Социальное регулирование




Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Социальные нормы первобытного общества называли «мононормами». Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Признаки монорм существовавшие в догос. период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и др.

2) реализовались в виде обычаев;

3) существовали в поведении и в сознании людей;

4) обеспечивались силой привычки, а также мерами убеждения и принуждения;

5) имели систему табу – как простой способ воздействия; права и обязанности – отсутствовали.

6) выражали интерес всех членов рода и племени.

9. Государственная власть: понятие, причины возникновения, социальное назначение, структура, способы и формы осуществления.

Государственная власть – разновидность социальной власти, поэтому обладает всеми ее признаками.

Государственная власть – это способность и возможность оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью государственного принуждения и от имени государства.

Государственная власть возникает с возникновением государства.

Признаки государственной власти.

Государственная власть верховна.

Реализуется через государственные органы.

3. Государственная власть суверенна.

4. Государственная власть имеет всеобщий характер (универсальный).

Государственная власть публична.

Государственная власть может использовать организованное государственное насилие.

7. Государственная власть может быть легитимной и нелегитимной.

Государственная власть суверенна.

9. Обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера.

10. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Социальное назначение государственной власти состоит в том, что она принимает на себя обязательства гарантировать и обеспечивать:

1) приблизительно равные для всех граждан государства условия их самореализации;

2) минимально необходимые условия для достойного существования каждого гражданина, достаточный уровень его социальной безопасности как защищенности от природных, техно­генных, социальных и экономических изменений и катаклизмов;

3) участие граждан в управлении делами государства и общества независимо от их материального положения и социального статуса.

Формы осуществления государственной власти:

Правовое регулирование – это форма упорядочения общественных от­ношений путем приведения их в соответствие с нормами права.

Государственный контроль – форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение нормативных актов применительно к деятельности общественных формирований.

Утрата контроля (недееспособность государственной власти, правовой нигилизм, разгул, преступность и др.) грозит социальными бедствиями, незащищенностью личности. Однако чрезмерный (тотальный) контроль при­водит к апатии граждан, к снижению авторитета правового государства.

Виды власти

1. С точки зрения социального уровня различают власть: а) в масштабе всего общества; б) внутри коллектива (организации, общины); в) в отношениях между индивидами.

2. Нередко власть подразделяют на политическую (власть одной социальной группы над другой, государственную власть, партийную власть, власть политических лидеров) и неполитическую (родительская, церковная, власть общественных объединений неполитического характера).

3. В зависимости от способа организации власти ее подразделяют на демократическую и недемократическую.

Известный социолог М. Вебер (1864-1920) различал:

1) традиционную, (использующую ритуалы, традиции, обычаи, присущие данному обществу);

2) легальную (опирающуюся на законы, нормы права, четко регламентирующие властную деятельность);

в) харизматическую (реализуется за счет особого положения лидера).

Помимо легальной власти в настоящее время выделяют и теневую власть, (неформальные группы в правящей элите, например политические, корпоративные или мафиозные группировки).

4. Различают легальную и легитимную власть.

10. Причины, пути и формы возникновения государства у различных народов.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Основными причинами возникновения государства являются:

1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2) создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3) социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической – божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы и т.д.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Формы возникновения государства:

1) азиатская;

2) рабовладельческая;

3) прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке – Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства. В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. Родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, трансформировалась в государственные органы. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. В Греции и Риме государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные, а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

11. Теологическая теория происхождения государства.

12. Психологическая теория происхождения государства.

13. Теория насилия о происхождении государства.

14. Патриархальная теория происхождения государства.

15. Договорная теория происхождения государства.

16. Органическая теория происхождения государства.

17. Марксистская (экономическая) теория происхождения государства.

18. Понятие государства и его сущность. Эволюция понятий о государстве и его сущности.

Проблема понимания государства, а вместе с ней и его сущности является весьма сложной и далеко не ординарной проблемой. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), а с другой – неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми (субъективные факторы), о чем наглядно можно судить по рассмотренным выше разнообразным теориям о происхождении государств.

Обзор различных источников показывает, что этот термин имеет множество определений, которые давали в разное время государству мыслители разных исторических эпох[1].

Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.

1. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов – власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин)[2].

2. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство – это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек[3], Ж.-П. Эсмен[4], В. Орландо[5]).

3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство – это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным[6].

4. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно – инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу[7], А. Геленц[8]).

5. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч)[9].

6. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство – это прежде всего орудие в руках определенных социальных групп. Условно данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство – это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистс­кого направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В. Парето[10], Р. Михельс[11]) либо как представителя общества, социального арбитра.

Государство в узком смысл - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

19. Характеристика основных признаков государства.

Сущность государства развертывается в его содержании, которое представляет собой совокупность характерных признаков и черт. Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество. Количество признаков может быть различным, однако выделим наиболее важные:

I. Государство представляет собой ОСОБУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ, обладающую специальным аппаратом управления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения в целях их упорядочения и планомерного развития.

Аппарат управления подразумевает органы законодательной и исполнительной власти и другие органы, с помощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы (органы насилия - армия, службы охраны порядка и безопасности)[12], которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли.

II. Государство представляет собой СУВЕРЕННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЛАСТИ. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет может быть:

1) внутренним;

2) внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы.

Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит пароду и исходит от народа.

III. Государство выступает как ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. Территория государства - то пространство, на которое распространяется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.

Территориальное объединение людей пришло на смену объединению людей по признаку родства, что было свойственно по признаку родства.

IV. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА государства - юридический «скелет» государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.

V. ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (подданства) - устойчивая правовая связь лиц с государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

VI. Государство располагает системой ПРИНУДИТЕЛЬНО ВЗИМАЕМЫХ НАЛОГОВ и ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства.

VII. НАСЕЛЕНИЕ, т.е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государств может состоять из одного народа, или быть многонациональным.

VIII. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение.

Легальность государственной власти:

1) выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам;

2) представляет собой юридическое признание права государства на применение принуждения.

Государство охраняет и регулирует жизнь общества на основе права, путем издания законов и правил, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью специальных органов: суда, прокураторы, милиции, спецслужб.

Дополнительные признаки государства:

1) единый государственный язык;

2) единая транспортная система;

3) единая денежная единица;

4) единая информационная система.

20. Социальное назначение государства.

В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: