Краткое описание межшкольного исследования
«Влияние разных видов музыки на некоторые процессы высшей нервной деятельности»
Целью всего проекта было изучение влияния разных видов музыки на некоторые процессы высшей нервной деятельности человека, а именно - на память, уровень концентрации внимания и скорость реакции.
Три школы команды «ЭКО» независимо друг от друга проводили одни и те же исследования, но разница итога зависела от музыки, которую использовали для проведения опытов.
§ Лемешкинской СОШ досталась возможность работать с расслабляющей музыкой, мы выбрали классику – композиции Моцарта.
https://deti-online.com/pesni/muzyka-mocarta/dlya-ras..
§ Ребята из Московской школы должны были работать с ритмичной музыкой (в стиле русского репа), но проявили инициативу и подобрали для исследований классическую скрипку.
https://ru123.iplayer.info/q/ритмичная+скрипка/
§ Ребята Красноярской школы проводи опыты под тяжелый рок. Они использовали песни групп Rammstein и SystemOfADown.
https://mp3party.net/music/8451977
https://muzofond.org/search/rammstein du riechst so gut
Общие результаты исследований
Влияние разных видов музыки на память:
По общим результатам исследований классическая музыка (музыка Моцарта в нашем случае) благотворно повлияла на память у большинства испытуемых. И мы рекомендуем попробовать заучивать то, что надо запомнить наизусть, – стихотворения, правила, законы, теоремы, формулы, иностранные слова и т.д., – слушая музыку Вольфганга Амадея Моцарта: в частности, Serenade No. 10, K. 361. А вот рок-музыка, наоборот, очень негативно сказалась на памяти испытуемых. Так же в большей степени и ритмичная музыка замедляет работу мыслительных процессов, отражающихся на запоминании слов учащимися. Поэтому мы не рекомендуем вам слушать данные виды музыки во время заучивания чего-либо.
|
Влияние разных видов музыки на концентрацию внимания:
Исходя из результатов исследования, можно понять, что спокойная музыка расслабляет и, соответственно, не даёт сконцентрировать внимание, поэтому при прослушивании данной мелодии всем испытуемым было трудно сконцентрироваться, сосредоточиться и выполнить задание, совмещающее в себе внимательность и скорость. С рок-музыкой же тест Пьерона-Рузера заполнялся быстрее, чем в тишине, точно так же, как и ритмичная музыка улучшала концентрацию внимания у старшеклассников. Таким образом, для дел, где необходима и скорость и внимательность, как в данном тесте, мы можем рекомендовать Вам быструю, энергичную музыку.
Влияние разных видов музыки на скорость произвольной двигательной реакции:
Улучшения или ухудшения реакции благодаря спокойной музыке были незначительными, и количество учащихся, проявивших улучшение показателя, было не подавляющим. Выводы о положительном или отрицательном влиянии Рок-музыки на скорость реакции тоже оказались неоднозначны. А вот проводившие опыты с ритмичной музыкой, утверждают, что их результаты стали немного лучше. Это связано с тем, что участники часто слушают музыку похожего типа, и психологически их музыка не затронула.
Обобщение всех наших исследовательских работ можно представить в виде такой таблицы
№ опыта | Спокойная классическая музыка. (Лемешкинская СОШ) | Тяжелый рок.(Красноярская СШ № 1 имени В. В. Гусева) | Ритмичная классическая музыка. (МосковскаяГБОУ СОШ № 2051) |
1. Влияние на память | Улучшилась на 47% | Ухудшилась на 16% | Ухудшилась на 5% |
2. Влияние на внимательность | Ухудшилась на 33% | Лучше на 21% | Улучшилась на 9% |
3. Влияние на скорость реакции | Ухудшилась на 3%, вывод неоднозначен | Улучшилась на 6%, вывод неоднозначен | Улучшилась на 6% |
Где:
спокойная музыка улучшает запоминание, ухудшает уровень концентрации внимания, замедляет процессы активности;
ритмичная музыка замедляет мыслительные процессы, но улучшает концентрацию внимания и скорость произвольной двигательной реакции;
рок-музыка замедляет и ухудшает память, но помогает сконцентрировать внимание.
|
Мы не можем утверждать, насколько достоверны наши результаты, но смотря на таблицу, можно сделать вывод, что в большинстве случаев результаты различаются не сильно (за исключением тех случаев, когда виды музыки слишком уж противоположны, ведь тогда различие логично).
Учебная и практическая ценность командной исследовательской работы
Эта исследовательская работа может оказаться полезной как новая информация для размышления о видах, особенностях, пользе и вреде музыки. Наглядные графики и таблицы помогут изучить результаты самих исследований и сделать выводы. Презентации, прилагающиеся к докладам, помогут так же проинформировать и других. Например, их можно использовать на классных часах для общего развития детей и подростков, или же на уроках биологии, ведь это школьные научные исследования.
Возможно, конкретно такие исследования с такими выводами еще никто не делал, а это может значить, что наш проект внесет пусть и небольшой, но все же вклад в науку.
Безусловно, и для нас эта работа не осталась без пользы. Мы знакомились с новой информацией, фильтровали и оформляли ее. Мы учились подготавливать и проводить исследования, а самое главное – делать выводы. Работать и индивидуально, и в команде, помогая друг другу. Это большой и важный опыт для нас.
Старший капитан исследовательского тура
Труженикова Анастасия,
МКОУ «Лемешкинская СОШ»