ТИПЫ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «БашГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

Кафедра педагогики Направление: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Олигофренопедагогика, Курс 5

Контрольная работа по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства»

ТИПЫУРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

 

 

Выполнила студентка 5 курса ОЗО

Мухина Л.Ф.

 

Проверил: к.психол.н., доцент И.Ш. Шавалиева

Уфа 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

1.1. Типы уроков изобразительного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

1.2. Интегрированные уроки.

Заключение

Список литературных источников

ВВЕДЕНИЕ.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

ТИПЫУРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:

1.Урок сообщения нового материала.

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

4.Урок смешанного типа.

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определен­ной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по време­ни, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирова­ния новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, системати­зации и обобщения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

Дидакты считают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основной дидактической цели урока.

1.Урок сообщения нового материала.

Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение навыками рисования осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в прак­тическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Организация урока:

- проверка домашнего задания;

- подготовка учащихся к усвоению;

- изучение нового материала;

- первичная проверка усвоения знаний;

- первичное закрепление знаний;

- контроль и самопроверка знаний;

- подведение итогов урока;

- информация о домашнем задании.

2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Алгоритм урока:

- актуализация опорных знаний и их коррекция;

- определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить;

- пробное применение знаний;

- упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний;

- упражнения с переносом знаний в новые условия.

3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки выявления ЗУН и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в еди­ную систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебно­го материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобще­ния.

Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Алгоритм урока:

- подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы;

- обеспечение учащихся необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое;

- обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися);

- подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем. Проверка и оценка знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение поз­навательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип уро­ка практической работой в классе.

Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

4.Урок смешанного типа.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется уроки смешанного типа, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких ти­пов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за ма­лых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учеб­ного процесса.

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

Возникает вопрос: что же представляют собой названные и не названные нестандартные занятия - родившиеся в коллективном поиске новые типы урока, новые формы обучения?

Если их проанализировать с точки зрения характеристических признаков формы, то нетрудно заметить, что среди них нет ни одного, который нельзя было бы отнести к уроку определенного типа или к иной известной форме учебного занятия.

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ.

Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели. Интегрированные уроки (в зависимости от дидактической цели) можно отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления.

Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из "школы зубрежки" в "школу радости".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.

Школа: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1984.

2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.

3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. – Москва: Знание, 1973.

4. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. – Санкт-Петербург: Кольна, 1995.

5. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/

Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. – Москва: Просвещение,

1968.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва: Педагогика, 1987.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.-

Москва: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под редакцией

В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991.

9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – Москва: Учебная

литература, 1998.

10. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва:

Столетие, 1994.

11. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – Москва: Столетие, 1998.

12. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. –

Москва: Просвещение, 1977.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: