Сущность политических режимов современности




 

Говоря о политических режимах, следует отметить, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем политическая система. Как правило, в рамках одной политической системы может осуществляться смена нескольких политических режимов. В современной России на смену политическому режиму Б.Н. Ельцина пришел режим В.В. Путина, а затем режим более сложной конфигурации. Как правило, политические режимы олицетворяют собой определенную государственную политику, реализуя тот или иной политический курс. При этом государство влияет на основные характеристики политического режима, определяя его содержание, общие принципы и индивидуальные черты.

Андрей Хазов в своей статье «Характеристика политических режимов в постсоветской России» пишет: «Именно от государства зависит, будет ли режим демократическим, тоталитарным или авторитарным, отражая характер и способы взаимоотношения власти, общества и личности».

Надо отметить, что историческая и политическая практика крайне редко отражает идеальные типы политических режимов. Преимущественно она связана с особенностями политических режимов в условиях, так называемых переходных состояний, когда имеет место смешение как прежних, так и новых приемов, способов и средств осуществления государственной власти. Демократия, авторитаризм, модернизация, менталитет, культура, духовность, социально-культурная среда имеют в России уникальные особенности, что находит отражение в переходных состояниях политического режима.

Поддерживая концепции западной транзитологии, большинство российских исследователей полагают, что политический режим в современной России представляет собой симбиоз демократии и авторитаризма, ограничивающий возможности демократического развития и затрудняющий политическое самоопределение страны. Для характеристики политического режима в современной России используются термины «авторитарная демократия» (В. Рукавишников), «полу-демократия» (Л. Гордон), «российский гибрид» (Л. Шевцова), «фасадная демократия» (Д. Фурман), «электорально-клановый» режим, или «клановая демократия» (А. Лукин), «режимная система», «номенклатурная демократия» (О. Крыштановская, Л. Шевцова). Особенности политического режима могут иметь не только демократический характер. Даже в рамках демократической модели эволюции политического режима периоды демократического подъема могут сменяться авторитарными и более жесткими кризисами, о чем более чем красноречиво говорит опыт российской демократии.

После крушения СССР и до середины 1990-х гг. определяющей тенденцией в формировании политического режима было движение в направлении от тоталитаризма к представительной демократии.

Однако политика 1990-х гг. носила двойственный характер. В ней уживалось отсталое командное управление старого типа, бюрократическое регулирование экономики и передовая политика, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы.

Не препятствуя развитию демократии, власть в радикально новых формах воспроизводила практику прошлого. Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несла в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого.

Следует подчеркнуть, что в современной России создание институтов государства, которые формально являются демократическими, не сопровождается институционализацией политических процессов, а интересы государства и общества часто не совпадают.

Как следствие, в настоящее время отсутствует эффективная политическая система, отражающая интересы общества. В результате сформировался гибридный политический режим, который обладает признаками демократии, но еще не является демократическим. Власть, разрываемая изнутри несовместимыми началами, генетически нестабильна и в целях выживания должна постоянно перетекать из одного режима в другой, не меняя при этом своей сущности. А неразвитость демократических институтов ведет к разочарованию в них и появлению в обществе тяги к «сильной руке», к надеждам, что авторитарный лидер гарантирует стабильность и порядок. С приходом к власти В.В. Путина в политическом режиме первого десятилетия XXI в. Нашли проявления как авторитарные, так и демократические тенденции.

В целом, важной особенностью этого политического режима выступила политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности, именно она способствовала минимизации политических конфликтов, помогала использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Важно при этом подчеркнуть, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима. Говоря об особенностях политического режима в современной России в условиях переходных состояний, нельзя не отметить и его стремление ограничить права граждан, повысить контроль над их политической активностью, вытеснить с политического рынка все сколько-нибудь значимые формы политического протеста, управлять политическими контактами с бизнесом и т.д. Другими словами, политический режим собственной активностью в определенной мере подменяет активность всех других политических процессов.

В целом, давая оценку последнему двадцатилетию развития страны, надо признать, что в России имеет место авторитарно-демократическое переходное состояние политического режима с ярко выраженной тенденцией усиления авторитаризма, обусловленной сохранением старых недемократических и применением новых демократических методов осуществления государственной власти, что позволяет говорить об амбивалентности (двойственности) политического режима.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: