Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Астраханский государственный технический университет»
Система менеджмента качества в области образования, воспитания, науки и инноваций сертифицирована DQS
По международному стандарту ISO 9001
Институт Экономики
Направление подготовки 38.03.01 «Экономика»
Профиль «Экономика предприятий и организаций»
Кафедра «Экономика и управление предприятием»
ВЫПУСКНАЯ БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
________________________________________________________________________________________________________________________________________
(название темы)
Работа выполнена студентом группы _____
_______________________________________
(Фамилия И.О., подпись.)
Научный руководитель работы ______________________________________
(ученая степень, ученое звание, Фамилия И.О., подпись)
Нормоконтроль _______________________________________
(ученая степень, ученое звание, Фамилия И.О., подпись)
Допущена к защите «___» ____________201___г.
Заведующий кафедрой __________________________________
(ученая степень, ученое звание, Фамилия И.О., подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы разработки бизнес-плана
1.1 Роль бизнес-планирования в рыночной экономике
1.2 Изучение методик составления бизнес-плана
1.3 Финансовое моделирование бизнес-планов
2. Деловое резюме отрасли и предприятия реализации проекта
2.1 Анализ отрасли реализации бизнес-плана
2.2 Анализ хозяйственной деятельности Трансойл
3. Бизнес-план строительства терминала по перевалке нефтепродуктов
ЗАКЛЮЧНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Решающим фактором предпринимательского успеха в рыночной экономике является своевременное реагирование на быстро меняющиеся условия и планирование разных сценариев развития. В планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в целом. Спланировать бизнес - значит, оценить возможности, необходимость и объемы выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его конкретного сегмента, оценить спрос на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на рынке.
|
Быстрое развитие технологий, усложнение и многообразие предлагаемых продукции и услуг, сокращение их жизненного цикла, появление большого количества конкурентоспособных компаний, повышение требовательности потребителей, увеличение объема и скорости получения информации, новых знаний - все эти и другие изменения в мире вынуждают хозяйствующие субъекты искать методы для лучшей адаптации к новым условиям. К этому следует добавить неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней среды. Поэтому в настоящее время управление организацией принимает все более предпринимательский характер. Это проявляется в том, что в управлении возрастает роль предвидения, стратегического представления. Стимулирование направлено на поощрение инициативы, предприимчивости, новаторства.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и обоснование бизнес-плана по строительству нефтеналивного терминала.
Для достижения сформулированной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Освоить основные теоретические и методические аспекты разработки бизнес-плана;
|
2. Провести анализ отрасли и предприятия реализации бизнес-плана;
3. Рассчитать социальный и экономический эффект от реализации проекта.
Объектом исследования является ООО "Трансойл" - российская транспортная компания.
Предмет исследования - расширение транспортно - логистических направлений Компании.
В первой главе автором исследованы теоретические и методические аспекты бизнес - планирования, проведен сравнительный анализ основных методик и их реализации на территории Российской Федерации.
Во второй главе проведен анализ отрасли и предприятия реализации проекта и траектория их развития в Астраханской области.
На основе выводов, полученных в ходе комплексного анализа в третьей главе предложен бизнес-план строительства нефтеналивного терминала в г. Астрахань.
Теоретической и методологической основой исследования дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам оценки эффективности бизнес - проектов.
В дипломной работе были применены следующие виды анализа: вертикальный и горизонтальный анализ, сравнительный и факторный анализа, метод статистической экстраполяции и математического программирования и метод UNIDO. Так же использовалось наглядное представление показателей в виде гистограмм и круговых диаграмм.
Источниками информации явились: нормативные и законодательные документы, отчетность предприятия, труды российских и зарубежных ученых-экономистов, а так же интернет-ресурсы.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
|
1.1 Роль бизнес-планирования в рыночной экономике
Проблема привлечения инвестиций, способных создать мощный импульс для развития фирм, волнует сегодня большинство как отечественных, так и зарубежных предпринимателей. Инвестиции требуются всем, однако получает их далеко не каждый. Фирмам приходится в полной мере учитывать условия, на которых они получают инвестиции. В противном случае они рискуют понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротами. Того же, кто предоставляет денежные средства, инвестора - интересует прибыль, которую он может получить.
Важнейшим элементом организации предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является создание бизнес-плана, который в мировой практике представляет собой основу для оценки перспективности вновь создаваемых коммерческих предприятий или намеченных ими для реализации проектов выпуска новой продукции. Для стран Запада бизнес-план является обязательным инструментом, с помощью которого они привлекают инвесторов для своих проектов. Для нашей станы бизнес-план только лишь последнее десятилетие играет важную роль для подачи кредитной заявки в банк.
Бизнес-план является необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией.
Бизнес-план - это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия. Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. Бизнес-план - это план возможных действий предприятия как на рынке, так и внутриорганизационном пространстве, например, социального развития организации. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), является стать предметом обсуждения и дальнейшего анализа.
Следовательно, можно выделить значение бизнес-плана необходимого:
1. Для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;
2. Выполнения функции планирования;
3. Оценки и контроля процесса развития основной – производственной и социальной деятельности предприятия;
4. Привлечения денежных средств;
5. Привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что составление бизнес – плана необходимо не только на этапе создания фирмы, но, и, в процессе деятельности. Таким образом, бизнес – план – это конечный продукт целого процесса под названием «бизнес-планирование».
Бизнес-планирование лучше всего характеризуется термином «анализ управленческих решений». Именно задача принятия решений (или выбора способов действий) является главной для всех подобных исследований.
Однако составление бизнес-плана (в сочетании с принятием соответствующих решений на всех этапах его составления), который был бы одновременно реальным и экономически выгодным, является задачей далеко не из легких.
Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко потенциальные инвесторы определяются еще в ходе подготовительной стадии, в этом случае бизнес-план пишется, исходя из конкретных требований, что несколько облегчает задачу разработчиков. В российской практике достаточно редко составляется бизнес-план на срок, превышающий 12 месяцев (например, 5 и более лет). В большинстве случаев бизнес-план укладывается в этот срок, но и в этих случаях требуется показать, каково будет дальнейшее развитие. Сможет ли предприятие получить необходимую прибыль и вернуть кредитные ресурсы, получит ли ожидаемую прибыль инвестор?
В российских условиях отчетливо прослеживаются два подхода к процессу бизнес- планирования. Первый предполагает разработку бизнес-плана внешней консалтинговой компанией, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Однако наиболее предпочтительным является второй подход, когда предприниматель самостоятельно работает над бизнес-планом, при необходимости получая консультации у специалистов (например, маркетологов) или потенциальных спонсоров и инвесторов. Несмотря на то, что инициаторы проекта могут слабо разбираться в финансовых и маркетинговых вопросах, над бизнес-планом обычно работает группа специалистов. Гораздо сложнее ситуация с начинающими предпринимателями, которым приходится разрабатывать бизнес-план в одиночку. Но в этом случае они могут воспользоваться соответствующей литературой, а в самых сложных случаях получить консультации у специалистов в этой сфере или своих более опытных коллег.
Многих проблем бизнеса можно избежать путем бизнес-планирования, поскольку внимание менеджмента будет привлечено к ним прежде, чем они станут критическими. Здесь важно и то, что в бизнес-плане будут оценены не только затраты на организацию таких мероприятий и эффекты от принятых решений, но и риски возможных потерь.
Итак, сложность бизнес-плана должна определяться сложностью описываемого им бизнеса. Помимо присущих данному предприятию фактов, бизнес-план обычно содержит сведения, аналитические выводы и прогнозы, которые отражают как объективные факты, характеризующие бизнес, так и субъективные представления менеджмента предприятия о развитии ситуации. Это неизбежно. Разработав бизнес-план, менеджмент фирмы фиксирует политику, включающую набор инвестиционных решений и предположений относительно дальнейшей деятельности компании, последствия которых могут сказываться в течение довольно длительного периода времени.
Деятельность менеджмента имеет дело с ограниченными ресурсами. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы. Следовательно, бизнес-план совместно с моделью становится инструментом прогноза результатов деятельности предприятия и управления.
Тщательно подготовленный и составленный план бизнеса открывает перспективу его развития, то есть отвечает на самый важный вопрос: стоит ли вкладывать силы и средства в это дело, принесет ли оно такую прибыль, которая окупит все затраты.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества бизнес-планирования:
1. Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых целей, проектов и сделок;
2. Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
3. Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
4. Координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
5. Безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
6. Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
7. Контроль– возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
8. Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
9. Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров предприятия.
Особое преимущество бизнес-планирования заключается в комплексном подходе. В рамках бизнес-плана финансовые, маркетинговые, организационные и социальные аспекты деятельности компании не рассматриваются изолированно. Все стороны бизнеса анализируются в комплексе, что позволяет реально оценивать последствия принятия тех или иных управленческих решений. Бизнес-планирование первоначально потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и обработке информации.
В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что бизнес-план является лучшим инструментом по привлечению инвестиций, необходимых для реализации идеи. Он позволяет определить приоритетные проблемы и решить их, не доводя до критического состояния. Бизнес-план позволяет рассмотреть все возможные риски на бумаге, чтобы они не встретились при реализации. Затраты на бизнес-планирование являются наиболее выгодной инвестицией, так как позволяют прогнозировать как производственную деятельность организации, так и учесть социальные аспекты управления. Для разработки бизнес-плана нет унифицированной модели, методики или структуры, они зависят от отрасли реализации и конкретного предприятия. Их выбор является одним из ключевых этапов успешного составления бизнес-проекта.
1.2 Изучение основных методик составления бизнес-плана
Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Эта литература является, в основном, нужной и полезной, хотя и встречаются методики явно недоработанные, а некоторые с ошибками. Многих из них объединяет следующее:
1. Наличие описания структуры бизнес-плана (последовательность разделов);
2. Описывается содержание каждого раздела;
3. Приводятся примеры написания бизнес-плана;
4. В приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;
5. Рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд сопутствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и, исходя из общих рекомендаций, разработать бизнес-план.
Наиболее распространенными методиками по разработке бизнес-планов являются зарубежные методики: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда, а также UNIDO — Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (англ. UNIDO — United Nations Industrial Development Organization) и др.
Различие между методиками вытекает из того, что в каждом из них считается наиболее важным в соответствии с таблицей 1.1. В методиках МФК, ЕБРР и UNIDO большее внимание уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, в методике МБРР — оценке ситуации на рынке, где действует или предполагает действовать предприятие, являющееся разработчиком проекта.
Таблица 1.1 – Основные характеристики зарубежных методик разработки бизнес-плана
№ | Наименование | ЕБРР | МБРР | МФК | UNIDO |
1. | Цель | Убедить инвестора в экономической эффективности предлагаемого проекта | |||
2. | Структура: | ||||
2.1 | Резюме | Краткое изложение результатов всех расчетов, приведенных во всех последующих разделах | |||
2.2 | Описание компании | Описывается финансово-экономическое состояние на основе балансов, отчетов. Дается расшифровка того, что представляют собой оборотные активы предприятия, инфраструктура, кадры и т. д. | |||
2.3 | Рынок | Включает в себя подробные результаты маркетинговых исследований того сегмента рынка, на котором реализуется продукция предприятия. Здесь освещаются поставщики, закупочные цены, потребители, конкуренты, описание рынка. Именно здесь объясняются причины возникновения необходимости разработки и реализации проекта | |||
2.4 | Проект | Техническое описание проекта, включая описание необходимого оборудования, технологического процесса | |||
2.5 | Финансовый план: | ||||
2.5.1 | Финансирование проекта | Доли участия заявителя и инвестора в проекте | |||
2.5.2 | Калькуляция проектных затрат | Указывается, на что именно необходимо затратить средства по данному проекту |
Продолжение таблицы
2.5.3 | Доходы по проекту | Представлены все текущие поступления и затраты в процессе реализации проекта. | ||||||
2.5.4 | Чувствительность проекта | + | + | |||||
2.5.5 | Проектно-балансовая ведомость | Полная - соответствует балансу | Сокращенная | Полная - соответствует балансу | ||||
2.5.6 | Расчет денежных потоков | + | + | |||||
2.5.7 | Расчет внутренней нормы доходности | + | + | + | ||||
В России наибольшее распространение получили методика разработки бизнес-планов Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO) и методика бизнес-планирования Всемирного банка реконструкции и развития.
В основе типовой методики UNIDO лежат тестовые таблицы. Тестовые таблицы для разработки бизнес-план представляют собой набор вопросов сгруппированных по разделам бизнес-плана.
Техника использования тестовых таблиц состоит в следующем: имеется универсальный текст-шаблон бизнес-плана, выполненный в текстовом редакторе. При работе с этим текстом можно дополнять или стирать слова, фразы или целые абзацы. В процессе работы в определенных местах необходимо вносить ответы на вопросы из тестовых таблиц. Таким образом специалисты UNIDO попытались упростить процесс разработки бизнес-плана.
Методические рекомендации Европейского банка реконструкции и развития - инвестиционный механизм, ЕБРР созданный в 1991 г. 61 странами и 2 международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии.
В целях улучшения инвестиционного климата и упрощения бизнес-планирования, ЕБРР разработал и предлагает к использованию следующую структуру бизнес-плана: титульный лист; меморандум о конфиденциальности; резюме, предприятие, проект, финансирование, приложение.
При всем разнообразие методик составления бизнес-плана, их основные принципы несущественно отличаются друг от друга, в то же время бизнес-план должен быть оформлен в соответствие с требованиями потенциальных инвесторов и партнеров по бизнесу, которые всегда могут быть удовлетворены при использовании описанных выше методик в силу их универсальности.
Методические аспекты разработки бизнес-планов так же отражены в законодательстве РФ. Так, макет бизнес-плана, утвержден постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 №1470, приложение №1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ. В макете бизнес-плана приведена таблица, соответствующая высокоэффективным коммерческим проектам со сроком окупаемости, равным 2 годам. Макет бизнес-планов содержит совокупность разделов, которые во многом схожи по названию и содержанию со структурными элементами бизнес-плана UNIDO.
Выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от многих факторов. Среди них можно отметить:
1. Величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность);
2. Является ли целью написания бизнес-плана получение банковского кредита (коммерческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования);
3. Разрабатывается ли бизнес-план для получения государственной поддержки в виде налоговых льгот, частичного финансирования из государственных источников, в форме гарантий Правительства по кредитам либо для преобразования государственных (арендных) предприятий (предприятие приватизируется);
4. Планируется ли вложить собственные средства в создание нового или развитие уже существующего бизнеса (разработается бизнес-план на основе глубоких маркетинговых исследований для внутреннего пользования, с учетом рисков, связанных с реализацией проекта и выводами о реальной эффективности планируемых инвестиций, а также разрабатывается модель проекта, которая позволит управлять проектом во время его реализации).
На какой методике остановиться – американской, английской, немецкой или какой-то другой не столь принципиально. Важно, чтобы документ в итоге содержал обязательные разделы, в которых анализировались бы конкретные аспекты бизнес-плана, исходная и итоговая информация (показатели) были достоверными, обоснованными и базировались на документальных источниках и расчетах, а также чтобы он был полностью понятен тому кругу лиц, которым он будет представлен.
При переносе любых зарубежных рекомендаций на российскую почву необходима их корректировка с учетом российских реалий. В этой связи в Российской Федерации в 1999 г. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ были разработан и действует до настоящего времени нормативный документ, получивший название «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов». Данный документ более адекватно отражает особенности оценки эффективности инвестиционных проектов (ИП) в условиях переходной российской экономики, содержит более полное и конкретизированное описание основных методов такого расчета.
Из особенностей нынешней российской экономики, не отраженных в зарубежных методических разработках и соответствующих им компьютерных программах, методические рекомендации учитывают:
1. Относительно высокую и переменную во времени инфляцию, динамика которой часто не совпадает с динамикой валютных курсов;
2. Возможность использования в проектах нескольких валют одновременно;
3. Неоднородность инфляции, т.е. различие по видам продукции и ресурсов темпов роста цен на них;
4. Специфическую роль государства, заключающуюся в регулировании цен на некоторые важные для реализации многих инвестиционных проектов виды товаров и услуг, в практике оказания поддержки некоторым инвестиционным проектам при общей ограниченности бюджетных средств;
5. Относительно высокую, переменную во времени и неодинаковую для различных российских и зарубежных участников проекта цену денег, что приводит к большому разбросу и динамичности индивидуальных норм дисконта, кредитных и депозитных процентных ставок;
6. Отсутствие эффективных рынков, в особенности рынка ценных бумаг и недвижимости, и как следствие - существенное различие между "справедливой" и рыночной стоимостью ценных бумаг, а также между оценочной и рыночной стоимостью имущества;
7. Значительную неопределенность исходной информации для оценки инвестиционных проектов и высокий риск, связанный с их реализацией;
8. Сложность и нестабильность налоговой системы;
9. Отличие от западной системы бухгалтерского и статистического учета.
Рекомендации основываются на существующих нормативных документах: в первую очередь на Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39ФЗ, а также на существующих СП и СНиПах, «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции... включаемых в себестоимость продукции...», документах, отражающих налоговые и иные правовые нормы, но не дублируют их.
Рекомендации содержат описание корректных (непротиворечивых и отражающих правила рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов) методов расчета эффективности инвестиционных проектов (ИП).
Обобщая все вышеизложенное, необходимо отметить, что в настоящее время, основной проблемой, с которой сталкиваются разработчики бизнес-планов - отсутствие требований к его структуре и содержанию в зависимости от типа инвестиционного проекта и его специфических особенностей.
Считаю целесообразным разработку единых, максимально четких, понятных методических рекомендаций в этой сфере, с целью увеличения доступности бизнес-планирования для хозяйствующих субъектов и прежде всего, в сфере малого и среднего бизнеса. Это представляется возможным при условии выявлении совокупности факторов, влияющих на бизнес-планирование инвестиционных проектов.
Следствием появления таких методических рекомендаций станет увеличение числа качественных бизнес-планов инвестиционных проектов, что в целом повлияет на объем и качество инвестиций.
1.3 Финансовые моделирование бизнес-плана
Финансовая модель бизнес-плана – ϶ᴛᴏ:
1. Модель финансовых потоков и экономических показателей моделируемого объекта;
2. Механизм, позволяющий рассчитать необходимые финансовые и экономические показатели на базе исходных параметров.
При разработке финансовой модели бизнес-плана крайне важно четко структурировать все имеющиеся данные по проекту. В любом бизнес-плане должна быть отражена финансовая модель, где будут рассчитаны генерируемые предприятием будущие потоки на 3–5 лет вперед, основываясь на настоящих темпах роста.
В финансовой модели пристальное внимание крайне важно уделить анализу отрасли, в кᴏᴛᴏᴩой действует предприятие, рынков сбыта и уровня конкуренции. Кстати, эта важнейшая информация, на основании кᴏᴛᴏᴩой крайне важно сделать вывод, сможет ли компания успешно реализовать ϲʙᴏи возможности на рынке. Анализируя отрасль, в кᴏᴛᴏᴩой компания производит ϲʙᴏи операции, крайне важно уделить внимание тенденциям изменений, кᴏᴛᴏᴩые могут повлиять на продвижение товаров/услуг на рынке.
Финансовые модели позволяют наглядно представить экономику проекта и оценить эффективность вложений в тот или иной актив. Само финансовое моделирование применяется намного чаще. По существу, любое экономическое обоснование управленческого решения является финансовой моделью, а его подготовка – финансовым моделированием. В основе финансового моделирования лежат методы математического, эконометрического и статистического моделирования. Процесс построения модели деятельности предприятия наиболее трудоемкий, требующий подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных.
Финансовое моделирование – это процесс построения абстрактного представления (финансовой модели) реальной или предполагаемой финансовой ситуации. В ходе финансового моделирования могут быть исследованы все или некоторые вопросы развития компании, изменения стоимости ценных бумаг и иные активы и объекты, имеющие финансовую оценку.
При моделировании бюджета бизнес-плана существуют три основных этапа:
1. Анализ первичной информации по настоящему развитию компании, стратегическому плану и маркетинговому анализу рынка, на базе которой будут моделироваться финансовые потоки.
2. Создание набора прогнозов финансовых отчетов (отчет о прибылях и убытках, баланс, отчет о денежных потоках в соответствии с МСФО) на последующие пять лет (как минимум, два года с шагом один месяц, а последующие – по годам), которые будут отражать результаты реализации стратегического плана.
3. Анализ факторов риска и стратегия снижения рисков, учитывая которые строятся три финансовых модели бизнес-плана:
- пессимистическая (учитываются максимальные риски и их последствия на потоках компании);
- оптимистическая (компания будет развиваться в соответствии с запланированными темпами, без рисков);
- консервативная (наиболее вероятный исход развития компании).
Процесс построения модели деятельности предприятиянаиболее трудоемкий, требующий подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных. Информация подбирается по информационным блокам:
1. Продукты и услуги.
2. Отрасль.
3. Конкурентоспособность.
4. Операции.
5. Финансовое положение компании.
6. Стратегический план.
Продукты и услуги. В данном разделе необходимо систематизировать всю предлагаемую компанией продуктовую линейку. Для каждой единицы товарного ряда следует прописать себестоимость продукции, предполагаемый объем продаж.
Отрасль. В финансовой модели пристальное внимание необходимо уделить анализу отрасли, в которой действует предприятие, рынков сбыта и уровня конкуренции. Эта важнейшая информация, на основании которой необходимо сделать вывод, сможет ли компания успешно реализовать свои возможности на рынке. Анализируя отрасль, в которой компания производит свои операции, необходимо уделить внимание тенденциям изменений, которые могут повлиять на продвижение товаров/услуг на рынке.
Необходимо также представить анализ влияния на отрасль основных сил, влияющих на состояние конкуренции:
- способность поставщиков влиять на условия поставки негативно;
- способность покупателей влиять на условия покупки продукции и/или услуг негативно;
- возможность возникновения продуктов заменителей; и т. п.
Любая модель работает с показателями и состоит из трех взаимосвязанных частей:
1. Вход – задает входящие (начальные) данные в определенном формате (предпочтительно стыкуемого с внешней средой).
2. Расчетный механизм – содержит взаимосвязи между входящими данными и целевыми расчетными показателями (предпочтительно выводит из входящих данные целевые показатели с максимальной точностью и скоростью).
3. Выход – выдает конечному пользователю целевые расчетные показатели в определенной форме (предпочтительно наиболее удобной).
ДЕЛОВОЕ РЕЗЮМЕ ОТРАСЛИ И ПРЕДПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЕКТА
2.1 Анализ отрасли реализации бизнес-плана
Россия – крупнейший (наряду с Саудовской Аравией) в мире производитель и экспортер нефти. В структуре отраслей нефтяная промышленность в наибольшей степени интегрирована в мировую экономику, при этом ее роль в бюджетной системе страны является определяющей. Около 75% продукции нефтяной промышленности поставляется на экспорт, при этом доходы от экспорта углеводородов составляют 60 – 65% всех доходов от экспорта товаров из России.
По итогам года внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья составил 85% от всего объема торговли в соответствие с рисунком 2.1.
Рисунок 2.1 - Структура внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья
При этом доля Европейского союза уменьшилась с 45% до 43% в пользу стран АТЭС, и главным образом Китая – с 28% до 30%. Из-за девальвации рубля российские экспортеры отчасти переориентировались на страны дальнего зарубежья, поскольку валюты государств СНГ также ослабли из-за девальвации, и выход на иные рынки нередко был более привлекательным.
Каждый год в России разведают новые нефтяные месторождения как на суше так и в открытом море. Геологоразведочные работы с целью прироста запасов на территории Астраханской области и в прилегающей части российского сектора Каспийского моря осуществляются на 29 лицензионных участках недр, 23 из которых находятся на суше и 6 на шельфе Каспийского моря в соответствии с рисунком 2.2.
Ресурсы углеводородов Астраханского региона на суше являются самыми крупными в европейской части Российской Федерации и составляют более 1,3 млрд. тонн жидких углеводородов. Сырьевая база области включает 4 нефтяных месторождения.
На суше крупными нефтяными месторождениями являются Верблюжье, Юртовское и Великое.
В Астраханской области промышленную добычу углеводородов осуществляют компании ООО «Газпром добыча Астрахань» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») и ТПП «Волгограднефтегаз» (производственное предприятие ОАО «РИТЭК»). ООО «Газпром добыча Астрахань» добывает нефть на Бешкульском нефтяном месторождении.
Кроме того АО «Южная нефтяная компания» осуществляет пробную эксплуатацию Верблюжьего газонефтяного месторождения.
На прилегающем к Астраханской области шельфе Северного Каспия крупным нефтегазоконденсатным месторождением является месторождение Юрия Корчагина, промышленную разработку его ведет ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» (дочернее предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ»).
Поиск, разведка и освоение месторождений и перспективных участков углеводородного сырья осуществляются 18-ю нефтегазовыми компаниями (15 – на суше, 3 – на шельфе) за счет внебюджетных средств в соответствии с установленными условиями лицензий на право пользования недрами и перспективными планами компаний - недропользователей.
Рисунок 2.2 - Месторождения углеводородного сырья и инфраструктура нефтяной промышленности Астраханской области
За последние пять лет активные геологоразведочные работы на территории Астраханской области позволили увеличить запасы нефтяных месторождений на суше более чем в 20 раз – с 17 млн. тонн до 361 млн. тонн нефти, с освоением которых регион станет крупным центром нефтедобычи в России.
Одним из самых больших успехов геологоразведочной деятельности не только на территории Астраханской области, но и всей России является открытие ЗАО «Нефтегазовая компания «АФБ» нефтяного месторождения Великое в Харабалинском районе. Извлекаемые запасы по категории С1+С2 свыше 330 млн. тонн нефти.
Кроме крупных запасов на сухопутной части региона за последние 15 лет сформирована значительная минерально-сырьевая база на прилегающем к Астраханской области шельфе Каспийского моря. В данной акватории разведано восемь многопластовых месторождений: нефтегазоконденсатные – имени Юрия Корчагина, имени Юрия Кувыкина, Хвалынское, 170-км; газоконденсатнонефтяное имени Владимира Филановского, нефтяные Морское и Западно-Ракушечное. Также выявлено более 20 перспективных структур.