Цель: развивать умение отвечать на вопросы, правильно формулировать свою речь.
Оснащение: рассказ Н.Носова «На горке».
Содержание. Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н.Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения.
Например:
Был ясный день, снег на солнце …(сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы …(пулей, вихрем, так, что дух захватило)
Санки перевернулись, и мальчик …(шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем)
Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица).
Магазин игрушек.
Цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки»
Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую» позу, изображая расставленный в магазине товар.
«Покупатель» подходит к какой – либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?»
После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.
Путешествия Буратино.
Цель: развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей, а также умозаключений.
Оснащение: кукла «Буратино», фишки.
Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель показывает детям игрушку и говорит:
- Ребята, к нам в гости заглянул Буратино. Он побывал во многих детских садах. Слушайте Буратино и постарайтесь отгадать, в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром, или вечером) это было.
Примеры:
- Зашел Буратино в комнату, где дети:
§ засучивают рукава, намыливают руки, вытираются;
§ расстегивают пуговицы, снимают и складывают одежду, потягиваются, успокаиваются, отдыхают, спят;
§ пляшут, поют, слушают, притопывают, кружатся, кланяются;
§ маршируют, приседают, пролезают, спрыгивают.
- Был Буратино в детском саду, когда дети:
§ приходят, здороваются, переобуваются, заходят в группу;
§ одеваются, прощаются, уходят;
§ купаются, загорают, ходят босиком;
§ лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах;
Ребенок, который первым отгадал и дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
Угадай и нарисуй
Цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
Оснащение: простые карандаши и листы бумаги. (По количеству участников)
Содержание. Дети сидят за столом. Воспитатель загадывает загадки. Дети должны отгадать их. Затем, не называя отгадок, нарисовать их.
Примеры загадок:
Под сосною у дорожки На спине иголки
Что стоит среди травы? Длинные да колкие
Ножка есть, но нет сапожек, А свернется он в клубок -
Шляпка есть –нет головы. Нет ни головы ни ног.
(Гриб) (ежик)
По окончании рисования начинается обсуждение.
Дети объясняют, как им удалось или почему не получилось разгадать ту или иную загадку.
Я бросаю тебе мяч.
Цель: научить устанавливать обратную связь при взаимодействии друг с другом.
Оснащение: мяч.
Содержание. Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, яблоко и т.д.)
Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой – либо вывод, например: «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».
Почему? А потому!
Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личные особенности слушателя.
Оснащение: фишки.
Содержание. Воспитатель приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:
- Почему кошка часто умывается?
- Может слон жить без хобота? И др.
Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.
Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
Бывает – не бывает.
Цель: развивать умение логически мыслить, фонтазию, воображение.
Оснащение: любые предметные картинки, например: крокодил, тучка, цыпленок, луна и др.
Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Один из пары берет картинку и придумывает к ней какую – либо небылицу. Второй участник должен доказать, что так не бывает. Первый ребенок противоречит, доказывая,что такое может случиться.
Варианты диалогов детей:
- Крокодил летает.
- Крокодил не летает, у него не крыльев.
- Нет летает, его везут в самолете.
- Тучка упала на землю.
- Тучка плывет по небу, она не может упасть.
- Нет, тучка упала дождем.
Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
Не бывает….
Цель: развивать ассоциативное мышление, формировать понимание фантазийности предполагаемого.
Оснащение: фишки
Содержание. С помощью считалки выбирается водящий. Он приводит какое – либо утверждение, с его точки зрения неправдоподобное. Например:
- Дети учат взрослых.
- Отменили «тихий час». И т.п.
Остальные участники должны придумать условия, при которых это утверждение станет возможным. За верный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.
Но зато я…..
Цель: Умение отстаивать сою позицию, видеть положительное в окружающем.
Оснащение: мяч.
Содержание. Участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч.
Ребенок, бросивший мяч, говорит какую –либо фразу о себе, которая начинается словами: «Я не …».
Ребенок, получивший мяч, должен ответить, начиная со слов: «Но зато я…».
Например: Я не забываю чистить зубы по вечерам.
Но зато я, мою руки перед едой.
Что было бы, если бы я …
Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности.
Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Ребята, представьте, что вы встретились с Феей и она рассказала, что может превратить вас в кого бы вы ни пожелали, но только если вы объясните свой выбор.
Варианты ответов детей:
артистом, то сыграл бы роль…
художником, то нарисовал бы…
если бы я был: воспитателем, то…
цветком, то радовал бы….
животным, я бы…
Доказательство.
Цель: учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла, умение конструировать текст.
Оснащение: различные предметы (счетные палочки, пуговицы, кубики, геометрические фигуры и др.); фишки.
Содержание. Педагог раскладывает перед участниками предметы и предлагает им подумать и сказать, какую фигуру можно из предложенных предметов
Когда кто – то из детей дает ответ, например: «Из палочек и пуговиц получится машина», то в качестве доказательства он должен выложить придуманную им фигуру.
Ребенок,который правильно выполнил задание,получает фишку.
Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
Художник слова.
Цель: развивать ассоциативное мышление, внимание, память.
Содержание. Участники садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Выбирается водящий, который рисует словесный портрет кого – либо из группы, не называя имени этого ребенка. Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Магазин.
Цель: развивать логическое мышление, учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл.
Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.
Содержание. С помощью считалки выбирается водящий - «продавец», остальные дети - «покупатели».
На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д.
«Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю». Затем водящий меняется, игра повторяется.
Опиши друга.
Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям.
Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.
Библиотека.
Цель: развивать слуховое восприятие память, описательная речь.
Оснащение: книги, хорошо известные детям.
Содержание. С помощью считалки выбирается водящий. – «Библиотекарь», остальные дети – «читатели».
Один из «читателей» описывает содержание нужной книги, не называя её. По его описанию «библиотекарь» должен догадаться, о какой книге идет речь, и «выдать ее читателю»
Знакомство.
Цель: развивать умение ориентироваться в ролевых позициях.
Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.
Содержание. С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям. После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»
Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.
Угадай, кто это.
Цель: развитие умения перерабатывать полученную информацию. Развивать наблюдательность к окружающим людям.
Содержание. Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий- «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого – либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь.
Ребенок, который первым дал правильный ответ, выводит в круг загаданного участника, и они вместе с «рассказчиком» взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую остальными детьми:
Встаньте, дети,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг,
Встаньте в круг.
Я твой друг и ты мой друг,
Добрый, добрый друг!
Затем угадавший становится «рассказчиком», игра возобновляется.
Построим город
Цель: развитие умения конструктивного взаимодействия, умение договариваться, планировать действия.
Оснащение: конструктор.
Содержание. С помощью считалки выбирается двое детей – «архитектор» и «начальник стройки». Задача «архитектора» - рассказать «начальнику стройки», какой город нужно построить. Например:
- В этом городе планируется семь строек. В центре города должна быть двухэтажная больница. Справа от больницы - улица, в начале которой три пятиэтажных дома. Слева – одноэтажный магазин. За больницей – трехэтажная школа. Перед больницей – библиотека.
«Начальник стройки», учитывая личностные особенности детей,распределяет роли и объясняет каждому участнику, что и почему он будет строить. Например: Коля и Алеша будут строить дом, потому что у них это хорошо получается. Таня с Леной и Людой построят библиотеку, потому что они любят книжки читать….
Когда строительство будет закончено, «начальник стройки» благодарит всех за работу, а «архитектор» оценивает правильность выполнения заданной постройки.
Телевизор.
Цель: Развитие умения активно слушать, принимать условия игры, брать на себя ролевое поведение (интонацию, мимику, жесты – ведущего).
Оснащение: «телевизор» (окно в ширме или стульчик со спинкой)
Содержание. С помощью считалки выбирается «ведущий телепередачи». Остальные участники – «телезрители» - делятся на две команды и выходят из комнаты.
Педагог предлагает ребенку сыграть роль ведущего передачи «Новости» («В мире животных», «Музыка на ТV» и др.) Когда ребенок подготовится, в комнату приглашается одна из команд «телезрителей».
«Ведущий» комментирует события, которые характерны для этой телепередачи.
«Телезрители» должны угадать название телепередачи.
Затем дети меняются ролями,игра возобновляется.
Диалоги.
Цель: умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами.
Содержание. Участники разбиваются на пары.
Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер.
В течение 3 -5 минут участники общаются.
Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети меняются парами. Им дается второе задание –рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.
Доброе животное
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Содержание. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Паровозик
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.
Содержание. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.