процесс формирования американской нации.

В XIX веке в этом процессе произошел качественный скачок: поэты и писатели выступили дружной когортой как выразители молодого, только что сложившегося национального самосознания и своим творчеством внесли значительный вклад в ход его дальнейшего роста. Романтики чувствовали, что вслед за провозглашением Декларации независимости, обеспечившей стране политическую самостоятельность, необходимо во всеуслышание провозгласить Декларацию независимости духовной. Борьба за создание самобытной национальной культуры надолго стала одним из стержневых моментов всей духовной жизни страны [Засурский, 1982, с.142].

Истоки национальной поэзии США связаны с именем Ф. Френо (1752-1832), в творчестве которого наряду с классицизмом (политические стихи, поэма «Британская плавучая тюрьма», 1781) заметны ростки романтизма (поэма «Дом ночи», 1779).

Ф. Френо - первый профессиональный поэт США - выступил проповедником идей Великой франц. революции; в его стихах («Индейское кладбище», 1788; «Студент-индеец», 1788) возникла одна из ведущих тем литературы США - романтическое изображение индейцев и их гибели в результате наступления капитализма [Зверев, 1979].

Стремясь к созданию национального идеала, романтики воспевали громадные полуосвоенные просторы своего континента, отважных первопроходцев, прокладывающих дорогу цивилизации не огнем и мечом, как в старой феодальной Европе, а с помощью простого плотничьего топора. Так, Лонгфелло писал в «Песни о Гайавате»:

 

Видел я густые рати

Неизвестных нам народов,

Надвигавшихся на Запад,

Переполнивших все страны.

Разны были их наречья,

Но одно в них билось сердце,

И кипела неустанно

Их веселая работа:

Топоры в лесах звенели,

Города в лучах дымились,

На реках и на озерах

Плыли с молнией и громом

Окрыленные пироги. (Пер. И.А. Бунина)

 

Америка будущего виделась романтикам как прообраз всемирного человеческого единения (Уитмен «Для тебя, демократия»).

Романтизм оставался ведущим художественным направлением в литературе США на протяжении первых двух третей XIX столетия, вплоть до завершения Гражданской войны между Севером и Югом в 1865 году.

 

Поздний романтизм

 

Переход от раннего этапа развития американского романтизма к позднему осуществляется к началу 1840-х годов. Связующим звеном между двумя, периодами является творческая деятельность трансценденталистов: Р. Эмерсона (1803-1882), Торо (1817-1862), М. Фуллер (1810-1850) и др. Трансцендентализм - самобытная религиозно-философская и этическая система, развивающая национальную философскую традицию в США. Трансценденталисты заявили о своем решительном неприятии капиталистического стяжательства, противопоставив ему высшие духовные ценности. Эмерсон и его последователи поставили в центр мироздания отдельную человеческую личность, наделенную божественной душой и не признающую над собой никакой власти, кроме закона собственного «я». Это учение получило известность под названием «доверия к себе». В нем отразилась, с одной стороны, вера в человека, в его безграничную возможность к совершенствованию; с другой же - идеология буржуазного индивидуализма со всеми его противоречиями. Американские романтики, сознавая сложный характер учения о «доверии к себе», включились своим творчеством в полемику по важнейшим проблемам этики [Засурский, 1982, с.193].

Генри Уодсуорт Лонгфелло (1807-1882) - выдающийся поэт-романтик, ученый-филолог, талантливый переводчик европейских поэтов. Он стал национальным поэтом Америки. Его «Стихи о рабстве», «Песнь о Гайавате» известны всему миру.

У. Лонгфелло-романтик формировался под влиянием национальной и европейской философии и культуры. Этический пафос трансценденталистов, во многом унаследованный от пуританизма, оказал большое влияние на поэта. Лонгфелло глубоко интересовала европейская культура (Франции, Италии, Испании, Германии, Швеции), и он успешно выполнил высокую миссию посредника между старыми европейскими культурами и нарождающейся американской. Он переводил произведения с итальянского (Данте. «Божественная комедия»), с испанского (Хорхе Манрике, Лопе де Вега), с немецкого (Уланд, Гейне).

Получив широкое гуманитарное образование, он прекрасно знал отечественный и европейский фольклор, историю, философию, литературу, искусство, был знаком со многими американскими и европейскими писателями, проявлял интерес к русской культуре и поэзии. Лонгфелло много сделал для пропаганды культуры других народов в США.

Как лирик, Лонгфелло примыкает к направлению в романтической поэзии, представленному Вордсвортом и Китсом. Американская критика считает его певцом новоанглийского пуританизма. Уже ранние стихи принесли молодому поэту некоторую известность. С 1830-х годов Лонгфелло завоевывает популярность своей поэзией. В своих произведениях он воспевал борьбу и труд, веру в жизнь.

В 1842 году появляются его «Стихи о рабстве», известные и очень популярные в России, в переводе М.Л. Михайлова. Стихи были напечатаны в журнале «Современник». В те годы слово «негр» было синонимом крепостного. «Стихи о рабстве» заключали в себе антикрепостнический смысл.

Но подлинно национальным поэтом Лонгфелло становится тогда, когда появляются его знаменитые поэмы, и прежде всего «Песнь о Гайавате» (1855). В ней Лонгфелло обратился к фольклору североамериканских индейцев, интенсивное изучение которого в то время уже началось. Ф. Фрейлиграт в предисловии к своему переводу «Песни о Гайавате» отмечал, что Лонгфелло открыл американцам Америку в поэзии, «первый создал чисто американскую поэму, и она должна, занять выдающееся место в Пантеоне всемирной литературы». Исследователи считают, что «поэма - самый яркий в мировой литературе образец романтической трактовки эпоса». Перевод поэмы, сделанный И.А. Буниным, вошел в золотой фонд русского классического перевода. Поэтические строки и строфы «Песни о Гайавате» еще долго будут доставлять читателям эстетическое наслаждение.

Еще один выдающийся поэт, основоположник современной американской поэзии - Уолт Уитмен (1819-1892) родился в семье фермера. Ему не удалось из-за нищеты окончить школу. Уитмен достиг широкой образованности и высот литературы благодаря непрестанному самостоятельному труду.

Он писал стихи, в которых осуждал рабство, воспевая трудовой подвиг американского народа. Уитмен продолжил традиции национальной поэзии романтиков. Он хорошо знал и ценил поэзию своих современников и предшественников. «Я не могу себе представить,- писал Уитмен,- более удачного приобщения к миру поэзии, чем то, что выпало на долю Америки благодаря Эмерсону, Лонгфелло, Брайанту и Уитьеру... Каждый - большой поэт, каждый мастер, каждый неповторим». Уитмен отверг характерную для европейской поэзии «патоку рифм», обратился к белому нерифмованному стиху.

Сборник поэм У. Уитмена «Листья тралы» впервые был издан в 1855 году на средства автора без указания его имени, затем многократно переиздавался и дополнялся автором.

Взгляды на перспективы развития американского общества, на судьбы американской литературы изложены с наибольшей полнотой в трактате «Демократические дали» (1871). Уитмен выдвинул перед молодыми писателями грандиозную программу создания новой литературы. Воспевая демократию, поэт верил, что народ-творец в будущем создаст более совершенную форму общественного устройства. Уитмена во многих странах воспринимали как революционного поэта, имея в виду его гимны итальянским, австрийским, французским повстанцам, но по отношению к американской действительности он не шел дальше реформистских стремлений.

Уитмен обогатил литературный язык Америки, смело вводя в него лексику народной устной, прозаической речи, воскрешая народные сказания и баллады, применяя оригинальные рифмы и размеры. Свободный стих без рифмы он сделал удивительно гибким.

Исследователи расценивают творчество Уитмена как мост, соединяющий классический период американской литературы и современный, XIX и XX века. Под влиянием Уитмена развивались американские поэты Сэндберг и Маклиш. П. Неруда и X. Марти выражали Уитмену свою признательность. А.В.Луначарский выявил общность его художнических принципов с принципами Верхарна. Уитмена считают предтечей так называемой урбанической (т. е. посвященной городу) поэзии.

 

Выводы к 1 главе

 

В истории литературы США романтизм сыграл особую роль: он открыл новейший этап ее развития, когда она получила международное признание и заняла свое место среди ведущих литератур мира.

Истоки национальной поэзии США связаны с именем Ф. Френо, в творчестве которого наряду с классицизмом заметны ростки романтизма (поэма «Дом ночи», 1779). Ф. Френо - первый профессиональный поэт США - выступил проповедником идей Великой франц. революции; в его стихах возникла одна из ведущих тем литературы США - романтическое изображение индейцев и их гибели в результате наступления капитализма.

В середине XIX в. творили два великих американских художника слова, не оцененные по достоинству при жизни, но через десятилетия составившие литературную славу Америки. Один из них - величайший и самобытнейший американский поэт Уолт Уитмен. Его важнейшее произведение - поэтический сборник «Листья травы». С удивительной силой и своеобразием Уитмен выразил чувства простого человека, Человека с большой буквы, веру в истинные равенство и демократию, в будущее своей страны и всего человечества. Ему принадлежат и лучшие стихи о Гражданской войне. По принятой им манере стихосложения Уитмен далеко опередил свое время - его свободный ритм, отказ от традиционных рифм и размеров были оценены и развиты в поэзии много позже.

Отнюдь не обладая силой и оригинальностью Уитмена, снискал большую популярность как в США, так и за их пределами гораздо более традиционный поэт Генри Лонгфелло. Высокообразованный человек, гуманный либерал, мастер стиха, он создавал поэмы на специфически американские сюжеты. Русскому читателю известна в превосходном переводе И. Бунина его поэма «Песнь о Гайавате», с любовью и талантом написанная по индейским сказаниям.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: