ДОКЛАД
на тему: «История медицины Древнего Китая»
| |||
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. История Древнего Китая…………………………......................................3
2. Философские основы Китайской медицины……………………….…….4
3. Строение человеческого тела……………………….……………………..5
4. Здоровье и болезни………………………………..……………………......6
5. Традиционная Китайская медицина………………………………...….....6
5.1. Иглоукалывание
5.2. Прижигание
5.3. Оперативное лечение
5.4. Массаж и лечебная гимнастика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…………..10
История Древнего Китая
На протяжении тысячелетий в Китае развивалась культура, иероглифическая письменность: люди писали на бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, бронзовых сосудах, затем – на шелках и бумаге. Одновременно развивалась и медицина.
Высокие горные хребты Тибета были непреодолимым препятствием и закрывали Китай от других стран Южной Азии и Ближнего Востока. Контакты Китая с западными странами начали устанавливаться лишь во II в. до н.э.. В период империи Хань при императоре У Ди открылась возможность товарообмена, был освоен Великий шелковый путь из Китая в Среднюю Азию. Этим же путем во II-III вв. н.э. в страну проник буддизм (из Древней Индии – через страны Средней Азии и Восточного Туркестана).
Основные периоды в истории:
1) период Шань-Инь XVII-XI вв. до н.э. – формирование раннеклассового общества и государства Шань-Инь;
2) период династии Чжоу XI-III вв. до н.э. – стало много самостоятельных государств;
|
3) период империи Цинь 221-207 гг. до н.э. – страна объединена в единую Империю, началось сооружение Великой китайской стены;
4) период империи Хань 206 г. до н.э. – был принят закон империи, доминировала идеология конфуцианства, существовали феодальные отношения вплоть до XX века.
Периоды врачевания:
1) период становления традиционного китайского искусства врачевания XVII-III вв. до н.э. – преобладала устная традиция китайской медицины (эмпирический опыт китайского народа);
2) период империи Хань (III в. до н.э.- III в. н.э.) - когда традиции врачевания записывались – Хроника Ханьской династии.
Основными источниками изучения традиционного искусства врачевания Древнего Китая являются памятники медицинской письменности, летописи, данные археологии, памятники материальной культуры.
Ши цзи – первые исторические записки (I в. до н.э.) из хроники династии Хань – метод чжень-цзю и пульсовой диагностики.
Хунь фань – философия гармонии человека с Вселенной о пяти первоэлементах, из которых состоит человек и Вселенная.
Хуанди Нэй цзин – трактат Желтого императора о внутреннем. Это трактат между мудрецом, врачевателем Ци-Бо и императором Хуанди – это беседа о взаимосвязи человека с природой о субстанциях ян и инь. Трактат состоит из 18 книг:
В 1-9 книгах «Су Вэнь» о структуре жизнедеятельности организма в связи с природой и Вселенной, о распознавании болезней и симптомов.
В 9-18 книгах «Лин Шу» - описывается древний метод чжэнь-цзю.
В XII в. Лю Юншу (1120-1180 гг.) переработал трактак «Ней цзин». Было исправлено большое количество ошибок, сокращено число заболеваний с 1500 до 17 основных, число прописей с 700 до 371 и были убраны суеверия.
|
Философские основы Китайской медицины
Представления древних китайских философов об окружающем мире и природе человека легли в основу их понимания здоровья и причин болезни. В трактате «Си цы чжуань» - единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции ян (Yang) и инь (Yin), которые неделимы и едины. Инь означало северный и теневой, нечто холодное и негативное, женское. А Ян – южный и солнечный, нечто позитивное и светлое, мужское.
В трактате «Ней цзин» - ян претворяется в небе как субстанция, инь претворяется в земле, отсюда: ян – небо, солнце, подвижность; инь – земля, луна, покой. Ян рождает и трансформирует дыхание; инь – выращивает и формирует телесную форму.
Взаимодействие и борьба этих начал порождает 5 стихий (у шин): вода, огонь, дерево, металл, земля. Из которых возникает многообразие материального мира: человек=> вода=> дерево=> огонь=> земля=> металл=> вода. Взаимное преодоление: вода тушит огонь=> огонь плавит металл=> металл разрушает дерево=> дерево – землю=> земля засыпает воду. Человек есть часть (небо – человек – Земля) и развивается в гармонии.
Трактат «Лунь Хэн»– учение об анатомическом строении вещества. Врач Ван Чун боролся с суевериями, был против конфуцианского культа предков о бессмертии: - «Среди существ, несущих в своих венах кровь, нет таких, которые не умирали бы»; «Мёртвые не превращаются в духов и не могут причинить вред людям».
Ценность человека – как существа рожденным небом и Землей в том, что у него есть способность к знанию.
|
Строение человеческого тела
В китайской медицине к Инь относятся органы (цзан): сердце, лёгкие, печень, почки, селезенка, выполняющие функцию сохранения определенного вещества. К Ян относятся (фу): желудок, желчный пузырь, тонкая и толстая кишка, мочевой пузырь и 3 обогревателя[1]. Они опорожняются и ничего в себе не сохраняют.
Здоровье и болезни
По традиционной философии здоровье – это результат равновесия начал инь и ян и 5-ти стихий (у шин).
Болезни – это нарушение их правильного взаимодействия. Избыток – ян синдром, недостаток – инь синдром. На них действует эмоциональное состояние человека (гнев, радость, печаль, размышления, огорчение, боязнь и страх). Или же естественные причины (холод, ветер, сухость и сырость). Также на болезни влияет место проживания, на Юге в основном растительная пища, на Севере – животного происхождения (мясо, молоко), это нужно для поддержания энергии в организме. Отсюда и болезни соответствующие.