Пенсионное страхование в России




КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Пенсионное страхование в России

Кафедра административного и финансового права

 

Студентки 3 курса 309-Б группы очной формы обучения по специальности 40.02.01 (право и организация социального обеспечения) факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Глушко Виолетты Андреевны

 

Научный руководитель

Аблякимова Эльвина Эрнесовна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры административного и финансового права

 

Допущена к защите

______________2019 г.

Зав. кафедрой

Руденко А.В., к.ю.н., доцент

Симферополь 2019

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение........................................................................................................................3-5

1. Теоретические основы пенсионного страхования в Российской Федерации........6

§ 1. Обязательное пенсионное страхование в России: содержание и субъектный состав...........................................................................................................................6-12

§ 2. Добровольное пенсионное страхование: сущность, страховые взносы на накопительную пенсию...........................................................................................12-17

2. Анализ современных проблем и перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации...............................................................................................18

§ 1. Основные проблемы развития Пенсионного страхования в России.............18-22

§ 2. Перспективы развития Пенсионного страхования в РФ................................22-27

Заключение………………………….......................................................................28-30

Список источников и литературы...........................................................................31-34


 

Введение

Устойчивая пенсионная система, обеспечивающая приемлемый уровень жизни пенсионеров и создающая стимулы к получению качественного образования для активной и продолжительной трудовой деятельности, является основой социальной стабильности и экономической безопасности государства, долгосрочным фактором обеспечения конкурентоспособности и одним из ключевых аспектов в рамках национальных стратегий устойчивого развития, как в социальном, так и в экономическом плане.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики пенсионное страхование является главным институтом защиты человека, важнейшим направлением социальной политики государства, которое нуждается в реформировании.

Каждое государство обязано обеспечивать базовые социальные гарантии внутри общества. Одной из составляющих системы социальной защиты является пенсионное страхование. За последние годы актуализируется анализ системы пенсионного обеспечения, который обусловлен опытом реформирования и увеличением интереса со стороны государства к проблемам социального обеспечения, благосостоянию, удовлетворенностью страховой защиты пенсионеров.

В настоящее время в России в области пенсионного страхования происходят изменения, затрагивающие тенденцию старения населения, в связи с этим, повышение пенсионного возраста, обсуждаются пути решения проблемы дефицита бюджета Пенсионного фонда, существующего на данный момент.

Из всего вышесказанного следует отметить, что данная тема считается актуальной и важной на современном этапе, поскольку пенсионная система России нуждается в проведении пенсионной реформы, которая поспособствовала бы сокращению дефицита бюджета Пенсионного фонда в России, повышению размера выплаты пенсий пенсионерам.

Целью написания выпускной квалификационной работы является анализ современного состояния и выявление проблем развития пенсионного страхования в Российской Федерации.

На основании поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:

1. Изучить виды и формы пенсионного страхования России.

2. Охарактеризовать состояние системы пенсионного страхования Российской Федерации.

3. Выявить проблемы пенсионного страхования в России и возможные перспективы развития.

Объектом исследования выступает пенсионное страхование Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений по поводу организации пенсионного страхования в Российской Федерации в современных условиях.

Методология исследования базируется на диалектическом подходе, на единстве теории и практики.

Теоретическую основу работы составили научные исследования отечественных авторов, таких как Роик, В. Д., Гареева И. А., Кулинич И. С., Блохин С.А., Кособокова Е.В., Сапожников Г.Н., Соловьева А.К., Симонова А.Н.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Первая глава дипломной работы раскрывает содержание и субъектный состав в системе обязательного пенсионного страхования, добровольного пенсионного страхования России, правовое регулирование, изучает источники финансирования.

Вторая глава посвящена анализу современных проблем и перспективам развития пенсионного страхования в Российской Федерации, и, основываясь на трудах и книгах ученых, предложены пути решения проблем.

Практическая значимость моей выпускной квалификационной работы состоит в том, что содержащийся в ней анализ и рекомендации могут быть использованы в реальной работе пенсионной системы.

При написании выпускной квалификационной работы, теоретической и методической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых, авторов в области разработки и анализа моделей пенсионного обеспечения, законодательные и нормативные акты, статистические материалы федерального, регионального и местного уровня, касающиеся вопросов совершенствования пенсионного страхования.

При решении теоретических и прикладных задач использованы общенаучные методы исследования, включая методы логического, сравнительного, системного, статистического и финансового анализа, а также методы синтеза, экономико-математического моделирования.

1. Теоретические основы пенсионного страхования в Российской Федерации

 

 

§ 1. Обязательное пенсионное страхование в России: содержание и субъектный состав

 

 

Пенсионная система в России претерпевает ряд изменений за последние десятилетия и продолжает модернизироваться.

Существующая в России пенсионная система предполагает обязательное пенсионное страхование.

Обязательное пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения.[1]

Система обязательного пенсионного страхования регулируется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ, в котором структура закона раскрывает общие положения, определяет участников правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования, устанавливает основания для осуществления их прав и обязанностей.

К основным нормативно-правовым актам, которые регулируют вопросы, связанные с пенсионным страхованием, относятся:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12. 2001 N 167-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ.

4. Федеральный закон «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 N 400-ФЗ.

5. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ.

6. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

7. Иные федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

Основные цели пенсионного обеспечения закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, подтверждены и развиты в Европейском кодексе социального обеспечения и в Европейской социальной хартии.

Пенсионное страхование — это основа пенсионной системы РФ (далее-Российская Федерация). Пенсионное страхование подразумевает под собой выплату различных видов пенсий населению, за счёт финансовых средств страхового фонда, пополняемого отчислениями работодателей.[2]

С позиции профессора Роика В.Д., объектом пенсионного страхования являются трудовые, социальные и правовые условия жизнедеятельности наемных и самостоятельно занятых работников (и членов их семей), а также пожилых людей и инвалидов.[3]

В трактовке Локшиной О. В., пенсионное обеспечение представляет собой «институт, исторически сложившийся в человеческом обществе, при помощи которого люди, нуждающиеся в поддержке окружающего общества в случае наступления определенных жизненных обстоятельств, которые влекут сокращение или полную потерю дохода, удовлетворяют свои материальные потребности».[4]

Предмет пенсионного страхования включает комплекс трудовых и социальных отношений по поводу социальной защиты работников и пожилых людей, а также членов их семей в случае наступления нетрудоспособности в связи со старостью, инвалидностью и утратой кормильца.[5]

В настоящее время в нашем государстве действуют два типа пенсионного страхования:

1. Обязательное пенсионное страхование.

Выплата пенсий по данной разновидности страхования предусмотрена для всех лиц пенсионного возраста, где страховщиком выступает Пенсионный фонд.

Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации прав граждан и иностранных лиц «на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей», закрепленных в статье 39 Конституции Российской Федерации.[6] Добровольное страхование поощряется и выступает дополнением к нему.

На каждого гражданина, или лица, самостоятельно вступившего в отношения по обязательному пенсионному страхованию, заводится индивидуальный счет, на который работодатели производят ежемесячные отчисления в Пенсионный фонд в пользу своего работника.

Таким образом, обязательное пенсионное страхование является комплексом мер, которые организовываются по инициативе государства и представляют выплаты гражданам Российской Федерации, достигшим пенсионного возраста, нетрудоспособным, утратившим кормильца, частичной суммы их официального заработка в период трудоспособности.

Обязательное пенсионное страхование как часть пенсионной системы Российской Федерации осуществляет функции, позволяющие обезопасить граждан в случаях возникновения страховых рисков.

2. Добровольное пенсионное страхование.

Добровольное, необязательное пенсионное страхование основывается на тех же концепциях, что и обязательное, только страховщиками являются негосударственные фонды. Стоит подчеркнуть, что данный тип пенсионного страхования относится к одним из видов накопительного страхования жизни, где размеры отчислений и периодичность их выплат устанавливаются самим страхователем, согласно условиям конкретного договора.

Дойдя до современности, российская система пенсионного страхования неоднократно преобразовывалась и реформировалась.

Формирование бюджета ПФР (далее-Пенсионный фонд России), согласно пункту 1 статьи 17 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» происходит за счет:

1. Средств государственного бюджета.

2. Страховых взносов работодателей.

3. Пеней и других денежных санкций.

4. Самостоятельных взносов физических и юридических лиц на добровольной основе.

5. Резервных средств на выплату накопительной пенсии.

6. Накопленных средств, назначенных для выплаты срочной пенсии застрахованному лицу.[7]

Сформированные денежные средства обязательного пенсионного страхования, как правило, хранятся на счетах территориального отдела Федерального казначейства в подразделениях Центробанка России, для учета операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда.

Из этого следует, что Пенсионный фонд главным образом воздействует на экономику страны, и преследует цель — обеспечить пенсионерам достойный уровень жизни. Человек, в свою очередь, используя свой труд на протяжении жизни и выплачивая отчисления в Пенсионный фонд, гарантирует себе достойную старость.

Таким образом, государственным страховщиком в Российской Федерации выступает Пенсионный фонд. Страхование производится посредством территориального органа управления ПФР. В случае с добровольным пенсионным страхованием, страховщиками будут являться негосударственные фонды пенсионного страхования.

Страховщик имеет право:

1. Проводить документальные проверки страхователей.

2. Обмениваться информацией с налоговыми органами.

3. Распоряжаться бюджетом пенсионного фонда.

В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных, и других видов пенсий и выплат.

Опираясь на статью 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», следует отметить, что страхователями признаются дееспособные физические и юридические лица.

Статья 14 того же закона определяет их права и ответственность, в соответствии с чем, страхователи имеют право:

1. Дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию.

2. Участвовать в управлении обязательным пенсионным страхованием.

3. На бесплатную информационную поддержку у страховщика.

4. Защищать свои права в суде.[8]

Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР.

Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем трех рабочих дней после предоставления набора всех необходимых документов. После завершения процедуры регистрации страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.

Застрахованным лицом, согласно Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», признается любой гражданин Российской Федерации, а также иностранец, который осуществляет трудовую и иную приносящую доход деятельность в установленном законом порядке, а именно:

1. Работающие по трудовому, лицензионному, гражданско-правовому или авторскому договору.

2. Граждане, работающие за пределами России, при условии внесения страховых взносов, согласно законодательству РФ.

3. Индивидуальные предприниматели, ведущие частную практику.

4. Священнослужители.

5. Члены фермерских хозяйств.

6. Семейные общины, которые занимаются традиционным промыслом.

7. Другие категории, установленные законодательством.[9]

Как правило, на обязательное пенсионное страхование страховые взносы перечисляются в ПФР по тарифу, закрепленному на законодательном уровне. Таким образом, согласно 22 статье Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в 2019 году размер тарифа страхового взноса составляет 22%.[10]

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,в системе обязательного пенсионного страхования выделяют следующие виды страховых пенсий:

1. По старости.

2. По инвалидности.

3. По случаю потери кормильца.[11]

Подводя итоги, нужно отметить, что обязательное пенсионное страхование естественным образом выступает гарантией реализации конституционных прав граждан и иностранцев, проживающих в России, на социальное обеспечение в связи с наступлением преклонного возраста, болезнью, нетрудоспособностью и иными основаниями, в целях защиты и возмещения частичной суммы их официального заработка в период трудоспособности.

Обязательное пенсионное страхование как важная часть пенсионной системы в стране, осуществляет функции, позволяющие обезопасить граждан в случаях возникновения страховых рисков.

Из этого следует, что главный страховщик, чем является Пенсионный фонд, обязан обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, а застрахованные лица, для получения средств пенсионного обеспечения обязаны в установленные законодательством сроки выполнять требования страховщика.

 

 

§ 2. Добровольное пенсионное страхование: сущность, страховые взносы на накопительную пенсию

 

 

Добровольное пенсионное страхование на территории Российской Федерации действует в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Добровольное пенсионное страхование — это страхование с накоплением, когда страхователь сам формирует свою будущую пенсию.

По мнению Кособоковой Е.В., среди основных причин использования данного вида накопительной пенсии можно назвать то, что:

— добровольное пенсионное страхование позволяет обеспечить себя или близких людей пожизненным доходом при выходе на пенсию, который не будет зависеть от системы государственного пенсионного обеспечения;

— добровольное пенсионное страхование позволяет значительно повысить уровень и качество жизни за счет дополнительной прибавки к заработанной страховой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования;

— с помощью программы пенсионного страхования можно приобрести дорогостоящие объекты недвижимости себе и своим близким.[12]

Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему денежных накоплений для формирования будущей пенсии с помощью различных финансовых организаций. Добровольное страхование выступает гарантией экономической стабильности в старости каждого застрахованного лица, независимо от внешних факторов и состояния бюджетной системы государства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», существует следующие стороны договора добровольного пенсионного страхования:

1. Страховщики — страховые компании, негосударственные пенсионные фонды.

2. Страхователь — это юридическое лицо, заключившее договор страхования в пользу третьих лиц, либо дееспособное физическое лицо, заключившее договоры страхования в свою пользу или в пользу застрахованных лиц.

3. Застрахованные — физические лица, заключившие со страховщиком договор добровольного пенсионного страхования.[13]

Принцип действия добровольного пенсионного страхования граждан базируется на аналогичных концепциях, что и обязательное пенсионное страхование, только страховщиками являются негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

Данный тип пенсионного страхования является одним из типов накопительного страхования жизни, при котором общие размеры обязательных отчислений и периодичность их выплат устанавливаются самим страхователем, согласно условиям конкретного договора.

Участниками добровольного пенсионного страхования являются застрахованные лица, работодатели застрахованных лиц, Пенсионный фонд Российской Федерации, кредитные организации.

Страховщиками по такому виду страхования выступают:

1. Страховые компании.

2. Негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственные пенсионные фонды — это некоммерческие организации, целью деятельности которых является организация добровольного страхования и негосударственное обеспечение участников фонда.[14]

Так же, нужно упомянуть, что согласно статье 3.1. Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», субъектом негосударственного пенсионного фонда может стать любое физическое лицо, независимо от гражданства.[15] Вкладчик в данных правоотношениях выступает страхователем, который выплачивает страховые взносы в пользу частника или пенсионера фонда.

Вкладчиками могут быть:

1. Физические лица (граждане России и иностранные лица).

2. Иностранное или зарегистрированное в Российской Федерации юридическое лицо.

3. Органы исполнительной власти.

Застрахованные лица добровольно вступают в правовые отношения по обязательному пенсионному страхованию для уплаты дополнительного страхового взноса на обеспечение накопительной части страховой пенсии, в свою очередь, именно работодатель застрахованного лица уплачивает ежемесячный дополнительный страховой взнос.

Платеж по дополнительному страховому взносу осуществляется за счет личных средств застрахованного лица.

Как уже известно, накопительная пенсия, в отличие от страховой, формируется по волеизъявлению будущего пенсионера, независимо от уже имеющегося права на получение иной пенсии. Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования.

Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).[16]

Таким образом, статья 29 п.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», указывает на то, что началом правоотношений в добровольном пенсионном страховании является поданное заявление застрахованного лица на добровольные накопительные взносы к страховой пенсии.[17] Застрахованное лицо индивидуально определяет размер страховых взносов, которые он намерен отчислять фонду, выполняя требования пункта 5 статьи 29 того же закона.

При наступлении пенсионного возраста, аккумулированные дополнительные взносы учитываются в составе страховой пенсии и выплачиваются в дополнении с обязательным ее размером.

Страховые взносы на добровольное пенсионное страхование при самостоятельной уплате перечисляются в бюджет фонда, или через кредитные организации.

Суммы по дополнительным страховым взносам, поступающие в ПФР, инвестируются в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

Так же, основываясь на статье 5 пункта 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», нужно указать, что в случае смерти застрахованного лица, выплачивающего дополнительные страховые взносы по накопительной части к страховой пенсии, выплаты осуществляются его правопреемникам.[18]

Подводя итоги, добровольное пенсионное страхование — это система денежных накоплений для формирования будущей пенсии с помощью различных финансовых организаций. Добровольное страхование выступает гарантией экономической стабильности в старости каждого отдельного индивидуума, независимо от внешних факторов и состояния бюджетной системы государства.

В Российской Федерации пенсионное обеспечение действует на условиях системы обязательного пенсионного страхования, поэтому оно гарантированно для всех жителей Российской Федерации. Из перечисляемых страховых платежей образуется бюджет фонда, из него зарегистрированным гражданам выплачиваются пенсии, назначаемые в зависимости от поступивших средств на лицевой счет каждого из участников.

Рассмотрев теоретические основы обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования в России, можно сделать вывод, что оно постоянно совершенствуется для того, чтобы решить справедливо, с учетом имеющихся возможностей, жизненно важные проблемы, возникающие при реализации обязательств перед застрахованными лицами.

2. Анализ современных проблем и перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации

 

 

§ 1. Основные проблемы развития Пенсионного страхования в России

 

 

На современном этапе множество ученых-экономистов расследуют проблематику пенсионного обеспечения, функционирование пенсионной системы России, негосударственных пенсионных фондов, и это является закономерным процессом, поскольку пенсионная система является одним из основных элементов социальной защиты населения.

В настоящее время учеными отмечается необоснованность частых и довольно радикальных изменений пенсионного законодательства, демонстрирующих непоследовательность и противоречивость государственной политики в этой сфере, о наличии существенных пробелов и противоречий в законодательном регулировании пенсионных отношений, об отсутствии правовых механизмов, которые были бы направлены на неуклонное повышение уровня пенсионного обеспечения.[19]

Отечественные ученые предлагают множество стратегий и вариантов по совершенствованию социальной защищенности пенсионеров в России. Как писал Симонов А.Н., под ними подразумевается «сдерживание увеличения пенсий, уменьшение числа пенсионеров за счет увеличения пенсионного возраста, а также нахождение резервов для роста доходов Пенсионного фонда».[20]

Одной из наиболее актуальных проблем финансового сектора, является старение населения и дефицит бюджета Пенсионного фонда, в соответствии с этим, существует серьезная необходимость реформирования существующей системы пенсионного страхования. Необходимость проведения пенсионной реформы связана не только с неустойчивой экономической ситуацией, но и с объективными макроэкономическими факторами.

Первая проблема, непосредственно затрагивающая пенсионное страхование есть «старение» населения, то есть уменьшение доли лиц, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения. По многим пенсионным схемам характерен дефицит по текущим платежам. По оценкам экспертов, дефицит составляет от 100 до 250 % ВВП.[21]

На процессы старения населения в большей степени оказывает влияние сокращения доли детей и отток молодёжи. Тем временем в развитых странах и во многих развивающихся странах население стареет в основном в результате устойчивого роста продолжительности жизни. Данная тенденция характерна, прежде всего, для развитых стран с эффективными системами здравоохранения и высоким уровнем жизни.

Сокращение количества населения, находящегося в трудоспособном возрасте, сопровождается увеличением коэффициента пенсионной нагрузки, что, в свою очередь, обуславливает необходимость модернизации действующей системы пенсионного страхования.[22]

В своей научной статье, Кузин С.И. подчеркнул слова шведского статистика Г. Зундберга, который утверждал, что «один из всеобщих законов населения заключается в сохранении постоянного удельного веса численности родителей, а тип возрастной структуры зависит от удельного веса детей и прародителей. Для прогрессивной структуры характерно преобладание детей, а для регрессивной — прародителей».[23]

А согласно данным Росстата, с каждым годом количество пенсионеров стабильно увеличивается: в 2011 году их количество составляло 41,819 чел., в 2012 — 42,367, и уже в 2018 году — 46,071 человек.[24]

Увеличивающееся с каждым годом число пенсионеров и уменьшение числа плательщиков страховых взносов отразится на пополнении страхового фонда финансовыми средствами и на устойчивости пенсионной системы в целом. Старение населения увеличивает нагрузку на пенсионную систему, что неизбежно приводит к дефициту ПФР.

По предварительным расчетам Министерства финансов, к 2050 году число работающих граждан сократится с 48,5 млн человек до 39,1 млн человек. К этому периоду времени увеличится число пенсионеров до 51, 7 млн человек.[25]

Для решения этой проблемы, в 2018 году правительство предложило провести реформу пенсионной системы, чтобы уменьшить рост числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода граждан на пенсию.

Вторая проблема: повышение пенсионного возраста.

С 1 января 2019 года вступил в законную силу законопроект о пенсионной реформе в России — повышении пенсионного возраста.

Согласно нему, с начала года изменяется порядок назначения и выплаты пенсий: возраст выхода на пенсию для женщин составляет 60 лет, для мужчин — 65 лет.

Увеличение возраста, дающего россиянам право выхода на пенсию, будет происходить поэтапно в течение десяти лет. Переходный период пенсионной реформы стартует 1 января 2019-го и завершится в 2028 году.

Однако, при этом многие граждане, особенно мужчины, не доживают до этого возраста. Больше всего смертей происходит от сердечно-сосудистых заболеваний — 56,7%, травм и несчастных случаев — 14,3 %, онкологических заболеваний — 12,4%, что свидетельствует о том, что в России сформировались обширные группы населения, условия и образ жизни которых не совместимы со здоровым образом и приемлемым качеством жизни. Как отмечает научный руководитель государственного университета Высшей школы экономики Е. Ясин: «если бы у нас прошла нормально реформа здравоохранения, мы бы уже имели хорошо работающую систему медицинского страхования».[26]

14 июня 2018 года Правительство Российской Федерации объявило о повышении пенсионного возраста. Реакция некоторых граждан пенсионного и предпенсионного возраста привела к протесту и общественному неодобрению к деятельности Правительства. В российских городах прошли митинги и акции протеста против пенсионной реформы.

Третья проблема: Наблюдается постоянно растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется главным образом за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Президент России Владимир Путин подписал закон о бюджете ПФР на 2019 год и плановый период 2019-2021 годы. В законе отмечается, что доходы Фонда в 2019 году составят 8,612 трлн рублей, расходы — 8,635 трлн рублей, что превышает показатели 2018 год на 358,2 млрд рублей по доходам и на 115,9 млрд рублей по расходам.[27] Согласно закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации», в 2019 году его дефицит составит 73,8 млрд руб., в 2020 году — 44,6 млрд руб.

Для финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат в 2019 году предусмотрено поступление трансфертов из федерального бюджета, в объеме 3,3 трлн рублей, в том числе на выплату страховых пенсий — в размере 1,9 трлн рублей.

Доходы Пенсионного фонда на 40% формируются из трансферта, перечисляемого из федерального бюджета. За его счет финансируются увеличение пенсий, а также дополнительные функции Пенсионного фонда — социальные выплаты и доплаты к пенсии, предоставление материнского капитала.

Как было приведено ранее, бюджет фонда является дефицитным, население стареет, с каждым годом количество пенсионеров стабильно увеличивается, а трудоспособного населения снижается. В свою очередь, изъятые и изымаемые пенсионные накопления идут на выплату текущих пенсий. Отсюда вытекает проблема: потеря доверия населения правительству. В государстве, в котором часто вносятся изменения в законодательство, достаточно трудно строить перспективные долгосрочные планы.

Для обеспечения благоприятного, достойного уровня жизни в старости, граждане должны откладывать средства на пенсию уже сегодня — в этом им может помочь участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Безусловно, пенсионная система не может формироваться и функционировать независимо от внешних по отношению к ней факторов, таких как демографические, макроэкономические и социально-трудовые.

Однако, некоторые из этих факторов в текущих условиях являются дестабилизирующими для пенсионной системы. Поэтому управление пенсионной системой не может проводиться вне контекста социальной, экономической, демографической и правовой политики государства.

 

 

§ 2. Перспективы развития Пенсионного страхования в РФ

 

 

Определение путей решения проблем пенсионного страхования особенно важно для социально-экономического развития России.

Демографическая ситуация в России крайне неблагоприятная для долгосрочного развития экономики. Немаловажен тот факт, что в РФ численность лиц старше трудоспособного возраста на 10,9 миллиона человек превышает численность лиц моложе трудоспособного возраста.

В России наблюдается снижение доли экономически активного населения, что в долгосрочной перспективе может привести к экономическому кризису и кризису пенсионной системы. Государство не сможет обеспечить достойные пенсии, если пенсионеров будет больше, чем число занятых.[28]

Таким образом, население страны устаревает, численность рабочей силы сокращается, тем самым снижая способность обеспечить пенсионеров достаточным уровнем пенсионных выплат.

Для решения проблемы старения населения можно предложить следующее:

1. Повышение минимального рабочего стажа, необходимого для получения права на страховую пенсию. В России в 2019 году он составляет 10 лет, в то время как страны ОЭСР (далее—Организация экономического сотрудничества и развития) чаще всего прибегают к установлению стажа в размере 25-30 лет трудового стажа для получения полной пенсии по возрасту.

2. Отсрочить выплату страховых пенсий гражданам, продолжающим работать после наступления пенсионного возраста, и получающим доход, превышающий определенно установленную величину (например, превышающий две средних заработных платы по стране). Пенсия данной категории граждан может быть выплачена после прекращения работы в полном объеме и с возмещением всех выполненных индексаций.

3. И, наконец, проведение реформы пенсионного возраста, которая благополучно вступила в законную силу с 1 января 2019 года. Данная мера позволит, как минимум, увеличить номинальное количество уплачиваемых страховых взносов и снизить количество пенсионеров, которым необходимо выплачивать пенсию.

В долгосрочной перспективе необходимо, как говорилось в последнем пункте, повышать пенсионный возраст.

Вторая проблема, это повышение пенсионного возраста.

Современные ученые-теоретики и практики так и сходятся на мнении, что в качестве альтернатив по совершенствованию защищенности населения пенсионного возраста можно предложить следующие меры: сдерживание темпа роста пенсий, сокращение числа пенсионеров путем повышения пенсионного возраста и поиск необходимых источников повышения доходов Пенсионного фонда России.[29]

Путей решения данной проблемы нет. В целом, потому что вопрос пенсионного возраста тесно связан с вопросом сохранения общей и профессиональной трудоспособности, созданием новых рабочих мест.

Однако, для начала, России следовало бы перенять опыт зарубежных стран, где повышение пенсионного возраста рассматривается в совокупности с увеличением средней продолжительности жизни, улучшением условий труда и медицины.

В стране необходимо развивать институты здорового образа жизни, своевременного выявления и предупреждения заболеваний, что позволит продлить полноценную и здоровую жизнь человека. Проблема старения населения Российской Федерации является одной из первостепенных.

В России большая доля занятого населения уже имеет право на досрочный выход на пенсию, пенсий по выслуге лет. В результате, средний фактический возраст начала получения пенсии оказывается ниже и без того невысокого уровня, установленного законодательством. Это еще больше увеличивает разрыв с большинством развитых стран, где люди в целом предпочитают выходить на пенсию позже официального пенсионного возраста.

Следующая проблема, это дефицит Пенсионного фонда РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: