МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Башкирский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «БашГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра педагогики Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Олигофренопедагогика, Курс 5 |
Контрольная работа по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства»
ТИПЫУРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Выполнила студентка 5 курса ОЗО
Мухина Л.Ф.
Проверил: к.психол.н., доцент И.Ш. Шавалиева
Уфа 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
1.1. Типы уроков изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
1.2. Интегрированные уроки.
Заключение
Список литературных источников
ВВЕДЕНИЕ.
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
|
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
ТИПЫУРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:
1.Урок сообщения нового материала.
2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их
проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
4.Урок смешанного типа.
Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обобщения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
|
Дидакты считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока.
1.Урок сообщения нового материала.
Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение навыками рисования осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Организация урока:
- проверка домашнего задания;
- подготовка учащихся к усвоению;
- изучение нового материала;
- первичная проверка усвоения знаний;
- первичное закрепление знаний;
- контроль и самопроверка знаний;
- подведение итогов урока;
- информация о домашнем задании.
2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Алгоритм урока:
- актуализация опорных знаний и их коррекция;
- определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить;
- пробное применение знаний;
- упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;
- упражнения с переносом знаний в новые условия.
3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их
|
проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
В целях предупреждения забывания проводятся уроки выявления ЗУН и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Алгоритм урока:
- подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;
- обеспечение учащихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;
- обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);
- подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем. Проверка и оценка знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока практической работой в классе.
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.
4.Урок смешанного типа.
В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется уроки смешанного типа, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.
Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.
В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.
Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?
Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ.
Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.
Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.
Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.
Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.
Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.
3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.
4. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995.
5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/
Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение,
1968.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.-
Москва: Просвещение, 1991.
8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией
В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.
9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – Москва: Учебная
литература, 1998.
10. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва:
Столетие, 1994.
11. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.
12. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –
Москва: Просвещение, 1977.