Диалоги Платона. «Пир». Худ. своеобразие жанра.




Биографическая справка:

Платон (427 – 347 до н.э.), древнегреческий философ и писатель. Ученик Сократа (центральный персонаж его диалогов), основатель платоновской Академии в Афинах (ок. 387). Диалоги («Менон», «Пир», «Федон», «Государство», «Федр», «Парменид», «Теэтет», «Тимей», «Законы» и многие другие). Сочинение «Апология Сократа». Письма.

«Пир»:

*важные моменты для тех,кто не читал:

1. «Пир» Платона представляет собой рассказ в рассказе (рассказчик и Аполлород-настоящее время,по произведению,они ведут беседу,где Аполлород рассказывает по просьбе рассказчика о пире,где были: Федор,Павсаний,Эраксимах, Аристофан,Агафон,Сократ,Идиотима и Алкивиад. Диалог на пиру представляет собой второй рассказ)

2. Основная тема на пиру-тема любви.

 

3.

● Федр(любовь побуждает к добродетели)

● Павсаний(любовь,которая существует во всех людях,любовь,которая ведет их к свободе)

● Эраксимах(любовь-первоначальная сила,которая создает гармонию во всем)

● Аристофан(любовь-слепое желание,в котором человек ищет свою траченную половину)

● Агафон(воспел могущество бога люби)

● Сократ(Бог любви не добр и не прекрасен любовь что-то среднее)

● Идиотима(рассказывает Сократу об Эроте и его рождении)

 

Худ.особенности.

 

Проза, со временем зарождения в 6 в до н.э., в дальнейшем постепенно развивалась, в ряде областей литературного творчества с конца 5 и 6 вв. широко представлена выдающимися именами в области историографии, красноречия и философии.

Среди историков утверждалось 2 направления: историки, пишущие с развлекательной целью и историки-публицисты. Современная историография справедливо считает первым по времени ученым-историком и родоначальником исторической критики Фукидида. Древние называли «отцом истории» Геродота.

 

Важное место занимало ораторское искусство. В Сицилии наметались основные виды ораторского искусства, получившие распространение в Афинах в 5 в. до н.э. Это прежде всего политическое красноречие. Не менее распространено было судебное красноречие. И третий вид ораторского искусства – торжественное красноречие, в котором особенно был искусен Горгий. Создавалась наука об ораторском искусстве – риторика. Значение речей ораторов не только в том, что они оказали влияние на развитие греческой прозы, но и в том, что они дают богатый материал для изучения гражданской истории древней Греции.

Согласно гражданским обязанностям, каждый человек должен был лично выступать в суде и защищать свое дело. Неопытные часто обращались к помощи ораторов, составлявших для них защитительную речь, которая подходила бы к лицу, выступавшего в суде. Задача писателя речей для других была нелегкой, он был в известной степени драматическим писателем.

 

В 4 в. до н.э. ораторская и повествовательная лит-ра продолжали жить в русле софистической традиции, а независимо от нее возник новый литературный жанр – философский диалог. Он процветал среди учеников Сократа, в школе философа Платона.

 

В «Пире» нам открывается важный аспект нового определения философии, данного Платоном, и наложившего глубокий отпечаток на философскую жизнь античности. Философия может существовать лишь при условии постоянного общения и диалога между учителями и учениками в стенах школы.Спустя несколько столетий Сенека все еще будет превозносить философское значение совместной жизни.

 

Этика диалога, которая была для Платона прежде всего духовным упражнением, в определенной мере связана с другим важным направлением мысли — возвышением любви. Согласно мифу о предсуществовании душ, до вселения своего в тело душа созерцала Формы, или некие трансцендентные Первообразы. Однако, низойдя в чувственный мир, она утратила память о них и даже неспособна интуитивно распознать их в образах, представляющихся ей в этом мире. Одна только Форма прекрасного обладает привилегией по-прежнему являться в образах прекрасных тел. Чувство любви, возникающее в душе при виде подобного тела, вызвано неосознанным воспоминанием о той трансцендентной красоте, которую душа созерцала в своем прошлом существовании. Когда душа испытывает самую обыкновенную земную любовь, ее влечет трансцендентная красота. Таково состояние философа, о котором говорилось в «Пире», — состояние отчужденности, противоречия, внутреннего разлада, ибо любящий раздираем желанием плотски соединиться с предметом любви и устремленностью к трансцендентной красоте, влекущей его к себе в облике любимого человека. Философ, таким образом, будет стремиться возвысить свою любовь, сделать любимого как можно лучшим. Любовь, как сказано в «Пире», дарует ему духовную плодовитость, проявляющуюся в философской беседе. Здесь мы обнаруживаем у Платона элемент, несводимый к дискурсивной рациональности, элемент, унаследованный от Сократа, — это великая воспитательная сила любви: «Везде и всюду учатся у тех, кого любят»

 

Почему же в таком случае Платон сочинял диалоги? Нет сомнений, что устный философский дискурс в его глазах обладает превосходством над письменным. Устная речь предполагает зримое присутствие живого существа, подлинный диалог, связывающий две души, обмен мыслями, позволяющий рассуждению, как говорит Платон, ответить на вопросы, которые ему ставят, и самому себя защитить. Словом, диалог имеет личностный характер, он ведется с конкретным лицом и соответствует его возможностям и потребностям. Подобно тому как в земледелии необходимо время, для того чтобы семя проросло и дало всходы, требуется немало времени, чтобы в душе собеседника родилось знание, которое, как мы сказали, будет тождественно добродетели. Диалог не передает готового знания, готовой информации — собеседник добывает знание собственными усилиями, открывает его сам, мыслит самостоятельно. Напротив, письменная речь не отвечает на вопросы, она безлична и притязает тотчас дать человеку готовое знание, лишенное, однако же, того нравственного измерения, какое есть в сознательно разделяемом убеждении. Истинное знание может быть обретено только в живом диалоге.

Диалоги Платона – своеобразные драматические сцены, где собеседники, умудренные в жизни и философии, ведут умный, живой и острый диалектический спор, отыскивая ответ на поставленную в начале разговора задачу.

Диалектическая форма естественно вытекала у Платона, как представителя античной классики, из необычной живости и подвижности аттического мышления и из потребностей чисто литературного развития, шедшего из эпоса, лирики и драмы к лирико-эпической и драматической прозе.

Характер диалога у Платона много раз менялся. Он более драматичен в произведениях ранних и зрелых («Федр», «Пир», «Федон»), более уравновешен и спокоен в поздних («Тимей», «Законы»), часто доходя до степени пассивного согласия с Сократом, всегда ведущим основную линию спора.

Платон часто использует мифы или мифологические рассказы, причем не традиционные, а им самим созданные, которые имеют у него символический смысл, выражая его философскую концепцию.

Мудрая беседа говорящих иной раз прерывается у Платона бытовыми сценами, в которых обрисовывается живописный образ героев, обстановка, их окружающая, атмосфера спора. Колкие насмешки, саркастически-иронические выражения, пародийные ситуации в реальной бытовой обстановке также характеризуют диалоги Платона как художественную прозу.

Платону в равной мере удается веселый комизм, тонкий юмор, злая сатира и глубокая обрисовка драматических действий и даже трагических событий.

 

 

Если, невзирая на это, Платон все же стал писать диалоги, то, вероятно, потому, что они давали ему возможность обращаться не только к членам своей школы, но и к людям далеким и незнакомым. «Сочинение, однажды написанное, находится в обращении везде». Диалоги можно рассматривать как пропагандистские сочинения, обладающие всей привлекательностью литературного произведения, но призванные обратить читателя к философии. Платон читал их перед публикой, что в античности было одним из способов приобрести известность. Но диалоги распространялись и далеко за пределами Афин.

 

«Пир» поражает разнообразием жанров: литературный, риторический, художественный, философский. Речи участников «Пира» (в составе семи человек) чрезвычайно многонасыщенны. Сарказм, юмор, ирония, комическое и серьезное сквозят в застольных речах собеседников. В их речах находим лирику, вакхический пафос, драматизм, интимную исповедь и, наконец, философские рассуждения. Искуснейшие речи Сократа производили необыкновенное воздействие на слушателей. Застольные беседы о природе Эрота имеют цель - обосновать идею любви как предел ее становления. Философский пафос диалога «Пир» осознается нами после внимательного прочтения его. Сквозь, через балаганные приемы диалог ведет нас к пониманию любви небесной, о которой нельзя говорить без пафоса. Любовь телесная, по мнению Платона, ущербна.

 

 

Как литературные произведения, диалоги Платона интересны прежде всего искусством портретной характеристики. Персонал диалогов многообразен: выступают философы, поэты, молодые люди из сократовского круга. Почти всегда это исторические лица, выведенные под их действительными именами; диалог обычно получает свое название по имени кого-либо из собеседников. Многие образы поданы сатирически, в особенности ненавистные Платону софисты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: