Планирование специальной деятельности в чрезвычайной обстановке является неотъемлемым элементом управления для всех руководителей ОВД. Оно должно охватывать всю систему мер обеспечения общественной безопасности. Планированием специальных операций занимаются соответствующие руководители, включая старших оперативных начальников.
Эффективность деятельности ОВД зависит от многих факторов, в том числе от улучшения кадровой работы, информационного обеспечения, внедрения элементов научной организации труда, обеспечения специальными средствами и техникой.
Деятельность ОВД является ответной реакцией на события криминального характера либо на возникновение последствий стихийного бедствия. Далеко не всегда удается планировать деятельность по предотвращению каких-либо криминальных событий. В большинстве случаев планирование направлено на недопущение ухудшения оперативной обстановки.
Прежде чем приступить к планированию любой специальной деятельности, разумно провести определенную работу самому оперативному начальнику (штабу). Последовательность этой работы, как правило, заключается в уяснении того, будет ли она проводиться самостоятельно или но указанию старшего оперативного начальника.
Целесообразно определить конечную цель специальной деятельности, ее замысел, который включает следующие моменты: необходимость проведения специальной операции (или достаточно отдельных действий), последовательность организации и проведения операции, возможные задачи для сил и средств и т.д.
Далее оперативный начальник всесторонне оценивает обстановку и просчитывает алгоритм возможных преступных действий на обслуживаемой территории. Рассматривается все, что касается социальных явлений, включая влияние преступности во всех ее формах и видах на состояние оперативной обстановки, социальный и этнический состав местного населения и т.п. Кроме того, оцениваются свои силы, рельеф местности в районе проведения операции, возможность действий с учетом времени года, суток, погодных условий и др. Основное при оценке обстановки — это выводы по каждому элементу, которые являются основополагающими для принятия решения по планированию специальной деятельности.
|
Важный этап работы любого оперативного начальника в планировании специальной деятельности - принятие решения. Если на этапе разработки операции можно привлекать любого сотрудника, то за принятое решение оперативный начальник несет персональную ответственность, поэтому необходимо учитывать все, даже незначительные детали. В результате планирования определяют следующие моменты: предполагаемые преступные действия (вид, способ, количество преступников, их вооружение, характер действий и т.н.); общую задачу для всех сил, привлекаемых к операции; последовательность предстоящих действий; задачи конкретных сотрудников, нарядов, групп; способы построения боевых порядков и тактику действий; вопросы взаимодействия, связи, управления.
Следует учитывать, что при планировании специальной операции невозможно предвидеть все, особенно это касается действий преступников, направления развития событий, поэтому необходимо создать алгоритм действии в той или иной ситуации. Только при этих условиях возможно принятие целесообразного решения.
|
На основании принятого решения подготавливают планы, по которым затем производят соответствующую подготовку личного состава, привлекаемого к специальной деятельности по обеспечению общественной безопасности.
Одним из важнейших элементов плана является приказ, устанавливающий конкретные организационные составляющие, такие как количество личного состава, экипировку, снаряжение, форму одежды и др. Эта часть приказа является основой расчета сил и средств с учетом всех возможных вариантов данного вида специальной деятельности (видов и способов проведения специальных операций). Особое внимание уделяют экипировке, снаряжению, вооружению, техническому обеспечению, а при необходимости указывают, где это все необходимо получить заранее либо вовремя восполнять при расходовании.
Для личного состава, привлекаемого к специальной деятельности, определяют место сбора (район сосредоточения) и порядок выдвижения в район действий (исходный район), а также систему связи, взаимодействия. Указывают на особенности возможной передислокации сил и средств (включая поддерживающие силы).
В приказе обращают внимание на роль сил и средств органа, на территории обслуживания которого возникла необходимость в специальной деятельности. Отдельно рассматривают действия руководящего состава ОВД, а также организацию и порядок проведения документирования как преступных событий, так и действий нарядов, групп и подразделений ОВД.
Исходя из возможных преступных действий, планируют соответствующие виды и способы проведения специальных операций и намечают предполагаемые районы и места их проведения.
|
Карта, план или схема местности проведения специальной операции оформляются графически. Таких планов должно быть по количеству планируемых операций. Практика показывает, что разработанные планы только в текстуальном виде, без использования схемы, плана или карты, неэффективны.
На карту или план наносят места постоянной дислокации сил и средств ОВД, обозначают маршруты выдвижения в районы сосредоточения, исходные районы и т.п. Если позволяет масштаб карты или плана, то выделяют важные объекты, которые необходимо взять под охрану. Все это производят в соответствии с принятыми правилами оформления боевых и графических документов в ОВД.
Руководитель операции является центральной фигурой в процессе ее организации и проведения, несет личную ответственность за успех операции, поэтому он чаще всего находится на наиболее ответственных направлениях. Ему принадлежит право принимать решения, ставить боевые задачи подчиненным и контролировать их выполнение.
При проведении крупных операций в помощь руководителю создается оперативный штаб, который занимается планированием, организацией сил и средств, взаимодействия, доводит до подразделений боевые задачи, распоряжения, указания, организует всестороннее обеспечение операции.
Большое значение при проведении операции имеет связь, которая создается в соответствии с решением руководителя операции и указаниями начальника штаба.
Ответственность за своевременную организацию связи несет начальник штаба, а в тех случаях, когда штаб не создается, — руководитель операции. Основным средством связи является радиосвязь, а в подразделениях, кроме того, — посыльные и установленные сигналы. Связь должна быть непрерывной в ходе всей операции.
Операцию организуют по общепринятой схеме. Уяснив полученную задачу, руководитель производит расчет времени, отдает предварительные распоряжения, оценивает обстановку, при наличии возможностей проводит рекогносцировку, принимает решение, ставит боевые задачи подчиненным, приданным и поддерживающим силам, организует взаимодействие, контролирует ход подготовки личного состава к операции, выводит силы и средства на исходные рубежи.
После этого в назначенное время или но сигналу руководителя начинается операция. Применяемые методы руководства подразделениями и нарядами в операции зависит от подготовленности и условий обстановки, а также от наличия времени, характера действий преступников (противника).
Важным элементом управления подразделениями и нарядами в ходе операции является контроль за точным и своевременным выполнением отдаваемых приказов и распоряжений. В первую очередь проверяют выполнение тех служебно-боевых задач, которые играют основную роль в достижении цели операции. Контроль осуществляется непрерывно с тем, чтобы предотвратить несвоевременное или неточное выполнение отданных распоряжений или команд.
Расчет сил для специальной операции производят исходя из количества вооруженных и других опасных преступников (бандитских групп, противника), их вооружения, намерений, психологического состояния и в целом их общественной опасности. Основа расчета определяется и зависит от возможного объема работы, которая должна привести к захвату или ликвидации преступников, выполнению задачи по охране или обороне объектов, обеспечению общественной безопасности, предотвращению или пресечению массовых беспорядков и др. Для объективного расчета сил необходимо точное знание места проведения операции, размера объекта и т.п. Таким образом, обоснованный расчет сил требует от руководителя тщательной оценки местных условий, для чего требуется иметь карту или план местности.
В ходе специальных операций часто возникает необходимость блокирования, окружения, поиска, прочесывания, преследования, а при пресечении массовых беспорядков требуется блокирование толпы, ее рассеивание, рассечение (рассредоточение) оцепление и т.д. Все эти действия невозможно произвести без тщательного расчета требуемого количества сил. Каждый вид и способ специальной деятельности требует своего подхода к расчету сил.
Для получения окончательной цифры необходимого количества сил для проведения операции нужно определить еще и состав резерва.
Правовой основой деятельности ОВД при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (при проведении специальных операций) являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.