Другие высокоразвитые культуры.




Введение.

Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась посредством гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облечённые в символическую форму. С развитием человеческой цивилизации происходило изменение и развитие способов, средств и форм почтовой связи.

 

Этапы развития почтовой связи.

Первобытные люди

Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее - барабаны (около 6 тыс. лет до н.э.). С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек использовал для передачи вестей огонь и дым. Барабаны тамтамы до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами, а дым от костров ещё в XX веке употреблялся для этих же целей индейцами Канады.

Античность.

Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы— вначале пешие, позднее конные. В древних государствах Месопотамии, Египта, Греции, Персии, Китая, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты.

Древний Восток.

История почты тесно связана с историей письменности. С зарождением письменрности информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи. Вначале такая связь была эпизодической. С возникновением рабовладельческих государств на Древнем Востоке, правители которых нуждались в постоянной информации о положении в собственной стране и на подвластных им территориях, почтовая связь стала приобретать упорядоченный характер.

Первые учреждения упорядоченной службы сообщений возникли достаточно рано в античные времена. Впервые почтовое сообщение появилось около 5000 лет назад в Месопотамии для передачи информации, запечатлённой в виде глиняного письма. Не менее древней является почтовая связь в Египте.

Первоначально подобные службы использовались в основном в военных целях и не предназначались для связи между гражданскими лицами. Таковыми были службы сообщений в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне и Персии. Особенно развитыми они были в Египте и могут рассматриваться предшественниками современной почты. Во времена IV династии фараонов (2900—2700 г.г.до н. э.) действовала служба особых пеших (скороходов), а также конных гонцов, обеспечивая связь по военным дорогам с Ливией, Эфиопией и Аравией.

Древнеегипетская почта была основана преимущественно на использовании многочисленных пеших гонцов, благодаря которым фараоны могли без особых затруднений осуществлять контакты с удалёнными провинциями. В Бени-Хасанена стенной росписи одной из пещер-гробниц, относящихся к эпохе Среднего царства, изображён гонец, передающий чиновнику сообщение о вторжении вражеского племени. Известно о профессиональных гонцах, существовавших в Египте в эпохуXII династии(1985—1785 до н. э.), которые развозили царские приказы вплоть до Азии. Гонцы должны были преодолевать длинные расстояния как можно скорее. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей с прикрепленными сообщениями

Представление о почтовом деле в Древнем Египте можно получить из документа на папирусе, датированном примерно 255 годом до н. э. и содержащим учётные записи доставки почтовых отправлений одним посыльным. Подобная высокоразвитая почтовая система вскоре стала распространяться в других странах.

Ассирийская легенда повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям её царства.

Почтовое дело в Персидской монархии — в виде чёткой системы почтовой связи, известной под названием«ангарейон», — было введено в VI веке до н. э., во времена царя Кира II (550—529 до н.э.). Передача сообщений осуществлялась главным образом через конных гонцов (ангаров). Однако имеются указания на то, что подобная почтовая система существовала в Персии намного раньше. Из описаний Геродота и Ксенофонта известно, что при Кире II на важнейших дорогах были установлены почтовые станции, удалённые друг от друга на равномерном расстоянии, которое составляло приблизительно дневной пробег лошади. Эти станции служили курьерам для отдыха.

Древняя Греция

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400—500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н.э. донёс вАфины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание.

Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор Сицилийский, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов— всадников на верблюдах.

Древний Рим.

В Римской республике постановка почтового дела была, вероятно, заимствована у персов. Вначале только богатые патриции, владевшие многочисленными рабами, имели собственных гонцов. Для правительственных и частных целей существовали гонцы, а также частные предприниматели, отдававшие в наймы повозки и вьючный скот; их коллегии объединялись в одну корпорацию.Гай Юлий Цезарьзаложил основы для создания собственно государственной почты, которая возникла и получила значительное развитие при императоре Августе. В те времена почта называлась «курсуспубликус»— государственная почта, была подчинена непосредственно императору и не разрешалась для частных посланий. Благодаря единой почтовой сети существовала связь между отдельными частями Римской империи. Это была огромная, разветвлённая система почтовой связи, которая работала по чёткому регламенту.

Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю — на кораблях. В более крупных центрах были учреждены станции летучек почты, которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников и возниц и обыкновенно отстояли одна от другой на день пути. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и, на случай нужды, повозки. Между каждыми двумя (на расстоянии 7—14 км) были устроены 6—8 более мелких станций для перемены лошадей. В те времена могли говорить: «станция, расположенная в таком-то месте». От латинского слова posita, вероятнее всего, произошло слово post — «почта».

Спешные пакеты пересылались через конных курьеров, путешествующие перевозились в легких повозках, разного рода кладь — в телегах. Пользование государственной почтой разрешалось лишь в государственных целях и определенным должностным лицам. В спешных случаях целые военные отряды перевозились средствами почты. В виде исключения и на основании особых разрешений государственной почтой могли пользоваться и другие лица, путешествующие чиновники, особенно ветераны, а впоследствии — церковнослужители.

Главное заведование государственной почты было сосредоточено в руках одного из высших государственных чинов: сначала префекта претория, а со времени Константина—магистра оффиций. Управление почтой в провинциях принадлежало наместникам, при которых для заведования технической частью почты состояли специальные префекты. Поставка лошадей, других средств передвижения и всадников составляла натуральную повинность окрестного населения и жителей покорённых стран, на которых содержание почты ложилось крайне тяжким бременем.

Хотя деятельность римской государственной почты и ограничивалась правительственными надобностями, но она имела крупное значение. Благодаря превосходной сети дорог, безопасности и порядку сообщений, а также обширной переписке гражданских и военных властей, на станциях государственной почты развилось необычайно оживлённое движение. Из важнейших провинций известия получались в Риме ежедневно. На станциях вдоль более оживленных дорог содержалось по 20—40 упряжных лошадей и мулов. Организация эта продержалась до падения Западной Римской империи. В Восточной Римской империи государственная почта просуществовала приблизительно до 520 года.

Для частной почты обычно пользовались услугами путешествующих друзей, что обуславливало длительное время доставки. Так, известен случай, когда некто Аугустин получил письмо через девять лет. Если же расстояние до адресата было не очень большое, римлянин посылал своего раба, который в день преодолевал пешком до 75 км.

Другие высокоразвитые культуры.

В Китае почтовая служба пеших и конных гонцов возникла довольно рано; её основали ещё при династии Чжоу(1123—249г.г. до н.э.). В те времена почтовое сообщение поддерживалось с помощью 80 гонцов и восьми главных курьеров, для которых на расстоянии 5км были устроены постои для питания и на большем удалении— пункты для ночлега. Эта почтовая система была значительно расширена при династии Цинь(221—206г.г. до н.э.) и особенно при династии Хань(220.—206г.г. до н.э.).

Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.

Раннее Средневековье

С падением Западной Римской империи в Европе вряд ли существовала какая-либо функционирующая система передачи вестей. Лишь Хлодвиг(король Франции с 482 по 511 год) пробовал— без особого успеха— воссоздать почтовую связь из остатков римской государственной почты. Ко времени Карла Великого(768—814г.г.) сообщения доставлялись с большими затруднениями. Карл Великий и его преемники не сделали серьёзных попыток к восстановлению римской государственной почты. Учреждение гонцов, существовавшее при Каролингах, примыкало к народному делению на марки и при быстром распаде монархии не получило широкого развития. Князья-феодалы осуществляли пересылку писем и вещей посредством гонцов и возниц, предоставлявшихся их подданными.

 

 

Почта XI – XYII веков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: