Для того, чтобы разобраться более конкретно в том, что же изучает социология, необходимо рассмотреть взаимоотношение смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. Здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию. Социология, как и многие другие науки, вычленилась из философии.
В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице О.Конта и Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера еще очень трудно отличить от социальной философии. Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.
Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил и его развития.
У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.
Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе и теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.
|
Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в значительной мере является нерешенной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий, например, экономической теории и экономической социологии. Довольно остро, хотя, может быть, и не так заметно она стоит при соотношении психологии и социологии, имея в виду, что социальная психология является разделом социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схеме. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «я», сфера социологии – это проблемы межличностного взаимодействия – «мы». В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций и так далее, он выступает как социолог.
|
Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связано с ответом на вопрос: когда же она появилась как самостоятельная наука? С точки зрения науковедения, становление любой науки, прежде всего, связано с внешней и внутренней институционализацией данной науки, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института.
В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых последовательно углубляет институционализацию: 1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2) создание специализированных периодических изданий; 3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и так далее; 4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций. Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.
|
Структура социологии
Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1 – уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности, и принципы данной области; 2 – уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3 – социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.
Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. «Макротеоретики» оперируют понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур, глобальных социальных процессов.»1 Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. «Микротеоретики» работают с понятиями социального поведения, акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий.»1 Эти уровни тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.
«Отсюда два совершенно разных подхода к определению социологии: один в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении. »2
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций и так далее. Здесь идет речь о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.
Все крупные сферы общественной жизни исследуются на основе социологических методов. Например, социология труда изучает труд как социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с социальными институтами. В ней органически связаны теория и практика социального управления трудовой деятельности людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, «Социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.»1 Социология одна из конкретных наук и имеет практический характер. Социология непосредственно изучает практические отрасли человеческой деятельности и прямо отвечает на вопрос: для чего? – для социального развития, для совершенствования социальных отношений, для формирования всесторонне развитой личности, для социального управления и так далее. Знание проблем социального развития, социального управления, планирования и прогнозирования, а также специальные отрасли социологического знания связаны с социальной политикой партии и государства, то есть ориентированы на решение социальных проблем.
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важными среди них являются познавательная, связанная с изучением закономерностей социального развития, тенденцией изменения различных социальных явлений и процессов; практическая, определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности управления различными социальными процессами; идеологическая, обусловленная участием социологии в идеологической деятельности.
Практическая функция социологии тесно связана с познавательной. Единство теории и практики – характерная черта социологии. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами и выдвигают научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития.
Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования; во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.
Социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что способствует совершенствованию общественных отношений.
1 Фролов С.С. Социология. – Москва, 1998. – С. 5.
1 Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 20.
1 Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 20.
1 Фролов С.С. Социология. – Москва, 1998. – С. 19.
2 Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 21.
1 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социол. исслед.– 1990. – № 2. – С. 3-16.
1 Фролов С.С. Социология. – Москва, 1998. – С. 21.
1 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социол. исслед. – 1990. – С. 3-16.
1 Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социол. исслед. – 1990. – С. 3-16.
2 Там же, с. 3-16.
1 Осипов Г.В. Социология. – Москва, 1990. – С. 25.