И воспроизводством биологических видов ресурсов




Государственное управление использованием, охраной и воспроиз­водством биологических видов ресурсов, помимо Президента, Правительст­ва РФ и администрации субъектов Федерации, осуществляется специально уполномоченными органами по охране, контролю и регулированию исполь­зования:

- Госкомэкологии РФ и ее территориальными органами (управление видами животных, занесенных в Красную книгу);

- Роскомрыболовством, его бассейновыми управлениями и инспек­циями рыбоохраны в регионах (управление рыбными ресурсами, ресурсами водных животных);

- Минсельхозпродом (Департаментом по охране и использованию запасов охотничьих животных) и управлениями охотничьего хо­зяйства на местах.

Государственное управление биологическими ресурсами осуществля­ется на основании учета различных видов ресурсов и составления кадаст­ров, мониторинга ресурсов, нормирования использования, лицензирования, государственной экологичес-кой экспертизы.

 

Учет

Для охотничьих животных система учетов построена на комплексе зимних маршрутных учетов по следам жизнедеятельности зверей и птиц и видовых учетов, осуществляющихся в весенне-летне-осенний период; при этом обследуется не менее 10% площадей угодий, а затем данные экстраполируются на всю площадь при­годных и одинаковых по качеству стаций (на основании бонити­ровки угодий). Для рыбы используются данные пробных отловов в местах тоней и соответствующий пересчет на пригодные для обитания ихтиофау­ны участки водоемов.

Сравнительно новой формой учета состояния биологических ресурсов является разработка кадастров. Кадастры представляют собой исторически сложившиеся и оправдавшие себя формы комплексного представления ин­формации о конкретных видах ресурсов и путях их рационального использо­вания. В настоящее время можно говорить о кадастрах не только как о ло­кальном научно-практическом документе, но и как о целостной кадастровой системе учета, оценки состояния (в том числе и экономической), путях хо­зяйственного использования тех или иных видов природных ресурсов, смы­кающейся с природно-хозяйственным мониторингом.

Кадастры животного мира введены на основании Закона СССР об ох­ране и использовании животного мира (1980 г.). Кировский ВНИИОЗ был одним из первых институтов, который в 1981 г. апробировал методики и составлял видовые кадастры и кадастры охотничьих угодий (комплексные) для разных регионов страны. В кадастрах приводились сведения о местооби­таниях животных, об их численности, особенностях биологии видов, объеме использования, охране и прогнозе численности на перспективу, давалась эко­номическая оценка ресурсов.

 

Нормирование

Нормативы изъятия каждого вида биологических ресурсов определя­ются на основе их видовых особенностей, способности к самовос­становлению. Для охотничьих животных, например, величина изъятия (норматив) определена в размере годичного прироста поголовья и может коррек­тироваться с учетом метеорологических условий сезона, условий размноже­ния, смертности, возрастной структуры популяций и других показателей. У лося, с учетом числа двоен в приплоде и размера гибели, ежегодный прирост поголовья – 20-30%, а хозяйственный прирост (по числу годовиков) – 10-16% стада, поэтому и норма отстрела не выше 15% (обычно 10%). Хозяйст­венный прирост кабана – 10-15% (по сеголеткам до 50%), таковы и нормы отстрела (если не требуется снижения его численности). У массовых видов животных в зависимости от фазы динамики численности нормы дифференцированы: при подъеме численности они увеличиваются, при уменьшении – снижаются. Белка может давать за сезон размножения два помета, и при пятидесятипро­центной смертности бельчат годичный прирост поголовья может составлять 100-500%. В годы высокой численности допускается изъятие до 300% ис­ходной численности. У тетерева норма отстрела 20% для токовиков (весен­няя охота) или 15% осенней численности. У рябчика нормы отстрела от осенней численности аналогичны.

В целом регламентация добычи животных должна обеспечить долго­временное неистощительное использование ресурсов животного мира и представляет собой систему приемов и мер, направленных на получение максимальной продукции при сохранении оптимальной биологической про­дуктивности эксплуатируемых популяций животных. Простейшие формы регламентации – пространственные ограничения и запреты: террито­риальные (в зонах покоя, заказниках, воспроизводственных участках); вре­менные (по срокам добычи), причем круглогодичные рациональны лишь в тех случаях, когда снижение численности вызвано перепромыслом. Норми­рование, также относящееся к регламентации изъятия, помимо охотничьего хозяйства начинает внедряться и в любительское рыболовство в форме огра­ничений по видам орудий лова и размеру ячеи. Следует помнить, что регла­ментация добычи – подвижная функциональная система и для ее правильно­го применения необходим постоянный контроль за состоянием эксплуати­руемых популяций.

 

Лицензирование

Лицензирование является признанным, широко используемым в ми­ровой практике и достаточно эффективным средством регулирования при­родопользования, необходимость которого объективно обусловлена ограни­ченностью природных ресурсов и границами устойчивости экосистем.

Лицензия – это документ, дающий право на ведение хозяйственной деятельности на оговоренных в нем условиях (периодичность, субъект и объект лицензирования, масштабы разрешенной деятельности).

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности, связанные с использованием ресурсов животного мира:

- промысловое рыболовство и рыбоводство;

- организация спортивного и любительского лова и добычи ценных видов рыб и водных животных.

Необходимо также получение разовых лицензий или разрешений для добычи видов охотничьих животных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: