Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»
Муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от 30.08.2018 г. Руководитель методического объединения _______________ Бобровникова С. В. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский __________________Климко В.П. Приказ ОУ от 31.08.2018 г. № 384-од |
План самообразования
Учителя начальных классов
Бобровниковой Светланы Викторовны
на 2018-2019 учебный год
Цель профессионального развития: создание условий для качественно личностно-ориентированной развивающей среды учащихся начальной школы через повышение педагогических компетенций педагога.
Цель: Изучение и внедрение технологии продуктивного чтения, совершенствование системы профессиональных знаний.
Задачи:
ü Изучение методической литературы по теме самообразования.
ü Изучение и внедрение технологии продуктивного чтения и технологии развития критического мышления в учебно - образовательном процессе.
ü Провести самоанализ и самооценку собственной профессиональной деятельности.
ü Разработать комплект дидактических, электронных материалов по повышению читательской грамотности у учащихся и апробировать их на практике.
ü Совершенствовать педагогического мастерства в сфере формирования читательской компетентности младших школьников.
ü Изучить современные образовательные технологии, направленные на формирование читательской компетенции младших школьников.
Тема МО школы: « Использование результатов мониторинговых исследований для повышения качества образования»
Тема самообразования: «Использование современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников»
Источники самообразования: методическая литература, журналы, вебинары, семинары, педагогические конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет-ресурсы, работа в сетевых педагогических сообществ, общение с коллегами.
Развитие профессиональной компетентности | ||
№ п/п | Мероприятия | Форма представления результатов |
1. | 1.Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации»Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.
2.Изучение документов ФГОС НОО:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «6 » октября 2009 г. № 373)
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373»
3. Изучение документов ФГОС ОВЗ:
Федеральные документы:
| Участие в дистанционных онлайн-конкурсах, педагогических тестированиях. Создание рабочих программ (вариант 5.1, 7.1) |
2. | Участие в вебинарах по темам: ü «Трудности, возникающие у младших школьников, при обучении чтению, письму, русскому языку: причины, диагностика, коррекция (УМК и универсальные пособия издательства «Просвещение»)» ü «Орфография без правил. Как научить младшего школьника писать грамотно?» ü «Инклюзивное образование в условиях современной образовательной организации». ü «Использование кейс-метода для развития и самореализации школьников». ü «Использование приёмов мнемотехники в образовательном процессе». ü «Мониторинг как основной механизм оценки качества образования». ü «Неуспеваемость младших школьников и пути её преодоления в процессе обучения». ü «Образовательный квест как эффективная интерактивная технология деятельностного обучения в условиях реализации ФГОС». ü«Как проводить интересные уроки с использованием ЭОР и ЦОР» ü «Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности» ü «Облачные сервисы на уроках: лучшие приложения для учителя» ü «Методы и приемы формирования смыслового чтения в курсе «Литературное чтение»: работа с выставкой книг» ü «Организация практических проб в курсе «Окружающий мир» ü «Последовательность формирования орфографического действия в курсе русского языка для начальной школы» ü «Подготовка к ВПР по математике: раздел «Работа с информацией» ü «Формирование учебной деятельности средствами предмета «Литературное чтение» (по УМК автора Е.И. Матвеевой)» ü «Формирование понятий величины и числа как основы для достижения требований ФГОС и решения проблемы преемственности» ü «Формирование экологической культуры школьников средствами курсов «Окружающий мир» и «Биология» Участие в медианарах по темам: https://medianar.ru/ ü «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: технология модульного обучения» ü «Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения» | Открытые уроки |
3. | Участие в курсах повышения квалификации: - «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе» - «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО» | Использование в урочной и внеурочной деятельности материалов КПК. Удостоверение Источник: https://infourok.ru/ |
4. | Изучение документов НСУР. Изучение профстандарта в сети Интернет: - информация об истории и практике создания профессиональных стандартов; - требования законодательства в области профстандартов; - проблемы и типичные ошибки при внедрении профессиональных стандартов. Получение знаний по нормативной документации, регламентирующей разработку, внедрение и использование профессиональных стандартов. Получение практических рекомендаций по сложным вопросам разработки и согласования профессиональных стандартов, по аттестации персонала на соответствие профессиональным стандартам. Ознакомление с вопросами: - «Профессиональный стандарт «Педагог» в вопросах и ответах» - «Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога» | https://www.assessor.ru/profstandart/ Получение методических рекомендаций Создание презентации |
5. | Изучение и применение инновационных технологий: - «Технология системно-деятельностного метода обучения» - «Технология проблемно-диалогического обучения» - «Технология продуктивного чтения» - «Технология проектной и учебно-исследовательской деятельности» - «Технология развития критического мышления» - «Информационно-коммуникационные технологии» | Использование в урочной и внеурочной деятельности. Создание методических рекомендаций (приемы, повышающие читательскую грамотность учащихся) |
6. | Изучение и применение методик (из реестра затруднений педагога): - «Основные понятия начального курса математики и особенности их формирования у младших школьников» - «Развитие младших школьников в процессе обучения математике» - Обучение младших школьников решению задач» (Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах) - «Методика изучения звуковой стороны языка» - «Методика обучения письму. Формирование обобщённого способа решения орфографических задач (организация работы над правилом)» - «Методика изучения морфемного состава слова» - «О проблемах обучения синтаксису» - «Совершенствование речевой деятельности младших школьников» (М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения) - «Методика обучения творческомучтению» (Н.Н.Светловская) | Использование в урочной и внеурочной деятельности. Создание тетради-тренажера «Пишу грамотно» |
7. | Проведение методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» Выступление по теме «Формирование навыков смыслового чтения текстовой информации через обучение стратегиям чтения у младших школьников » | Выступление на МО Методические рекомендации |
8. | Школа педагогического мастерства Предметная декада открытых уроков 1.Взаимопосещение уроков согласно плану ШМО учителей начальных классов по формированию ключевых компетентностей учащихся в начальной школе. 2.Отслеживание организации индивидуальной работы с учащимися, показавшими высокий и низкий уровни подготовки по результатам мониторинговых исследований. 3.Проведение открытых уроков с использованием технологий системно-деятельностного подхода: - математика - «Сочетательное свойство умножения» - русский язык – «Способы образования имен существительных» - литературное чтение – «Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» - окружающий мир – «Промышленность и ее основные отрасли» | Открытый урок, Публикация на сайте или в Интернете Круглый стол по итогам проведения открытых уроков Открытый урок, взаимопосещение |
9. | Проведение предметных декад. Участие в педагогическом ринге по итогам предметной декады по проведенным урокам/ | Педагогический ринг Отчёт о проведении. Публикация на школьном сайте. Фотоотчёт о проделанной работе. |
10. | Обобщение и распространение своего опыта работы 1.Методический семинар «Формирование экологической культуры младших школьников в рамках проектно – исследовательской деятельности». 2.Участие в городской творческой группе «Работа над задачей». Выступление «Приёмы решения текстовых задач». 3.Участие в школьной творческой группе. Методический тьюторинг по вопросам организации обучения в образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер». | Проведение методического семинара Выступление на городской творческой группе. Представление своего материала на сайте Публикация своего опыта в сети Интернет |
11. | Составление рабочих программ по внеурочной деятельности («Проектная деятельность», «Финансовая грамотность», «Занимательная математика», «В мире информатики»). Ведение занятий внеурочной деятельности. | Рабочие программы по внеурочной деятельности |
12. | Изучение психолого-педагогической и методической литературы: 1. И.В.Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие. 2. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Методическое пособие. Е.А.Генике. Активные методы обучения: новый подход. 3. М.А.Пинская, И.М.Улановская «Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС». 4. А.Б.Воронцов «Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция. Краткое пособие по деятельностной педагогике» (В 2-х ч.) 5. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008. 6. Дусавицкий А.К.Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя. 7. Лавлинский С.П.Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. 8. Матвеева Е.И.Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы). 9. Сосновская О.В. Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя. 10. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. 11. Селевко. Г.К. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Интернет-ресурсы: - https://mcbs.ru/chtenie/ - https://www.openclass.ru/ - https://school-collection.edu.ru/ - https://pedsovet.su/ - https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.html https://www.school2100.ru/upload/iblock/234/23417d35027c6e951eaa656deb230e8d.pdf | Использование в урочной и внеурочной деятельности |
II. Методическая и инновационнаядеятельность | ||
1. | Составление реестров затруднений по итогам мониторинга образовательных достижений по каждому предмету | Реестр затруднений по классу |
2. | Составление планов коррекционной работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации на основе реестра затрудненийкласса | Создание папки «Нестандартные задачи» |
3. | Составление планов коррекционной работы с учащимися, показавшими низкий уровень подготовки по результатам мониторинга образовательных достижений | Планы коррекционной работы |
4. | Поиск и использование материалов для подготовки учащихся к ВПР (печатные тетради, онлайн-сервисы) | Участие в ВПР |
5. | Работа с одаренными детьми. Участие в городских олимпиадах, интеллектуальном марафоне «Хочу все знать», игре «Математический Олимп». | Участие детей в конкурсах различного уровня |
6. | Изучение материалов по технологии формирующего оценивания. | Использование в урочной деятельности Проведение мини-уроков Обмен опытом и выступление на МО, ТГ, педсоветах |
7. | Выявление уровня сформированности предметных и метапредметных результатов обучения. | Таблица результатов уровня сформированности по классу |
8. | Педагогическая деятельность на основе результатов мониторинговых исследований. Участие в проблемно-деятельностном семинаре по теме: «Формирование исследовательской культуры младших школьников в процессе изучения предмета «Литературное чтение». Проведение мастер-класса по теме «Работа с информацией» | Мастер-класс |
9. | Подбор материала для создания сборника тестовых заданий по литературному чтению. | Сборник тестовых заданий |
III. Информационно-коммуникационная компетентность | ||
1. | Изучение веб-сервисов или сетевых сервисов. Подготовка к ВПР (основной сайт https://4vpr.ru/) Создание своих продуктов на изученных сервисах https://learningapps.org/ Работа в Образовательном портале: на сайте - https://testedu.ru/ Работа на сайте https://onlinetestpad.com/ru Работа на сайте https://bibliogid.ru/ | Использование в урочной и внеурочной деятельности Презентации, стенгазеты, таблицы |
2. | Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер Использование программ при работе с нетбуками и реализации модели «1 ученик - 1 компьютер»(Classroommanagement, Отличник) Использование сетевых сервисов при организации сотрудничества в образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер»: - сервис Google: (таблица) - сервис «Планета игр» - сервис Google: https://docs.google.com/(презентация) - сервис https://wikiwall.ru/(стенгазета) - сервис https://learningapps.org/ Использование полезных ресурсов для учителя начальных классов ИспользованиеУМК «Кирилл и Мефодий» | Использование в урочной и внеурочной деятельности Создание интерактивных заданий и упражнений на веб-сервисах Продукты учителя и учащихся |
3. | Ознакомление с сервисом по работе с электронными учебниками Работа в онлайн-сервисе Яндекс.Учебник | https://education.yandex.ru/lab/ |
4. | Изучение программного обеспечения при работе с интерактивной доской | Использование в урочной и внеурочной деятельности Создание базы уроков с интерактивными заданиями на ИД |
5. | Изучение единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и применение в урочной деятельности | https://school-collection.edu.ru/ |
6. | Работа в Сетевом городе Образование. Сервис «Я класс» | https://sgo.yanao.ru |
7. | Пополнение личного сайта методическими разработками | https://nsportal.ru/svetik2100 |