Общая характеристика средневековой литературы.




Связано с Римской Империей, ее падением (476г.).Периодизация: Раннее средневековье (V – Xвв.):религиозная литература; героический эпос (скандинавский, саксонский, кельтский);фольклор; Зрелое Средневековье: скандинавский эпос; куртуазная литература (лирика;рыцарский роман;миннезанг); городская литература-драматические жанры: мистерия (литург. драма);фарс, миракль(городс. драма). Формирование СВ литературы. Роль античного наследия и христианства. Варварские народы. Эсхатология (о конце Света).Рим = мир (для античного человека). Рим как оплот язычества наказан за грехи. лит-ра раннего Средневековья открыла в человеке грани, каких не знала ант. Человек выступал в сложном противоречии душевных качеств, и низменных, и возвышенных, он был и червем, и носи в себе частицу божества. Турхулиан (речи против язычников, зрелищ), блаженный Иероним, блаженный Августин (клирикальная литература). Жанр видения: о путешествии души в потусторонний мир, где видит мучения грешников. Жанр хроники: не было понятия историзма. Перемежается преданиями, рассказами о святых и т.д. влияние божественного или дьявольского мира. Двоемирие. VI – VII века. Жанр жития святого. “Роман о Розе” – образец аллегоричности. Книги на лат. языке. Универс. среди наречий: - искусство;- наука; - религия. Ораторская проза, риторика (Цицерон был полностью усвоен культурой), Тацит, Гомер, Вергилий, Овидий (4 эклоги “Энеиды”). Античная философия (Аристотель, Платон). Рыцарский роман (“Левкиппа и Клитофонт”); Роман об Энее.Роман об Александре.Возрождается идея Римской империи. СВ в большей мере выражает готика. Италия и Прованс – первые университеты.


Героический эпос раннего средневековья. Литература на языках варварских народов. Эпические произведения в VII, IX и X веках. Северный эпос. Англосаксонский эпос - “Беовульф” (борьба с чудовищами, погибает от дракона). Ирландский (кельтский) эпос - “Сага о Кухулине”. Исландский эпос (IX – XI века) – эпоха викингов (древнегерм.). Европа оказалсь в осаде викингов (им нужно было только золото. Периодически сжигали Англию.). Исландские саги (выходцы из Норвегии, Исландии, никому не принадлежат): “Сага о гренландцах” (не Гренландию открыли, а Америку).Эпос использовал миф, оттуда приходит герой, следы и память об исторических событиях (в Индии борьба С и Ю привела к написанию “Рамайаны”; разрушение Трои к написанию “Энеиды” и т.д.).В северном мифе сильное влияние христианства. В скандинавском мифологическом эпосе гибель родовых отношений трактуется как крушение мира. Это дружинная поэзия (“Беовульф”: чудовище Грендель не может подойти к углу с образом, сам он назван “детищем Каина”).Присутствуют мифологемы.Мотив рокового золота: знаменитый герой Сигурд сражается с чудовищем – оборотнем, он забирает клад, потом из-за него убит, убиты его убийцы, золото бросили в Рейн. Главный миф – эсхатологический (о конце Света).В скандинаво – германском (“Старшая Эдда”).Мотив нарушения клятв.Мотив распри, изнутри взрывающей мир.Похищение женщины и золота, клада.Похищение стад (у кельтов).Мотив путешествия (у викингов): дракары, снекары – корабли.Мотив путешествия + мотив поиска страны – Счастья (у кельтов).Эти путешествия расширяются даже до подводного мира (Беовульф сражается с драконом в море). Герой обладает священными предметами, герой превращается (метаморфозы). Поединок – единица сюжета. Любовные мотивы – второстепенны, присутствуют в виде следов, составляют дополнительный мотив, часть инициации героя. Сюжет – роковая любовь, изменяющая жизнь героя.Несколько типов женщин (-> в мир литературы):- верная жена (Пенелопа);- роковая женщина (Елена);- случайная подруга.Пафос смерти. Тема любви и предательства в скандинавском эпосе идут рядом. Главная тема северного эпоса – тема судьбы. Герой принимает судьбу (в отличие от греческого). Герой не стремится в Аид (“поля диких асфаделей - тюльпанов”). Форма: краткие песни и сказания (нем. “Песнь о Хильдебранде”), стихотворно-прозаич. и прозаические произведения.

Кельтский эпос.Ирландские саги. Ирландский эпос.Кельты – крупнейшее племя варваров.Рерих считал, что они пришли с Тибета. Вторая половина I тысячелетия – занимают обширные территории Европы по берегам Рейна.Другие считали, что их родина – Дунайские степи.Побеждали кельтов, т.к. те были разобщены, некому было из объединить.Римская экспансия уничтожается кельтскую цивилизацию. Остались – Уэльс, Бретань, Ирландия.Множество эпических песен. Их классифицируют по сюжетам. “Уладский цикл” – самый большой. Время действия – 1-е вв. нашей эры.Есть миф. песни.В основе этого цикла история племени уладов. Столица ирландский королей – Тара. Эмайн – Маха (Ольстер) – позже столица.Сага сключает стихотворный и прозаический текст. Поэзия необыкновенно ценилась. Считается, что поэты наделены особым даром, им приписывают особую магию (пророк, вершитель судеб, знает тайну бытия).После филидов (поэтов) были барды (сочинители не космогонической, а эпической поэзии, поэзия военных женщин).Есть королевские, фантастические саги (о путешествиях героев в поисках счастливой страны). Кухулин – идеал, который сформировали древние кельты, но на вид ужасен (один глаз закрылся, другой становится все больше и больше).Он мудр, милосерден, добр, силен.Версии его происхождения:он сын Бога Света и земной женщины, сестры царя. Мотив волшебного зачатия;мотив похищения (эту и еще 50 девушек). Птицы черные приводят воинов в необитаемый дом – призрак. Когда младенца забирают, дом исчезает;он сын царя его сестры;сын героя (царя) Дентере.Обычно принимается первая версия.Кухулин преуспел во всех науках и искусствах, много учился. Это герой, которого все любят.Первый подвиг – в детстве. Кухулин, убив пса Кулана (самозащита), сам отработал сторожем, выращивая нового щенка. Поклялся не есть мясо собаки – побратима (1 гейс). 2 гейс – клятва помогать всем, кому это нужно. На этом и сыграли враги, когда захотели его убить. Ему пришлось нарушить первый гейс ради второго.После сватовства -> на остров потусторонний, где проходит “военную подготовку” у волшебниц – дев – воительниц. Девы – богатырши. Женщины севера работали и сражались наравне с мужчинами, => почти равноправие. Мир представлялся поместьем, за оградой которого все враждебно. Надо защищаться. Айфэ (воительница) рожает ему сына. Мифологема поединка отца с сыном. Кухулин знает, что перед ним сын, и убивает его. Сын мог повредить его родине. Кухулин выполняет приказ короля. Это – преданность своему племени.(дальше по читательскому)Кухулин и то, что отличает его от других героев:Черты архаического демонизма (демона моря, которые пришли из бездны; напоминает демона внешне);Мудрость, гуманность, доброта.Древние кельты считали, что настоящий герой должен быть добрым, гуманным. Кухулин принадлежит своему племени, своему роду. Он способен влюбиться, он теряет друзей. Это судьба Человека. Еще одно требование – герой должен быть мудрым (требование севера). Другой тип героя – путешественник и мореплаватель. Ирландцы не представляли себе жизнь без моря. У них все в горизонтальной проекции. Две стихии – Земля и Небо. Любимый (любовный) мотив – путешествие по морю. Большинство героев – в море. Зачем? Просто так: они не могут никуда не ехать (например, сага “Странствия Мэлдуина”). Мэлдуин стал известен миру, т.к. очень долго странствовал. Рассказывал об удивительных местах, никого не убил. Начало традиционно. Мэлдуин сильный, красивый, родителей не знает. Раскрывает тайну своего рождения. Яблоня – священное дерево (серебряное, золотое). Любимое дерево кельтов.Путники высаживаются, видят огненных свиней. Набрали яблок, ни одну свинью не тронули. Зачем приезжали? Просто так (кельтский вариант). Нейтральность поведения. Кельты очень корректны.Мотив красавица – герой: например на острове Стеклянного Моста появилась красавица. Мэлдуин предлагает ей руку и сердце. Она обещает подумать. Герой засыпает, а наутро ни девушки, ни острова. Они в руках. Мотив снов очень любопытен. В кельтском эпосе появляется мотив поисков счастья. Такая страна лежит за морем, но море (по кельтам) дарует смерть и бессмертие. В кельтском эпосе много образов женщин. Это: - хозяйка дома;- рациональная;- кельтская красавица; - колдунья. Изольда – золотой волос - “колдовская рыжеволосая своенравная женщина”. => мотив роковой всепобеждающей красоты. Раскрывается в изгнании сыновей Уснека.Персонажи кельтского эпоса действительно разнообразны. Они вписываются в классический жанр, несут отпечаток мифологии, уклада жизни.

Поэзия скальдов.Исландский саги. Скальдическая поэзия - разновидность поэзии древней Скандинавии. Поэтическое творчество скандинавов и исландцев принято делить на два кардинально различающихся рода: на эддическую и скальдическую поэзию. В то время как эддическая поэзия отличается простотой формы и содержанием эпического характера и близка к фольклору, поэзия скальдическая обладает нарочито изощрённой формой и часто весьма бедным содержанием.Скальдическая традиция сложилась уже к первой половине IX века. Она чрезвычайно устойчиво сохранялась ещё около двухсот лет после введения письменности в Исландии, крайне медленно разлагаясь под влиянием европейских письменных литератур. В скальдических произведениях невозможно обнаружить ни следа художественного вымысла. Поэзия для скальдов — способ констатации фактов, представляющих внехудожественный интерес и лежащих вне сферы их творчества. Скальды могут только сообщить факты, непосредственными свидетелями которых они были. Содержание их стихов не выбрано ими, а предопределено действительностью. Понятия «художественного вымысла» ещё не существовало, он для человека эпохи викингов был бы неотличим от лжи. Скальдическая поэзия — первый этап перехода к осознанному авторству в поэзии. Все усилия скальда направлены на изощрённую разработку формы, которая как бы независима от содержания. Основной жанр скальдической поэзии — хвалебная песнь. Своеобразным учебником скальдической фразеологии является «Язык поэзии», вторая часть «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона. Многие образцы скальдической поэзии дошли до нас как стихотворные фрагменты, включенные в саги, как повествующие о самих скальдах («Сага о Гуннлауге», «Сага о Бьёрне», «Сага о Халльфреде», «Сага об Эгиле», «Сага о Гисли», «Сага о Кормаке» и др.), так и упоминающие скальдов вскользь. В сагах неоднократно описаны даже соревнования героев, поочередно говорящих висы (напр., в «Саге о Гуннлауге »). Первым скальдом называли Браги Старого. Судя по его месту в их биографиях, он жил в первой половине IX века. Его висы - древнейшие из сохранившихся скальдических стихов, это хвалебные песни в честь норвежских конунгов.Эгиля Скаллагримссона

(ок. 910-990 гг.) считают самым выдающимся из скальдов. О нем сложена «Сага об Эгиле», одна из лучших исландских "родовых саг". Сохранилось сравнительно большое количество его произведений, и в том числе знаменитый «Выкуп головы»

Старшая Эдда.Мифологические и героические песни. “ Старшая Эдда ” – главный текст скандинавского эпоса.Особенности развития северно – германских племен. Собрание стихотворных (мифологических и героических) саг, XIII век (записаны в Исландии). Исландия – отделенная от континента, живет архаично. Хранитель УН традиций, сказаний и песен.Что такое “Эдда”, точно не известно.Памятник назван по аналогии (т.к. в XII веке написана “Скандинавская поэзия” (Скори Стурусон), и назвал свое произведение “Младшая Эдда”).Был обнаружен в 1643г.“Старшая Эдда” делится на 2 типа песен: 1)Мифологические (это порицания ведьм; говорит, как был создан мир и как он погибнет, => откровенно трагический характер. Ощущение, что все живут в ожидании последней битвы. В XX веке воскрешен Вагнером - “Кольцо Нибелунгов”, где траурный марш; гибель богов. Например, фильм “Апокалипсис сегодня”, где главный мотив – гибель богов и мира); 2)Героические (о подвигах героя. Серия “Песни о Сикуте”). Бог Один – верховный Бог (покровитель воинов).В Вальхаллу попадают только с мечом в руках. Там пируют в Валькириями – воинственными дочерьми Одина, летающими над морем и сушей.Эйнхирии – войны Одина. Сражаются с силами зла. Все погибнут – и хорошие, и плохие; и боги в том числе. Т.е. героев ожидает двойная смерть (одна на Земле, другие – вместе с богами). Миф возникновения мужчины и женщины из деревьев.Север – мир мертвых, центр – мир людей, юг – мир богов, Азгард (горизонтальный срез). Между ними находится Утгард (то, что за оградой, мир великанов, чудовищ). Это древняя проекция.Азгард – мир богов. Уже вертикальный срез. Великаны создаются вначале мира. Они постоянно нападают на мир богов и людей. Те сражаются вместе. Все мифы посвящены борьбе. Это главный мотив. Один – сын дух великанов. Бог мудрости, поэзии, покровитель воинов. Вечный странник. Синий цвет – синий плащ Одина и героев. Изображается одноглазым. Жертвоприношения. Сопровождают его вороны и волки. Принадлежит к клану шаманов. Отдал многое за тайну чтения рун. Руны – писались на табличках и камнях. Познать руны = уметь их читать, понимать.Одину пришлось висеть на волшебном мировом дереве Игдрасиль 9 дней. Был пронзен копьем, мучался жаждой и голодом. Потом упал на землю и ему открылась, как надо читать руны.Боги антропоморфны.Локки - “изюминка” скандинавской мифологии. Трикстер, антагонист главному герою, насмешник. Помогает Тору. Предстает в любых обличиях. Пародирует действия героев. Антигерой. Двойственный бог. Причина гибели мира: породит чудовищную хозяйку Хель загробного мира, погуби Бальдра – любимого сына Одина и Фэш.Бальдр – солярное божество. Долгий рассказ о его смерти должен объяснять появление в мире смерти. Канонизируется обряд захоронения.Смерть Бальдра – обоснование “последней” битвы.Локки – двойственный бог.Мотив, связанный с ним, - “Перебранка Локки” (его не зовут на пир, он обвиняет всех, его выгоняет молотом Тор).Браги – Бог поэзии, жена – хранительница золотых яблок.Боги антропоморфны. Мотив всеобщего примирения.Хетт (“боец”) и Бальдр – убийца и жертва – возвращаются в мир, 2 сына Одина и 2 сына Тора тоже возвращаются в мир.“Речь о высоком” – песнь.Культ мудрости и знания.Свод этических законов, правила хорошего тона. Один рассказ, как нужно себя вести (особенно воинам).Культ гостеприимства.Один покровительствует законам гостеприимства.Канонизируется этика скандинавов.

Младшая Эдда Снорри Стурлусона. Младшая Эдда, или «Сноррова Эдда» — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написано в 1222—1225, задумано как учебник скальдической поэзии. Содержит богатый материал по древнегерманской мифологии. Но неизвестны ни ее первоначальная форма, ни размеры творческого вклада ее автора или тех, кто ее потом переделывал, пополнял или сокращал. Она сохранилась только в списках более поздней эпохи (не древнее начала XIV в.) и явно не в первоначальном виде. Основные рукописи «Младшей Эдды» пергамент из Королевской библиотеки в Копенгагене, пергамент Оле Ворма из Арнамагнеанского собрания в Копенгагене. Между основными рукописями «Младшей Эдды» есть немало расхождений. Не ясно, что значит название «Эдда». Всего чаще предполагали, что оно значит «поэтика» Производили это название также от Одди, названия хутора, где воспитывался Снорри. «Эдда», следовательно, значит «книга из Одди». Бриньольв Свейнссон нашел в 1643 г. пергамент с древними песнями о богах и героях и назвал его «Эддой Сэмунда Мудрого». Дело в том, что, по сложившимся в XVII в. представлениям, Снорри в своей «Эдде» основывался на сочинении исландского ученого Сэмунда Снгфуссона по прозвищу Мудрый (1056–1133). С этих пор «Эддой Сэмунда» стали называть сборник древних песен о богах и героях, найденный Бриньольвом. А так как впоследствии было обнаружено, что Сэмунд не имел никакого от ношения к этим песням, их стали называть также песнями «Эдды», «Песенной Эддой», просто «Эддой», а также «Старшей Эддой». Песни, входящие в состав сборника, называемого «Старшей Эддой» действительно древнее, чем «Младшая Эдда». Но сам сборник, по-видимому, еще не существо вал, когда Снорри писал свою «Эдду», и пред полагают даже, что именно книга Снорри по служила толчком для его составления. В «Младшей Эдде» четыре части, сильно отличающиеся друг от друга и по форме, и по содержанию: «Пролог», «Видение Гюльви», «Язык поэзии» и «Перечень размеров». Обычно считается, что «Младшая Эдда» — это руководство для скальдов, т. е. учебник поэзии. Действительно, «Язык поэзии» и «Перечень размеров» похожи на учебник, и в «Языке поэзии» прямо говорится, что книга предназначена для молодых скальдов. Но в «Видении Гюльви» рассказывается много больше, чем могло бы понадобиться желающим научиться скальдическому искусству, и по форме эта часть совсем не похожа на учебник. Пролог не имеет никакого отношения к обучению поэзии. В противоположность остальным частям в нем очень сильно дает себя знать средневековая латиноязычная ученость, совершенно чуждая исландской устной традиции. Кое что в «Прологе» прямо противоречит. тому, что рассказывается в «Видении Гюльви»:Один правитель или бог? «Видение Гюльви» — несомненно наиболее цельная часть. входит в состав «Младшей Эдды», очевидно, потому, что мифологические имена нужно было знать скальдам. Эта часть «Младшей Эдды» имеет форму беседы между Гюльви — он скрывается под именем Ганглери — и тремя асами — Высоким, Равновысоким и Третьим, которые, отвечая на его вопросы, рассказывают ему о языческих богах. Источники «Видения Гюльви» — это прежде всего мифологические песни, известные по «Старшей Эдде». «Язык поэзии» значительно менее целен, чем «Видение Гюльви». «Перечень размеров» - скальдические стихи, но приводятся они ради их формы, а форма эта непереводима





Беовульф – первый памятник англосаксонской эпической традиции. Одна из древних АС поэм. Рассказывает о том, как был построен олений зал, о времени, в котором происходит действие -> о появлении Гренделя (волка - человека). Хтонического чудовища, который живет на болоте. На помощь -> Беовульф, который убивает Гренделя. -> мать Гренделя, которая мстит за сына. -> сражение с матерью (под водой). Говорится, что Беовульф прекрасно плавает. -> Беовульф ходит на родину, где правит 50 лет. Его посещает дракон. Беовульф выходит на поединок, убивает дракона, но дракон успел ранить его, Беовульф умирает.Классическая дружинная песня: в сюжете воинские подвиги героя. Эпическое число 3:- 3 части;- 3 победы;- 3 чудовища.Герой умирает в поединке (и только так!). нет дополнительных мотивов. Это классическая воинская поэзия, которая исполнялась бардами (соединение мифических, исторических и героических мотивов).Имя героя – Беовульф. Но и побеждает волка. У него хтоническое имя, которое указывает на его побратима (тотемного). Волк, с которым приходилось бороться, - это и- центральный персонаж; - воплощение хтонического мира; - олицетворение мира.Волк – это (1) воплощение непокоримого мира и (2) побратима. Тотем (1), воплощающий ужас (Одина часто изображали волком).Классическое сражение с драконом – мотив рокового золота.В “Беовульфе” мотив (золотого) кольца, который становится наилюбимейшим. Откуда кольцо в северном эпосе?В “Беовульфе”: когда пирует дружина, хозяйка дома одаривает их кольцами. Кольчуга в виде колец, кольцевая чешуя у дракона… этот мотив везде! Кольцо – это:- солнце;- завершенный цикл;- вечность;- круг;- то, чем меняются супруги в знак верности.Печатка – кольцо – знак власти. По кольцу узнавали принадлежность человека к племени.В “Беовульфе” христианские мотивы. Контраст между архаическими и христианскими мотивами. Едва ли не впервые появляются пейзажи (описания болот Гренделя).

Героический эпос позднего средневековья(11-13). Сформировалась система “вассальной зависимости”.“Вассальные пирамиды”.Система церкви.2 тенденции:1.Расцвет рыцарских замков. Замковая культура проявляется абсолютно во всем. Появляются стереотипы поведения.2.Формируется куртуазная литература. Рядом с замком проходят турниры, читаются на празднестве литературные произведения в честь прекрасных дам.Город представлял собой крепость.Города жили по принципу городов – республик. Народно-героический эпос. В основе – историческое событие, которое по-своему объясняется, осмысляется, трактуется в соответствии с народными представлениями о норме. Отличия от древнего эпоса:-Всегда патриотическая идея (“Песнь о Роланде”, “Песнь о моем Сиде” – основана на реальных событиях, испанское произведение). Реконкиста – завоевания коннистодоров. Ее возглавила церковь. Испания была разбита на княжества. Героизм испанцев в сражениях с маврами. Кто и как должен править страной?-Тенденция утверждения единства нации, осуждение распрей. Осуждение феодальной раздробленности. Говорится не о сражениях Сида с марвами, а об его противоречиях и распрях с королем. “Песнь о нибелунгах” – о том, как погибло Бургундское королевство, о предательстве.-Не всегда используется миф (сказку о вольгунгах использовала “Песнь о нибелунгах”).-Подробным образом рассказ о герое. Рассказ о вассальной преданности рыцарей. Король – квинтэссенция испанской земли. Сид перед примирением с королем целует землю. Зигфрид – высокий немецкий идеал. Судьбы государств зависят от конкретных людей.

Песнь о нибелунгах-немецкий героический эпос. Появляется Зигфрид Нидерландский, чтобы вступить в брак с сестрой 3-х королей Кримхильдой (идеальной женщиной рыцарского мира).У него есть некоторые магические черты, атрибуты. Мотив дальней любви. Узнает, есть такая красивая дама. Сватается. Дева – богатырша. Она сильнее любого мужчины. Демонстрирует силу. Если победит на соревнованиях, то убьет его, если победит он, то возьмет ее в жены. Зигфрид в плаще берет ее на плечо.Мотив состязания.Влияние городской литературы: Гунбера жена – богатырша вешает на крючок в комнате. Зигфрид утихомиривает ее, усмиряет, заберет кольцо. Это не по-рыцарски. С этого начинается гибель королевства. Кульминация – у церкви. Кримхильда показывает кольцо. Это страшное оскорбление. Брюнхильда мечтает отомстить. Для мести – образ Хагена (все знает, самый верный слуга).Кримхильда становится врагом Хагена и всех, кто клялся королеве Бургундии.Зигфрид предательски убит на охоте.Хаген преследует Кримхильду. Отбирает у нее золото.Она привлекает внимание Этцеля. Хаген пытается помешать этому браку. За нее вступается брат. Она выходит замуж, уезжает. Браться готовы ехать к сестре. Ссора, все бургунды убиты, она убивает лично Хагена, приказывает обезглавить брата Гунтера за смерть Загфрида.Этцель и Дитрих только остаются в живых. В понятие “куртуазность” входит щедрость, благородство и безупречность королей, изящество, светскость, но слабость правления. Гунтера, коварство и интриги => гибель.Идеальный образ Дитриха. Становится изгнанником, лишившись всех друзей – вассалов.Система персонажей свидетельствует о заимствовании из древнего эпоса -> в новой реалии.Зигфрид – трагический образ. Единственная ошибка – отдает кольцо жене и пояс.Плащ – неведимка, сражение с богатыршей, решительный в действиях и речах. Безупречно – куртуазный рыцарь.Характеры героев не мотивированы. Поступки и характеры заданы в сюжете. Кримхильда – сначала счастливая, добрая девушка, потом – стремительная женщина, мстительная, ей доставляет удовольствие унижения других женщин, потом – скорбящая, потом – мстящая дьяволица.Нет психологизма.Интересна категория времени. 40 лет. Но время – не последовательно движется, а будто пульсирует. Герои внешне не меняются. Этическое время. Подробное описание одежды, оружия, турниров. Вбитвах крупным планом показываются главные персонажи. Страдание и горе – главный лейтмотив песни.Осуждение феодальных распрей.

Песнь о Роланде-выдающийся пам.фр.героич.эпоса. Конец XI – начало XII веков. Действительно НГЭ.Главная – патриотическая идея (для того, чтобы страна процветала). Роланд – верный вассал короля. Начало песни – гимн Карлу Великому, которому более 3000 лет. Задача – показать идеал императора, патриота воина – вассала, как справедливое правление его. Нет установки на реалистичность.Марсилий – могучий барон, в нем нет ничего мавританского.Роланд – идеал французского мира, неистовость его равнит с эпическими героями. Он отважен.-> разворачивается иллюстрация к сказыванию. Каждый предлагает себя сам (поехать в качестве посла). Роланд предлагает Гвенелона. Гвенелон говорит, что Роланд его ненавидит. Они в присутствии короля грубят друг другу (вот оно СВ). все бароны считают себя первыми среди равных. В этой безмерной гордости баронов трагедия СВ.Гвенелон -> к Марсилию.Исследуется вопрос о праве личной мести в поэме: имеет ли человек право на личную месть, если речь идет о гос. вопросах? Гвенелон считает, что имеет. в Ронсельване французский отряд попадает в ловушку. Начинается бой.Оливьер просит протрубить в рог, чтобы Карл вернулся. Роланд отказывается: французы не должны рисковать своим королем. Все, что делает Роланд, персонифируется (его клинок - дюрандаль).В бою изначально французы в проигрышной ситуации. Каждый из любимых героев автора (Роланд, Оливьер) совершает подвиги. Прием гиперболизации. Соотношение убитых и убиенных в пользу Франции. Погибают все французы. Роланд остается один и видит эту ужасную сечу (бароны полегли, все его друзья мертвы, он сам не получил ни одного удара). Он обходит поле, ему становится плохо. Нет единоборства (на ем стоит эпос). Нет боя Роланда, т.к. у него нет достойного противника. Вначале Роланд трубит в рог (когда погибли все французы). Трубит, превозмогая тоску и боль. Трубение в рог растягивается на многие строки (чтобы показать усилие): 1) нужно погребение; 2) бой закончен, => Карл в безопасности.Роланд, который видит смерть всех своих собратьев и который подходит к скале (и сама сцена прохода его по полю потрясает). Мысль о том, что сейчас что-то произойдет. Роланд не может оставаться живым на этом мертвом поле, он умирает вместе со всеми, он не хочет встречать короля. Когда он приходит в себя, идет к скале, он прощается со своим мечом. Роланд обращается к Богоматери. Граф бьет мечом по глыбе, разбивает свой меч (другой верный его друг – конь - убит). Меч цел -> перечисление побед с этим мечом. Меч не хочет с ним прощаться. Меч непобедим также, как и его сэр Роланд.Начинается мифологизация всех рыцарских деталей. Главный священный предмет – меч Карла.Роланд ложится на зеленую траву, кладет меч и рог себе на грудь. Он обращает лицо к Испании, которую он покорил. Роланд умирает.Нет финального поединка. Роланд не отделим от своего войска. Роланд – истинный рыцарь.Возникновение этого произведения – это следствие крестовых походов (где формируется миф о рыцаре). Все в “Песне” отражает блеск и нищету этих походов.Карл приходит на поле. Он скорбит. Видит: нет рыцаря, нет барона. Цвет Франции погиб. Король решает наказать тех, кто ушел, и гонится за ними. Король слышит ангела. Христианский государь может даже продлить световой день.На битву Карла нет времени (говорится, что Карл истребил врага).Последняя часть – расправа с Гвенелоном.Король -> в Аахен (свою столицу). Здесь начинается суть, здесь наказывают Гвенелона, который просит заступиться за него. Они утверждают право на месть. Гвенелон казнен как предатель.Карл справедлив. Предательство посрамлено, но родине нанесен урон. Такого полководца как Роланд больше нет. Предательство Гвенелона, => обнажается страна.Не может быть личная месть и личные действия любого человека оправданы, если они наносят вред всему государству (вот ментальность!). Тяга е объединению государств

Песнь о Сиде-крупнейший пам.исп.героич.эпоса. Один из памятников испанского народа.Отсутствует мифологические элементы, и даже мифологизация героя. В испанском ГЭ одно упоминание о маврах. Где сражения? Говорится о конфликте Сида с королем.“Песнь” делит персонажей на 2 типа – Сид и его сподвижники, которые просты, их цели совершенно ясны. Сид – смелый воин, любящий муж и отец. Конфликт великого героя и короля - “слабый король – сильный вассал”. Чаще всего это зависть короля, связанная со слабостью – трусостью. Сид дерзок, мужественен как Роланд. Сид мудр и острожен.Это произведение напоминает жизнеописание мудрого и сильного господина. Он целует землю перед встречей с королем.Здесь и мавры другие. До сих пор в Испании живет очень много арабов. “Песня” определяла отношения людей. Мечеть и христианская церковь – знак Испании. Есть честные мавры. Все арабы признают доблесть Сида. В “Песне” сохраняется самый трагический и противоречивый этап его жизни – конфликт с королем и его изгнание им. Роль церкви: она возглавила Испанию, без нее Испания бы исчезла (она воевала 5 веков). Все представители церкви (особенно испанской) – главные. За усиление церкви. Испания расплатилась инквизицией. Она все пронизывала.

Поэзия вагантов. Вагант – бродячий памятник. Романтическая картина: толпа горожан в ней – красивый молодой человек, играет на лире.Ваганты = гулиарты (“гули” = “глотка”) => люди, любящие выпить и закусить.Голиард – появляется не просто в стихах, но в установлениях церкви (им запрещают исполнять нечестивые вирши).Бродячие поэты и их сборники: “Сборники голиардов”, “Миф об ордене вагантов и голиардов”, куда попадают все. Их поэзия воспитана на отрицании ценностей.Предвагантская лирика – клирика, сыны церкви, которых никуда не пускпли, всеми гонимы.Ваганты писали на латыни.Первые университеты – Соборные школы. Обучались те, кто поступал в Университет.В ПВ время: в Риме антиримские убеждения.В основе клирики (мы не обыватели): 1) книга пророков, кто обрушивается на врагов; 2) “песнь песней”: великий брак Христа и церкви, => воспевание плотской и земной любви.ПВ – бродячие клирики, кто закончил Соборную школу.XII век связан с взятием Иерусалима, 1099г.Каждый трубадур гордился своим именем -> подписывали свои произведение. Ваганты не подписывали (т.к. они клирики, принадлежат демократическому сословию, латинской культуре Университета). Они воспитаны на античной культуре.Овидий – их кумир.Ваганты – ученые поэты, знают высокую латынь. Вставляют в свою поэзия Овидия, Вергилия. Они пародируют, цитируют друг друга. Пишет нечто среднее: на французском и немецком языке и латыни (например, произведение про скромную девушку). Они смешивают 2 – 3 языка + вставки греческих слов. Соединяют все темя. Их поэзия шире Венеры и Бахуса. Могут быть непристойными, вульгарными, грубыми/нежными. По разнообразию тем им нет равных. У них псалмынь, баллады о крестовых походах и о трагедии МТН. Их запрещали, критиковали.К концу XIII века иссякает источник поэзии. “Gaudeamus” написали ваганты. Есть у них гимн “Филология”. Ваганты ругают учение, превозносят бедность.Шатильонский, Вальтер Шельонский, Примас Орлеанский: все эти поэты гордились своими стихами.Примас соответствует бродячему поэту, много страдал. Наиболее эмоциональный, дерзкий, неистовый. В нем обличительная струя, тенденция.Архипиит – более универсальный.Архипиит Кельтский – читает при дворе.Вальтер Шатильонский – самый ученый, читающий из Собора. Знаменитые темы: - любви и воли (беззаботная тема); - мимолетность юности (momento more). Все темы – Француа де Вью – развивает все темы вагантов. Все темы соединяются в высокую трагедию;- любви к свободе (мир огромен, вольная дорога).СВ мир замкнут, они пытаются его разомкнуть.Есть произведения о падении учености. Легкий издевательский пародийный характер.Знаменитое стихотворение - “Орден богатых”, самое харизматическое. Отсюда миф “Alma mater”.Орден вагантов противопоставлен церковному ордену и рыцарским союзам.Союз вагантов – основа бродячих песен.

Латинская литература средних веков. Вплоть до XII века литературным языком Средневековья была латынь, унаследованная узким сословием образованных людей – клириков, то есть тех, кто принадлежал к духовенству. Это была уже сильно изменившаяся со времен римской классики латынь, приспособленная для народов-варваров и новой христианской культуры. Литература на латинском языке продолжала существовать и после XII века, но с этого времени она развивалась параллельно с литературами на национальных языках. На латинском языке написаны труды первых христианских авторов - апологетов (то есть защитников новой веры) и Отцов церкви, то есть тех авторов, чьи сочинения были признаны церковью как своды незыблемых истин. Уже в творчестве Отцов церкви происходит встреча двух культурных традиций и двух мировоззрений – гибнущей античной культуры и культуры христианской. Для формулировки и выражения своих взглядов Отцы церкви использовали не только латинский язык, но и учения античних философов, в первую очередь – Платона и Аристотеля. На латинском языке создавались хроники, трактаты, письма, диалоги, эпические поэмы на библейские сюжеты, видения. Самым крупным мыслителем и писателем среди Отцов церкви является Аврелий Августин (354-430). Другим чрезвычайно влиятельным в Средние века писателем и ученым, творившим уже после крушения Рима, был «последний римлянин» Северин Боэций (480-525), создатель системы средневекового школьного образования, автор многочисленных трактатов на религиозные и иные темы (например, «О музыке»), а также философского диалога «Об утешении философией». В IX веке, после почти трех воистину “темных” веков, не отмеченных ни одним ярким именем, в истории европейской культуры в целом и в латинской литературе, в частности, начинается подъем, получивший название “Каролингское возрождение”. Зачинателем этого культурного движения стал Карл Великий. Он издал указ о создании монастырских школ, которые стали главными очагами распространения грамотности. При дворе Карла в Ахене в подражание Греции и Риму была создана “академия”. За “каролингским возрождением” последовали ряд других – “оттоновское” (X век), «овидианское» (XI век). Но особо следует выделить «возрождение» XII века, - вершину расцвета всех средневековых литератур, в том числе и латинской. В XII веке творил французский латиноязычный писатель и философ Пьер (Петр) Абеляр (1079 – 1142) «История моих бедствий». В ней Абеляр повествует о гонениях, которым он подвергался со стороны своих коллег по школе в Сен-Дени, которые не могли простить ему его успехов на педагогическом и ученом поприще, и духовенства, противящегося его стремлению опереться на раузм в познании действительности. В отличие о исповедующегося Августина, Абеляр, хотя и признает свои прогрешения, не спешит в них покаяться. Источником всех своих несчастий он считает почти исключительно происки врагов. Абеляр как герой своей автобиографии. Но в памяти средневековых людей Абеляр остался не столько как философ, сколько как герой трагического любовного романа, о котором он вскользь упоминает в своей книге. Речь идет о его любовной связи с одной из самых умных и образованных женщин того времени Элоизой. Аделяр был домашним учителем Элоизы, соблазнил девушку и заключил с ней тайный брак, опасаясь испортить свою педагогическую карьеру (тогда считали, что духовный наставник молодежи должен быть монахом). Оскорбленный дядя и воспитатель Элоизы жестоко наказал Абеляра, изувечив его. После чего Элоиза постринглась в монахини и стала аббатиссой монастыря, расположенного рядом с монастырем Параклет, настоятелем которого был Абеляр. Сохранилась переписка Элоизы и Абеляра, ставшая олдним из самых известных памятьников средневековой литературы

Августин Аврелий 354 - 430 родился в городе Тагаста (сев. Африка). отец – римский подданный, язычник, мать – христианка. Учился в риторической школе; создает школу в Карфагене, 10 лет преподает. В 30 лет едет в Рим. Увлекался Цицероном. Принял крещение поздно. Едет в Тагасту. 396г. –епископ Тагасты. Жизнь посвящает проповедям. Пишет о “Троице”, “О градии Божьем”, “Исповедь”. Задавал вопросы: “Кто такой человек?”, “Нужен ли Бог человеку?” и наоборот. Главный его жанр – видения, проповедь.“ Исповедь ” – показывает, как осуществляется путь к Богу. У каждого свой, но есть общее, которое и согл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: