ГЛАВА 1.ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО М. Ф. РОМАНОВА




Моя дипломная работа посвящена эпохе правления М. Ф. Романова – первого русского царя из новой династии. Писали о нем много и по-разному; от славословия и умилительного сюсюканья до гневного осуждения и насмешек. У одних он вызывал восторг и обожание, у других – презрение и ненависть. Но история иногда не впадает в крайности. Время – самый лучший и надежный фильтр, оно знает, что нужно оставлять потомкам.

Образ каждого государя далеко не однозначен, каждый из них, по признанию Николая I “человек со всеми слабостями, коим люди повержены”[48], и, что, несмотря на разные отпущенные природой возможности, каждый в меру своего понимания желал блага России. Например, по словам Н. И. Костомарова, Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхоличного нрава и одарен блестящими способностями; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать[49]. Но для меня главное заключается не в этом, а в том что в тысячелетних спиралях российской истории, на переломе столетий произошло более чем важное событие: гибель одной династии – Рюриковичей, избрание по соборному волеизъявлению новой – династии Романовых. Вопрос о закономерностях происхождения фамилий на Руси таит еще много загадок. Почему например, мы называем российскую императорскую династию Романовыми? В море документов XVIII -XIX веков еще не найден тот, где царская семья впервые именовалась бы официально “дом Романовых”? “Почему Романовы и с какого времени Романовы, достоверностью сказать нельзя, хотя история этой семьи привлекала внимание многочисленных исследователей. На основе исторических данных Романовы – младшая ветвь одного из древнейших московских боярcких родов Кошкиных – Захарьиных – Юрьевых. В самых ранних родословных XVI-XVII вв. все единодушно называли прародителем. А. И. Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки его были хорошо известны по различным документам XIV-XV веков. Одна из женщин этой семьи Мария Федоровна Толстяева, приходилась бабкой великому князю Ивану III. А внуки Ивана III – Дмитрий Иванович и Иван IV Васильевич – впервые венчались на царство Маномаховым венцом в Успенском соборе. Активными сподвижниками Ивана III были братья Яков и Юрий Захарьины, которые входили в думу Великого князя. Дипломатическую и административную деятельность их продолжил сын Юрия – Михаил Захарьин – именно его сын – Роман Юрьевич выдал свою дочь Анастасию в 1547 г. замуж за Ивана IV. С этого времени Занарьины – активные советники молодого царя. Но к концу XVI века из всех потомков Захария Федоровича Кошки осталась лишь одна семья Никиты Романовича. В середине XVI века в духе генеалогических традиций, потомки А. Кобылы указывали, будто родоначальник их семьи пришел служить в Москву из прусской земли. По данным историков сложилась легенда, что их пращур Рюрик принадлежал к потомкам Пруса из рода римского Императора Августа, по имени Пруса и вся земля, где он правил, стала называться Прусской[50]. Соответственно у бояр, чьи предки пришли из “Прус”, появилась возможность самим происхождением подчеркнуть древность службы Московскому дому.

Романовы, как и Шереметевы, происходят от сына А. Кобылы Федора Кошки. Мы не найдем в документах XV-XVI веков прозвища, закрепившегося за потомками Якова и Юрия Захарьиных как фамилия. У них, как принято говорить, “трехчастная форма имени”: имя собственное – отца – деда. Например: Федор Никитич Романов, его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин – вот так пишут их имена в документах.

С начала XVIII века иностранные историки (шведы) интересуются прошлым соседней России, называют русских царей Романовыми, а в русской литературе фамилия встречается лишь в XIX веке. Именно с этого времени мы достоверно, на мой взгляд, можем говорить о существовании понятия “дом Романовых”.

Возвращаясь к вышесказанному, необходимо отметить, что переход к власти Романовых был обусловлен течением Российской смуты и ее последствий. Смута была вызвана событием случайным – пресечением династии, вымиранием семьи, фамилии, насильственное или естественное, - явление, чуть не ежедневно нами наблюдаемое, но в частной жизни оно мало заметно. Другое дело, когда кончается целая династия. У нас такое событие привело к борьбе политической – за образ правления, и социальной – и усобице общественных классов. Каждый клан искал своего царя или ставил своего кандидата на царство. Смута началась аристократическими происками большого боярства, восставшего против неограниченной власти новых царей. Продолжили ее политические стремления столичного гвардейского дворянства, вооружившегося против олигархических замыслов первостатейной знати, во имя офицерской политической свободы. За столичными дворянами поднялось родовое провинциальное дворянство, пожелавшее быть властителем страны, оно увлекло за собою неслужилые земские классы, поднявшегося против всякого государственного порядка, во имя личных льгот, во имя анархии.

В первое время боярство пыталось соединить классы готового распасться общества во имя нового государственного порядка, но этот порядок не отвечал понятиям других классов общества. Тогда возникла попытка предотвратить беду во имя лица, искусственно воскресив только что погибшую династию, которая одна сдерживала вражду и соглашала непримиримые интересы разных классов общества. Когда не удалось, даже повторительно, попытка самозванца, тогда по-видимому, не оставалось никакой политической связи, никакого политического интереса, во имя которого можно было бы предотвратить распадение общества. Но общество не распалось, расшатался лишь государственный порядок.

Казацкие и польские отряды, медленно, но постепенно вразумляя разоряемое ими население, заставили, наконец, враждующие классы общества соединиться не во имя какого либо государственного порядка, а во имя национальной, религиозной и простой гражданской безопасности, которой угрожали казаки и ляхи. Таким образом, по словам В. О. Ключевского, Смута, питавшаяся рознью классов земского общества, прекратилась борьбой всего земского общества[51]. Необходимыми были шаги по укреплению созидательного начала и единения всего российского общества и государства.

Вожди Земского и казацкого ополчения князья Пожарский и Трубецкой разослали по всем городам государства повестки, призывавщие в столицу духовные власти и выборных людей из всех чинов для Земского совета и избрания государя. В самом начале 1613 г. стали съезжаться в Москву выборные всей земли. Это был первый всесословный Земский собор. Для более полного освещения и понимания Собоа 1613 года следует обратиться к разбору его состава, который может быть определен лишь по подписям на избирательной грамоте Михаила Федоровича, написанной летом 1613 г. По источникам С. Ф. Платонова на нем было всего 277 подписей, но участников собора, очевидно, было больше, так как не все собранные люди подписывали соборную грамоту[52]. Кроме духовенства, высших служилых чинов “аристократической” верхушки общества участвовали в выборе посадские и даже сельские обыватели. Таким образом, представительство на соборе 1613 года было исключительно полным.

Когда выборные съехались, был назначен 3-х дневной пост, которым представители земли русской хотели очиститься от грехов Смуты перед совершением такого важного дела. По окончанию поста, в январе, начались избирательные заседания. Первый вопрос, поставленный на соборе, выбирать ли царя из иноземных королевских домов, решили отрицательно. Но выбрать из своего природного русского государя было нелегко. Летописец об этом говорит, что “ по многи дни быть собрании людям, дела же утвердити не могут и везде мятутся семо и овалю”[53]. Царь из иностранцев многим казался тогда возможным. Незадолго перед собором Пожарский ссылался со шведами об избрании Филиппа, сына Карла IX; точно так же начал он дело об избрании сына германского императора Рудольфа. Но это был только дипломатический маневр, употребленный им с целью приобрести нейтралитет одних и союз других. Но желание боярства, надеявшегося лучше устроиться при иноземце, чем при русском царе из их же среды, встретилось с противоположной ему и сильнейшим желанием народа избрать царя из своих. По мнению народа, иноземцы повинны были в смуте, губившей Московское государство.

Собор распался на партии между великородными искателями, из которых более поздние известия называют князей Голицына, Мстиславского, Воротынского, Трубецкого, М. Ф. Романова[54]. Сам скромный по отечеству и характеру, князь Пожарский тоже, говорили, искал престола и потратил немало денег на происки, наиболее серьезный кандидат по способностям и знатности, князь В. В. Голицын, был в польском плену, князь Мстиславский отказался; из остальных выбрать было некого. При недостатке настоящих сил дело решалось предрассудком и интригой. В то время, как собор разбивался на партии, в него вдруг пошли одно за другим “писания”, петиции за Михаила Романова от дворян, больших купцов, от городов Северской земли и казаков; последние и решили дело.

Против Михаила были многие члены собора, хотя он давно считался кандидатом и на него указывал еще патриарх Гермоген как ни желательного приемника царя. В. Шуйского. Однако окончательное решение предоставляли непосредственно всей земле.

С 7-го числа окончательный выбор был отложен о 21-го числа, чтобы за это время узнать в городах мнение народа о деле. Все высказались именно за Михаила.

И вот, наконец-то, в торжественный день, в неделю православия, первое воскресенье великого поста, 21 февраля 1613 г. были назначены выборы, на которых избрание М. Ф. Романова было решено единогласно, вслед за чем последовали молебны о здравии царя и присяги ему. По общему представлению государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала. Подтверждение этому мы можем найти в книгопечатании начала XVII столетия, например в Псалтыре учебном, напечатанным Никитой Фофановым в Москве. Необходимо уточнить, что идейным композиционным центром в предисловиях и послесловиях издания XVI-первой половине XVII веков является изображение монарха, то есть сам монарх выступает во всех текстах как лицо избранное, особо почтенное и даже “превознесенное” Божеством в его неразделимом триединстве[55]. По словам Поздеевой обращение к триединому божеству нередко перерастает в изложение основ православного Героучения о троичности Бога, что не только не умаляло, а высоко поднимало роль и вес “богоизбранного монарха[56]. Особенно подчеркивается то обстоятельство, что царская власть получена не в результате прямого престолонаследия, а путем избрания Михаила Романова при покровительстве всевышнего. Кроме того, в произведении XVII века красной нитью проходят доказательства легитимности династии, ее исторического и наследственного права на власть. Постоянно звучащее напоминание об императоре Константине так же традиционно входит в основную аргументацию исконности природного царя, ведущего свой род от византийских императоров. Хотя термин “легитимность” возник в международном праве после 10-летия самозванщины, цареубийств, общей социальной “Смуты”, доказательство их природности на 10-летия остается особенно важным. На основе исторических данных Поздеевой можно заключить, что “природность” М. Ф. Романова являлась очевидность божественной воли. Подобные идеи мы можем почерпнуть из “Утвержденной грамоты” и в Грамоте, разосланной в города, где подчеркиваются традиционные идеи о “промысле Божием”, определяющие судьбу трона и идея избрания “по приговору всея земли”[57]. Под “всей землей” понималисьи географические и социальные признаки. В документах не только перечисляются русские земли, но также указано, что в избрании царя Михаила согласно участвовали: “бояре, и окольничие, и чашники, и столничие, и стряпчие, и дворяне московские, и приказные люди, и дворяне из городов, и дети боярские всех городов, и гости “из черных слобод и всего государства Московского, всех чинов люди[58].

Однако, как показывает история, чем больше укреплялась династия, тем меньше вспоминала она свое происхождение “по воле” народа. Божественность проявилась во всех действиях царя.

Кроме того, соборное избрание Михаила было подготовлено и поддержано на соборе и в народе целым рядом вспомогательных средств: предвыборной агитацией с участием многочисленной родни Романовых, давлением казацкой силы, выкриком столичной толпы на Красной площади, но все эти избирательные приемы имели успех потому, что нашли опору в отношении общества и фамилий. Михаила вынесла не личная или агитационная, а фамильная популярность. Как я уже повествовала, что Михаил принадлежал к боярской фамилии, едва ли не самой любимой тогда в Московском обществе. Это была единственная нетитулованная боярская фамилия, которая не потонула в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к московскому двору с половины XV века. К тому же популярность Романовых усилилась от гонения, какому подверглись Никитичи при подозрительном Годунове. Много горя и страданий претерпели они за годы скитаний. Михаил Федорович после московской осады уехал в свою Костромскую вотчину Домнино, где чуть было, не подвергся нападению польской шайки, от которой был спасен, по преданию, крестьянином Иваном Сусаниным. Между историками велась долгая полемика по поводу этой личности: так, Костомаров, разобрав легенду о Сусанине, свел все к тому, что эта личность есть миф, созданный народным воображением. Такого рода заявлением он возбудил в 60-х годах устное движение в защиту этой личности: явились против Костомарова статьи Соловьева, Погодина, к которым приложены карты местности. Они знакомят нас с путем, по которому Сусанин вел поляков[59]. Из чего мы узнали, что он был доверенным лицом у Романовых.

Все эти обстоятельства способствовали решительному отказу принять предложение собора Михаилом и инокиней Марфой. За их согласием было отправлено посольство, состоящее из Феодорита, архиепископа Рязанского и Мурмского, А. Палицына, Шереметева и других, но посольство даже и не знало где находится М. Ф. Романов. После долгих поисков, 13 марта, они все же нашли его в Костромской области. Но первые уговоры посольства принять предложение собора не увенчались успехом: главным образом потому, что, как говорила мать, “у сына ея в мыслях нет таких великих преславных государствах быть государем, он в несовершенных летах, а московского государства всяких чинов люди по грехам малодушествовали, дав свои души прежним государям, не прямо служили”[60].

После 6-ти часовых переговоров Михаил и мать, когда им приговорили, что Бог взыщет на них конечное разорение государства, соглашались принять избрание Михаила на престол.

19 марта медленно двинулся он в Москву, а 11 июня 1613 года состоялось его царское венчание.

По свидетельству Г. К. Котошихина, М. Романов при избрании дал боярам ограничительную запись. По словам Л. В. Черепнина упоминание Г. К. Котошихина нельзя считать достоверным, но в то же время он предполагает, что речь идет о челобитной, поданной царю земским собором и излагающей определенное положение относительно его правительственной деятельности[61]. Во всяком случае, несомненно, в некоторое ослабление к началу XVII века царской власти, в это время особенно нуждавшиеся в поддержке сословных представителей.

В царе Михаиле видели не соборного избранника, а племянника царя Федора, природного, наследственного царя. Недаром Авраамий Палицын зовет Михаила “избранным от бога прежде его рождения”, а дьяк И. Тимофеев в непрерывной цепи наследственных царей ставил Михаила сразу после Федора Ивановича, игнорируя и Годунова, и Шуйского, и всех самозванцев[62]. Есть известие, будто бы Ф. И. Шереметев писал в Польшу князю Голицыну: “Миша-де-Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден”[63]. Это еще одно обстоятельство, которое склоняло бояр в пользу Михаила. Шереметев, конечно, знал, что престол не лишит М. Романова способности зреть и молодость его не будет перманента. Но другие качества обещали показать, что племянник будет второй дядя, напоминая его умственной и физической хилостью, выйдет кротким, добрым царем.

Таким образом, из вышесказанного необходимо сделать вывод: к 1613 году явился родоначальник новой династии, положивший конец Смуте. Он был первым государем после тяжелого и смутного времени, которому предстояло сделать очень много дел во имя блага России. Для меня любопытно особенно то обстоятельство, что по избранию царя хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Но не бывает худа без добра. На Российский престол взошел царь, которого действительно можно назвать патриотом своего государства, чутким, добрым правителем. А что касается враждебных отношений между сословиями, то они были, есть и будут. В обществе всегда найдутся люди недовольные условиями своей жизни, порядком и характером управления страной. Следует отметить, что за весь исторический путь, пройденный Россией, да и всего мира в целом, не было момента, чтобы все слои общества жили в мире и согласии. В жизни всегда найдется элемент, который, согласно поговорке, добавит ложку дегтя в бочку с медом и тем самым отравит существование определенного круга людей. Жизнь прожить – не поле перейти, гласит народная мудрость, а управлять жизнью народа еще сложнее. Для этого нужно иметь сильную волю, обладать твердым характером, незаурядным умом и умением лавировать между определенными группами людей и в то же время не давать им перейти рамки дозволенного, чтобы они не превратили государство в анархию. Вы спросите, какое же отношение к этим качествам имеет Михаил Федорович, человек слабохарактерный, богобоязненный, покладистый, лишенный крепкого здоровья и хорошего образования.

Нет ничего проще, дело в том, что царь Михаил силен был, прежде всего, своей добротой, любовью и чистотой души свойе, что повлекло за собой поддержку его правления со стороны народной массы. Что касается жестокости и строгости, также необходимых при правлении, то она восполнилась крутой энергией его отца – Филарета и трудами деятелей, окруживших престол в это время.

В целом, установив в 1613г. новую правящую династию Романовых, вотчинники – бояре и помещики в последующие десятилетия предпринимают меры к восстановлению и дальнейшему укреплению всей государственной системы. В начале XVII в. в Русском государстве намечаются тенденции перехода к абсолютной власти “государя всей Руси”. Одновременно с ростом власти царя усилился и усложнился государственный аппарат, который принял характер бюррократического строя. Боярская Дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшая вместе с царем прерогативы власти. Она оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Первая половина XVII в. явилась периодом расцвета сословно-представительной монархии и наравне с Боярской Думой важейшие вопросы внутренней и внешней политики решались с помощью сословно-представительного органа – земских соборов. По словам Г.Котошихина, в Земских соборах проявлялась тенденция к превращению их в парламентарной формы орган.[64]. Следовательно, государственный строй России начала XVIIв. Представлял собой самодержавие с боярской аристократией. Тенденции перехода к абсолютизму стали формироваться на базе безраздельного господства феодольно-крепостнической системы, закрепившейся в середине XVII века.

 

 

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЯХ ПО ОТЕЧЕСТВУ И ПРИБОРУ

 

2.1 Законодательство о служилых людях по отечеству

Данному периоду посвящено множество исследований, особую роль в которых занимает дворянство. Историков давно интересовал этот человек повседневности. Речь идет о простых исполнителях, тех, кто составлял толпу, изучить которую невозможно, а в массе крайне трудно. Начало XVII столетия ознаменовывается перераспределением классовых сил и социального устройства обзества. Доказательство этому мы можем видеть из Смуты, происходившей в конце XVI-началеXVII вв., закончившейся избранием исконно русского, “природного” царя – Михаила Федоровича Романова. При этом необходимо упомянуть, что каждый клан искал своего царя или ставил своего кандидата на царство. Вопреки желанию боярства, надеявшегося лучше устроиться при иноземном царе, дворяноство избрало правителя “из своих”. Таким образом, на политическую арену взошло новое, полное сил и энергии дворянске сословие. Верхи и низы московского общества проиграли игру, а выиграли ее средние общественные слои. Их ополчение овладело Москвой, или же, наконец, был избран М.Ф. Романов. Это, на мой взгляд, и есть главная причина возвышения дворянства. Новоиспеченный царь должен был отблагодарить их за свое воцарение и из законодательных актов данного периода явно прослеживается его лояльность к новому сословию.

Однако возникает вопрос: что же это за сословие? Как далеко оно уходит своими корнями в прошлое? Каким образом набиралось? Многочленно ли было?

В голову приходит множество вопросов, ответить на которые не так уж и просто.

Начнем с того, что термин этот тесно граничит с детьми боярскими, происхождение которого Г. Котошихин объяснял довольно просто.[65] В удельных княжествах образовывалось очень много боярских фамилий, то есть смешанных родов, члены которых бывали в звании бояр.

Но звание боярина жаловалось служилым людям уже в зрелых годах, притом не всем чинам боярских фамилий. А с исчезновением уделов, только знатнешее удельное боярство перешло в Москву. Но большая половина старых боярских фамилий удельного времени перестала принадлежать к действительному боярству. Таким образом, сын боярский становился синонимом провинциального служилого человека. С середины XVI в. эти дети боярские получили название дворовых или дворян. Так, дворянин прежде означавший слугу вольного небоярского происхождения и поэтому стоявший ниже сына боярского, теперь превратился в придворное звание, в которое возводились только некоторые городовые дети боярские. Благодаря тому, звание детей боярских стало низшим провинциальным чином. Высшие чины провинциального дворянина чтали зваться детьми боярскими дворовыми или выборными дворянами. Некоторые из них дослуживались до столичного дворянства и в чин московских дорян назначались дворовыми дворянами или дворянами большими.

Теперь посмотрим, как развертывалась служба между служилыми людьми и как они верстались поместными окладами. Ведь служба- это судьба, предназначение русского дворянина. Для того и другого назначались смотры или разборы. Разбор и верстание дворян производились посредством допроса выборных их представителей, которые назначались окладчиками. По данным В. О. Ключевского, их выбирали, смотря по надобности: при вступлении в должность они приносили присягу.[66] Поместные оклады назначались по заслугам. Однако от оклада надо отличать поместную дачу. Оклады назначались по чинам, но размеры дач соображались с тем, имел, имел ли служилый человек вотчину или нет. Если он имел вотчину, ему давали во владение полный оклад, если нет – то часть оклада; вотчина служила подспорьм к поместью. Следовательно, получается так, чем выше чин, тем выше оклад; чем больше вотчина, тем меньше дача.

А вот о чем повествует нам подьячий второй половины XVII в. Г. Котошихин, вспоминая об усиленной военной вербовке: “ В прошлые давние годы, когда у московского государства были войны с окрестными государствами, ратных людей набирали из всяких чинов и многие из них “за службу и полонное терпение”[67] (то есть за страдания в плену) освобождались от холопства и крестьянства и получали в награду за свою службу небольшие поместья и вотчины. Средствами для поземельного устройства этих новобранцев был новый вид землевладения, выработавшийся в московском государстве и получивший название поместного. Эта поместная система была выражением военно-поземельного устройства служилых людей и была тесно связана с вотчинным землевладением. Напомню, что в московском государстве поместным, в отличие от вотчины, наследственной поземельной собственности, назывался участок казенной земли, данный служилому человеку во временное владение под условием службы и как средство службы. Так, ратные люди првоначально складвались в местные служилые общества по земле, то есть по месту землевладений. Правило служить по земле привело к другому, обратному – владеть землей по службе.

Это испомещение вело новых землевладельцев не только в ряды старых местных вотчинных обществ, но и создало в продолжении XVII века одно за другим новые уездные землевладельческие общества, на которые падала обязанность защищать ближайшие к ним границы государства. Они рассаживались не одиночными укрепленными селениями, а огромными, сплошными укрепленными селениями и почти все жили “однодворною”, то есть имели только свои собственые дворы, не имея дворов крестьянских.[68]

Так обозначались служилое и поземельное различие между чинами служилого дворянства. Легко заметить основу этого деления, отличного от того, на которой держалась иерархия думных и московских чинов.

Отношение чинов городовых к думным и московским можно выразить в такой формуле: чины думные по отечеству, чины московские по отечеству и службе, чины городовые только по службе. К чину думных по отечетству относились бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки; к московским людям по отечеству относились стальники, стряпчие, дворяне московские и жильцы, в городовой чин по службе входили: дворяне выборные, дети боярские, дворовые и городовые. Служилые люди первых трех категорий различались между собой родом службы, степенью привилегированности, размерами земельных владений.

Так, по историческим данным, Чернова служилым людям “по отечеству” определяли оклад поместного и денежного жалования в размере от 100 до 300 четвертей земли (50-150 десятин в поле) и от 4 до 7 рублей денег.[69]

В процессе службы эти оклады увеличивались до 700 четвертей и 14 рублей для городовых дворян и детей боярскихю за поместное и денежное жалование служилые люди “по отечкству” должны были являться на службу на коне, с оружием, с людьми.

В мирное время служилые люди “по отечеству” жили в своих поместьях и вотчинах. При посылке на службу из дворян и детей боярских формировали сотни, которыми командовали головые. Сотни сводились в полки разной численности.

Историк М. Яблочков подразделяет все дворянское сословие на дворян больших и городовых.[70]

1. В высшие чины и должности назначались из дворян больших, московских. “ Большой дворянин” получал поместье около Москвы, так как все бояре, окольничие, думные дворяне должны были безотлучно жить в Москве при царском дворе. К придворным чинам относились стольники - они при торжественных обедах носили к государеву столу кушанья;

кравчие принимали кушанья от столниов и подавали их царю; чашники подносили пить… таким образом, все чины жили в Москве. Бояре, окольничие, думные дворяне составляли Боярскую Думу, которая по указанию царя ведала все законодательные, административные и судебные дела. Из больших дворян назначались послы к иностранные дворянам. Порядок иностранных чинов служилых людей “по отечеству”, по данным Яблочкова был следующий: боярин, окольничий, думный дворянин, стольник, стряпчие. Кроме того, необходимо заметить, что переход из одного чина в другой был обусловлен выслугой и родовитостью. По случаю торжеств или за заслуги царь возводил в чины. Например, в день своего венчания на царство 11 июля 1613 г. Михаил возвел в бояре двух стольников: князя И.Б. Черкасского и князя Д.М.Пожарского.[71]

2. Городовые дворяне составляли массу дворянского сословия. Они были потомками прямых бояр и боярских детей удельных князей. Их было очень много, по словам М. Яблочкова, в Новгороде в 1617 г. дворян и детей боярских было 1297 человек. Служба для них была обязательна с 15 летнего возраста. Лето они проводили на службе, а осенью их распускали по домам. Так по указу от 2 октября 1623 года “из полков и из украинских городов больших воевод отпустить к Москве; а на осень в полках и городах оставить меньших воевод, а с ними дворян и детей боярских тутошних городов, а жить ими в городах, переменяясь по две недели до снегов”.[72] Такие указы издавались каждый год осенью. Кроме того, следует дополнить, что личным составом служилых людей из дворян ведал Разрядный приказ, имевший в XVII веке довольно сложную структуру. Приказ подразделялся на пять территориальных столов (Московский, Владимирский, Новгородский, Севский, Белгородский) и столы специального назначения: денежный и приказный. Из территориальных столов важнейшим считался Московский. Он ведал комплектованием личного состава приказов, воевод, укреплениями пограничных линий, разбирал местнические дела. Все остальные территориальные столы вели учет рядового состава армии в пределах определенного военного округа. (“Разряда”).

3. Итак, подводя итоги вышесказанному, можно подчеркнуть, что первая половина XVII века была важным периодом в истории русского государства. В это время происходило сплочение феодалов в единое дворянское сословие. Оно начинает играть ведущую роль в местном и центральном управлении. Царь по своему усмотрению назначал одних на воеводство, других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал какое либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. В XVII столетии мы встречаем прямые законодательные меры с целью затруднить и даже запретить выход из всех состояний, но это было сделать невозможно, так как среди чинов господствовало постоянное движение: личная заслуга или личная удача, которая постоянно изменяла чиновное положение лица, переводя его из одного чина в другой. Но вся иерархия чинов не представляла непрерывной лестницы ступеней. Вся лестница московских чинов распадалась на несколько отделов и иерархическое движение было возможно для лица известного происхождения только на пространстве ступеней известного отдела. У каждого “отечества” были свои доступные ему чины. Провинциальный дворянин, начавший службу сыном боярским мог дослужиться до выборного дворянства, в исключительном случае попадал даже в московский список, нередко шел выше дворянства московского. Так посредством естественной группировки чинов сами собой обозначались очертания дворянского класса, которое законодательство обратило в сословие, сперва замкнув выход из него, а потом обособив его от других сословий специальными правами.

 

 

2.2 Законодательство о стрельцах и других приборных

людях.

Развитие вооруженных сил Росии в XVII веке характеризуется отмиранием старой военной организации государства, основу которой составляло поместное ополчение. Для разрешения важных внешнеполитических задач и подавления народных антифеодальных восстаний, которыми был богат XVII век феодальная монархия, развивавшаяся по пути абсолютизма нуждалась в такой вооруженной силе, которая находилась бы постоянно под ружьем и по своей боеспособности соответствовала уровню военного искусства того времени.

Коренные недостатки системы организации войска заключались в следующем:

1. Поместное ополчение не было постоянным войском;

2. Централизованное государственное обеспечение войска оружием, боеприпаами и продовольствие отсутствовало;

3. Военное обучение не носило регулярного характера;

4. Вооружение было чрезвычайно разнообразным, а дисциплина слабой.

Как нам уже стало известно, что к началу XVII века русское войско состояло из служилых людей “по отечеству” (думных и московских чинов и городовых дворян и детей боярских) и служилых людей “по прибору” (стрельцов, казаков, пушкарей и затинщиков). Как вооруженные силы использовались и нерусские народы – служилые татары, башкиры…

Служилые люди “по прибору” набирались в службу из детей и других родственников приборных людей и из вольных людей. По данным А.В.Чернова они получали за службу земельные участки под пашню в размере 4-8 четвертей в поле (стрельцы) или 20-30 четвертей (казаки), и денежное жалование в сумме 2-3 рубля в год.[73] В некоторых городах вместо земельных наделов им выдавалось хлебное жалование.

Стрельцы получали казенное оружие и несли преимущественно пешую службу; казаки должны были являться на службу на своих конях, со своим оружием. Служилые люди “по прибору” поселялись в городах или близ них особыми слободами (стрелецкими, казачьими, пушкарскими), находились на постоянной службе и имели свою военную организацию в мирное и военное время.

Стрельцы и казаки формировались в “приказы” численностью в 500 человек под управлением голов; приказы делились на сотни во главе с сотникми, а сотни на десяки во главе с десятниками.[74] Военные казаки (донские и яицкие), эпизодически привлекавшиеся на службу, сохраняли свою организацию в виде станиц во главе с атаманами.

По общим данным А.В. Чернова в конце XVI века ратных людей было около ста тысяч, в том числе дворян и детей боярских (с холопами) 50 000, стрельцов – 20, 25 тысяч, служилых (городовых) казаков и служилых людей из нерусских народностей – 20 тысяч, иноземцев – 4 тысячи.[75] Таким образом, конницы имелось 75 тысяч, а пехоты – до 25 тысяч человек.

Лучшую часть ратных людей составляли стрельцы, поголовно вооруженые. Кроме холодного, огнестрельным оружием (пищалями) и тем самым выгодно отличавщиеся от других разрядов служилых людей.

Войско, направляемое на пограничную службу или на театр военных действий, обычно формировалось в составе пяти полков (большой, передовой, правая рука, левая рука, сторожевой) или трех полков (большой передовой и сторожевой). Кроме того, особо формировался ертаул (легкоконный полк), а иногда в войско включался и “государев” полк, в который входили думные и московские “чины” со своими холопами. Самостоятельную часть войска составлял “наряд” (артиллерия), делившийся на осадный (стенобитный) и полковой (полевой) наряды в завиимости от калибра пушек и пищалей. Общее командование и руководство боевыми действиями принадлежало воеводе большого полка.

Правительство, учитывая значение стрельцов в обороне городов во время иностранной военной интервенцией и крестьянской войны, значительно увеличило число городовых стрельцов. В результате общее количество городовых стрельцов возросло с 20539 человек в 1625 году до 25669 человек в 1634 году.[76]

Увеличение числа городовых стрельцов не было вызвано внешней опасностью. На мой взгляд, причины этого явления заключались во внутренних положениях государства, которое продолжало оставаться весьма напряженным. Правительство испытывло острую нужду в деньгах.

С разоренного и обнищавшего тяглового населения выколачивались многочисленные подати и недоимки за прошлые годы, собирать которые приходилось при помощи вооруженной силы. Примером могут послужить сборы “пятой деньги” на жалование ратным людям.[77]

Правительство, оценив политическую и моральную устойчивость стрельцов в период иностранной военной интервенции и крестьянской войне, постепенно стало превращать их в полицейскую силу. Именно с этого времени городовые стрельцы стали называться “жилетскими”, то есть обязанными постоянно жить в том или ином городе по указанию правительства. Увеличивая численность стрелецкого войска, правительство постоянно напоминало воеводам и головам, чтобы в стрельцы не попадали холопы, тяглые посадские люди и пашенные крестьяне.

Прибирать в стрельцы разрешалось из вольных охочих людей. Тяжелая судьба стрельцов и их плохое материальное обеспечение являлись причиной того, что свободные люди неохотно шли в стрельцы. Поэтому основным источником пополнения стрелецкого войска стала стрелецкая семья. Стрелецкая служба становилась не только наследственной, но и принудительной. Стрелецкое войско все более превращалось в замкнутую кастовую организацтю.

Таким образом, основные изменения, происшедшие в состоянии стрелецкого войска в период между иностранной интервенцией и русско – польской войной, с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: