Правовая регламентация исполнения лишения свободы в лечебных исправительных учреждениях




 

На протяжении последнего десятилетия стремление к реализации международных стандартов обращения с заключенными неоднократно провозглашалось государственными (законодательными и исполнительными) органами России (ранее СССР)[4]. Еще в 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основании которых взял на себя обязательство обеспечивать гуманное обращение со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, с уважением достоинства, присущего человеческой личности, а также соблюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Аналогичное положение содержалось в подписанном СССР документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Многочисленные международно-правовые обязательства по реализации стандартов при исполнении уголовных наказаний в последние года взяла на себя Российская Федерация.

Тем не менее, несмотря на большое число принимаемых в этой области документов, они пока в значительной степени остаются лишь «декларациями о намерениях». Не случайно при вступлении России в Совет Европы (СЕ) вопросам реализации международных стандартов обращения с осужденными в ее уголовно-исполнительной системе уделялось самое серьезное внимание[5]. В Заключении по докладу о заявке России на вступление в Совет Европы высказано пожелание, что в Российской Федерации «в соответствии со стандартами, установленными рекомендацией Совета Европы А (87) 3 будут улучшены условия содержания в следственных изоляторах» (это же пожелание можно отнести и к содержанию в лечебных учреждениях).

Комитет министров Совета Европы (1973) принял Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые были практически скопированы с Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, 1957). В 1973 году Совет Европы насчитывал 15 членов. К началу 1987 года Совет расширился до 21 члена, и Комитет министров Совета Европы (1987) принял новый комплекс Европейских пенитенциарных правил.

В 2005 году в состав Совета Европы входило уже 46 государств. По этой причине Совет Европы решил пересмотреть Европейские пенитенциарные правила 1987 года. В пересмотренных Европейских пенитенциарных правилах, принятых 11 января 2006 года Комитетом министров Совета Европы (2006), содержится значительно расширенный раздел, посвященный медицинскому обслуживанию в исправительных учреждениях. Впервые Европейские пенитенциарные правила содержат конкретное указание на обязанность администрации исправительных учреждений обеспечивать охрану здоровья всех заключенных (§ 39) и на необходимость организации медицинского обслуживания в исправительных учреждениях в тесном сотрудничестве с общегражданскими органами здравоохранения (§ 40).

Рекомендуется, чтобы в каждом пенитенциарном учреждении были доступны услуги не менее одного врача общей практики, а также имелся другой персонал, надлежащим образом подготовленный для оказания медико-санитарной помощи (§ 41). Меры по обеспечению гарантированного медицинского обслуживания начинаются с момента поступления в исправительное учреждение, когда заключенные имеют право на медицинский осмотр (§ 42), и продолжаются в течение всего срока содержания под стражей (§ 43). В комментарии к Европейским пенитенциарным правилам приводится ссылка на некоторые недавние изменения в условиях тюремного заключения, имеющие отношение к медико-санитарной помощи. Одно из них – растущая тенденция к назначению судами очень длительных сроков заключения, что повышает вероятность того, что заключенные преклонного возраста могут умереть в тюрьме. С этим связана необходимость в надлежащем и гуманном лечении всех неизлечимо больных заключенных. Совет Европы (1998) также внес рекомендацию по лечению заключенных, объявивших голодовку. Помимо удовлетворения потребностей отдельных заключенных в охране здоровья, лицам, ответственным за здравоохранение в исправительных учреждениях, также рекомендуется проверять общие условия содержания под стражей, включая пищу, воду, гигиену, санитарию, отопление, освещение и вентиляцию, а также исправность и чистоту одежды и постельных принадлежностей заключенных (§ 44). Европейские пенитенциарные правила также рекомендуют принимать меры по удовлетворению потребностей заключенных, нуждающихся в специализированном лечении (§ 46), и заключенных, нуждающихся в психиатрическом лечении (§ 47).

Следует особо отметить еще одно важное изменение. В соответствии с Европейскими пенитенциарными правилами 1987 года администрация исправительных учреждений могла налагать «наказание путем помещения в карцер и любые другие наказания, которые могут иметь негативные последствия для физического или психического здоровья заключенного» только при условии, что медицинский работник в письменном виде удостоверит, что заключенный по состоянию здоровья, может быть подвергнут такому наказанию. Это привело к обеспокоенности по поводу того, что, давая такое подтверждение, врач на деле давал разрешение на осуществление наказания, что противоречит клятве Гиппократа. В пересмотренных Европейских пенитенциарных правилах это требование отсутствует.

С юридической точки зрения возможны два пути реализации международных норм в уголовно-исполнительной системе.

Первый – их прямое действие наряду с нормами национального законодательства.

Второй – приведение в соответствие с ними внутригосударственных актов. Оба эти направления учитываются в современном российском законодательстве.

Если же речь идет о больных туберкулезом, наркоманией и ВИЧ-инфицированных осужденных, то должны учитываться соответствующие решения международных организаций и специальные стандарты об оказании специализированной помощи осужденным.

Рекомендация № Я (89) 14 1989 г. Комитета Министров Совета Европы носит общий характер: в ней государствам – членам СЕ предлагается широкий комплекс защитительных мер: от политики в области здравоохранения (добровольное обследование, конфиденциальность и санитарный контроль) до проблем занятости, включая вопросы, касающиеся медицинского персонала и образования.

Основными пунктами рекомендации является:

– лица, заключенные в исправительное учреждение, имеют такие же права на медико-санитарную помощь, как и все остальные;

– администрация исправительных учреждений обязана обеспечивать получение заключенными надлежащей медико-санитарной помощи, а также добиваться того, чтобы условия в исправительных учреждениях способствовали благополучию, как заключенных, так и персонала исправительных учреждений;

– медицинские работники исправительных учреждений должны обращаться с заключенными в первую очередь как с пациентами, а не как с заключенными;

– медицинские работники исправительных учреждений должны обладать такой же профессиональной независимостью, как и их коллеги, работающие в гражданском обществе;

– политика в области здравоохранения в исправительных учреждениях должна быть интегрирована в государственную политику в области здравоохранения, и руководство общественного здравоохранения должно быть тесно связано со службами здравоохранения, действующими в исправительных учреждениях;

– это касается всех аспектов охраны здоровья, но особенно важно для борьбы с инфекционными заболеваниями;

– важные нормы медико-санитарной помощи в исправительных учреждениях содержатся в Европейских тюремных правилах, утвержденных Советом Европы.

Все международные стандарты по оказанию медицинской помощи осужденным можно разделить на две группы: правила оказания медицинской помощи осужденным вообще при отбывания наказания и правила оказания специализированной медицинской помощи при таких заболеваниях, как туберкулез, алкоголизм, наркомания, СПИД и др.

Медицинская помощь осужденным должна быть бесплатной, соответствовать уровню такой помощи на свободе и осуществляться квалифицированными медработниками. Медицинское обследование осужденных во всем мире признается обязательным и служит средством не только индивидуальной медицинской помощи, но и защиты здоровья других лиц. Что касается общей медицинской помощи осужденным, то этот вопрос затрагивается большинством международных актов. В частности, Основные принципы ООН по обращению с заключенными предусматривают получение медицинской помощи, оказываемой без дискриминации, вытекающей из их юридического положения (принцип 9)[6]. В Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, определяется, что лицу, отбывающему наказание, или задержанному в порядке избрания меры пресечения должна быть предоставлена в короткие сроки возможность пройти надлежащее медицинское обследование после его прибытия в места заключения (принцип 24)[7].

Европейские тюремные правила предусматривают, чтобы в каждом учреждении было организовано медицинское обслуживание хотя бы одним квалифицированным терапевтом. Медицинское обслуживание должно осуществляться в тесном контакте с главой администрации органов здравоохранения населенного пункта.[8] Сюда включается и психиатрическое обслуживание для диагностирования и лечения психических расстройств (правило 26).

Отмечается, что уровень медицинского обслуживания в исправительных учреждениях беспристрастно отражает соблюдение норм гуманного обращения с заключенными, характеризует состояние пенитенциарной системы в целом. На врачах пенитенциарных учреждений лежит двойная ответственность. С одной стороны, они отвечают перед начальником учреждения за подготовку и безупречное выполнение своих обязанностей медицинским персоналом, а с другой – несут ответственность за общее состояние заключенных с точки зрения здравоохранения.

Необходимо, чтобы врач регулярно контролировал условия содержания осужденных. Он при любых обстоятельствах должен ставить в известность начальника, если какие-либо условия в тюрьме представляют собой угрозу для здоровья осужденных[9]. Оказание осужденным медицинской помощи в большинстве международных актов рассматривается как необходимый атрибут исполнения уголовных наказаний. Стандарты по оказанию осужденным специализированной медицинской помощи значительное внимание уделяют как виду заболевания, так особенностям организации медицинской помощи тем лицам, которым она необходима.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (правило 22) сказано: «Все заведения должны иметь в своем распоряжении по крайней мере одного квалифицированного работника, имеющего познания в области психиатрии». При этом всех заболевших заключенных, которым требуется специальное медицинское лечение, необходимо перевести в специализированные медицинские учреждения, или в гражданские больницы (правило 26)[10]. Аналогичное положение нашло отражение и в Европейских тюремных правилах, предписывающих, что осужденные, нуждающиеся в специализированной помощи, которая недоступна в колонии или тюрьме, должны переводиться в таких случаях в специализированные учреждения вне колонии или тюрьмы.

Качество медико-санитарной помощи, оказываемой заключенным, определяется несколькими международными нормами. Прежде всего, статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966) устанавливает «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Это точно так же относится к заключенным, как и ко всем остальным людям.

Основные принципы обращения с заключенными (ООН, 1990) указывают на то, каким образом следует реализовывать право заключенных на наивысший достижимый уровень медицинского обслуживания: «Заключенные пользуются медицинским обслуживанием, имеющимся в данной стране, без дискриминации в связи с их юридическим положением» (Принцип 9). Иными словами, тот факт, что человек находится в исправительном учреждении, не означает, что его право на надлежащее медицинское обслуживание может быть каким-то образом умалено. Скорее, наоборот. Когда государство лишает людей свободы, оно берет на себя ответственность за их здоровье как с точки зрения условий, в которых они содержатся под стражей, так и с точки зрения индивидуального лечения, которое может потребоваться. Администрация исправительных учреждений обязана не просто обеспечивать медико-санитарную помощь, но также и создавать условия, которые способствовали бы благополучию, как заключенных, так и персонала исправительных учреждений.

Заключенные не должны выходить из исправительного учреждения, в худшем состоянии, чем до поступления туда. Этот принцип подтвержден в рекомендации Комитета министров Совета Европы (1998) «об этических и организационных аспектах медицинского обслуживания в исправительных учреждениях» и в документах Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (КПП), в частности, в его третьем генеральном докладе (Совет Европы, 1993).

Европейский суд по правам человека также принимает все больше судебных решений, подтверждающих обязанность государств обеспечивать здоровье заключенных, находящихся у них на попечении[11].

Иногда выдвигается аргумент, что государства не могут предоставлять заключенным медико-санитарной помощи надлежащего качества по причине нехватки ресурсов. В одиннадцатом генеральном докладе о своей деятельности (Совет Европы, 2001) КПП подчеркнул обязательства, которые власти несут перед заключенными даже в условиях экономических трудностей: «КПП известно, что в условиях экономических трудностей. необходимы жертвы, в том числе и в учреждениях исполнения наказания. Однако независимо от существующих трудностей, переживаемых в любой данный момент времени, акт лишения человека свободы всегда подразумевает определенные обязанности по уходу за ним, что требует эффективных методов профилактики, обследования и лечения. Выполнение государственными властями этой обязанности становится тем более важной задачей, когда речь идет о помощи, необходимой для лечения болезней, опасных для жизни».

Что касается обязанности предоставлять заключенным надлежащую медико-санитарную помощь, есть два соображения, которые имеют фундаментальное значение. Одно из них связано с взаимоотношениями между заключенным и медперсоналом, а другое – с тем, как организована медико-санитарная помощь в исправительном учреждении.

Время от времени необходима дополнительная подготовка медперсонала, чтобы сотрудники получали новую информацию по таким вопросам, как ВИЧ-инфекция и туберкулез. Важно, чтобы обеспечение осужденных консультациями врачей представляла собой хорошо налаженную систему, доступную и понятную всем.

Специальные международные стандарты обращения с осужденными в целом носят рекомендательный характер, что отражено в их содержании. Вместе с тем их юридическое значение не следует недооценивать. Они широко признаны международным сообществом в качестве правил, отражающих фактически существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращении с осужденными. Как и в резолюциях ООН, так и в резолюциях Европейского Совета предусмотрен контроль за реализацией международных стандартов с тем, чтобы сохранить в международном масштабе их высокий моральный политический статус.

Отражение многих международных стандартов в законодательстве России еще не значит, что их осуществление возможно в практической деятельности, особенно если речь идет о содержании больных осужденных с различными заболеваниями и создании условий необходимых для лечебного процесса.

Сегодня практически не регламентируются в нормативных актах условия функционирования лечебных исправительных учреждений, предполагается, что данные учреждения должны осуществлять свою деятельность на основе той же нормативной базы, что и другие исправительные учреждения.

Конституционное право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) распространяется на осужденных в полной мере. Об этом свидетельствует ч. 6 ст. 12 УИК РФ, по существу дублирующая конституционную норму.

Охрана здоровья осужденных является одной из основных задач уголовно-исполнительной системы в целом и каждого исправительного учреждения в отдельности. Поэтому правовому регулированию реализации данного конституционного права и его конкретизации в отраслевых нормативных правовых актах уделяется столь значительное внимание.

Согласно ст. 101 УИК РФ порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения[12].

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. В случаях, когда необходимая медицинская помощь не может быть оказана в лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях, осужденные обладают законным интересом быть направленными в территориальные лечебно-профилактические учреждения органов здравоохранения (§19 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Кроме того, осужденные вправе получать любую, оплаченную за счет собственных средств дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оказываемую специалистами органов здравоохранения в пределах исправительных учреждений. Следовательно, лечебные исправительные учреждения предназначены для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом, наркоманией. Эти учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа. В отличие от остальных исправительных учреждений, в лечебных учреждениях раздельное содержание осужденных обусловлено медицинскими критериями – различиями в заболеваниях. Поэтому в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разных видов, однако условия содержания для каждого из них соответствуют установленным законом для исправительного учреждения того вида, который назначен судом. Особенностью деятельности лечебных исправительных учреждений является то, что она регламентируется не только уголовно-исполнительным законодательством, но и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.

Очень важным вопросом является взаимоотношение между заключенными и медперсоналом исправительных учреждений. Все медицинские работники – сотрудники исправительных учреждений должны всегда помнить, что их первой обязанностью по отношению к любому заключенному, который становится их пациентом, является строгая беспристрастность. Это подчеркивается в первом из Принципов медицинской этики ООН (1982), относящихся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных и задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, который гласит:

«Работники здравоохранения, в особенности врачи, обеспечивающие медицинское обслуживание заключенных или задержанных лиц, обязаны охранять их физическое и психическое здоровье и обеспечивать лечение заболеваний такого же качества и уровня, какое обеспечивается лицам, не являющимся заключенными или задержанными».

Международный совет тюремной медицинской службы подтвердил этот принцип при утверждении Афинской клятвы (Медицинский персонал в исправительных учреждениях, 1979):

«Мы, профессиональные работники здравоохранения, работающие в тюрьмах, собравшиеся 10 сентября 1979 г. в Афинах, даем торжественное обещание, в соответствии с клятвой Гиппократа, что приложим все усилия для обеспечения возможно лучшего медицинского обслуживания для всех лиц, заключенных в тюрьму по каким бы то ни было причинам, без предрассудков и в рамках нашей профессиональной этики».

Этот принцип особенно важен для врачей. В некоторых странах врачи, работающие на полной ставке, могут на протяжении всей своей карьеры работать в исправительных учреждениях. В таких условиях у них практически неизбежно сложатся тесные взаимоотношения с администрацией исправительных учреждений, и, более того, они могут войти в старший руководящий состав администрации исправительных учреждений. Одним из последствий этого может быть то, что начальник исправительного учреждения может иногда обращаться к врачу с просьбой помочь в контроле за поведением заключенных, которые создают трудности. Например, охрана может просить врача ввести седативные препараты заключенным, которые проявляют насилие против самих себя, других заключенных или тюремного персонала. В соответствии с законами некоторых стран администрация тюрьмы может требовать от врачей предоставления им конфиденциальной информации о ВИЧ-статусе заключенного. Врачи никогда не должны забывать, что их взаимоотношения с каждым заключенным должны быть в первую очередь взаимоотношениями между врачом и пациентом. Врач никогда не должен делать что-либо с пациентами или быть причиной совершения какого-либо действия над ними, если это не отвечает наилучшим интересам их лечения. Аналогичным образом, как и в отношении всех остальных пациентов, врачи всегда должны получать согласие пациента-заключенного перед совершением каких-либо клинических действий, за исключением случаев, когда пациент по клиническим признакам не обладает дееспособностью для выражения такого согласия. Многие из этих вопросов подробно разбираются в дипломном Интернет-курсе под названием «Врачи, работающие в тюрьмах: права человека и этические дилеммы»[13], который бесплатно предоставляется в сети Интернет Норвежской медицинской ассоциацией (2004) от имени Всемирной медицинской ассоциации.

Эта первоочередная обязанность относиться к заключенным как к пациентам равным образом распространяется и на других медицинских работников. Во многих странах многие базовые функции медико-санитарной помощи осуществляют медицинские сестры. К этим функциям может относиться проведение предварительной оценки состояния здоровья вновь поступающих заключенных, выдача лекарств или выполнение лечебных действий, предписанных врачом, или первичный прием заключенных, обращающихся с жалобами на здоровье. Медсестры, выполняющие эти обязанности, должны быть надлежащим образом подготовлены к тому, что они делают, и должны при выполнении своих обязанностей относиться к людям в первую очередь как к пациентам, а не как к заключенным.

Подводя итоги, можно сделать выводы что, в целом назначение лечебных исправительных учреждений может быть представлено в виде двух компонентов (аспектов): пенитенциарного и лечебного.

Пенитенциарный аспект выражает карательные интересы и соответствующие им требования государства в области борьбы с преступностью, обращения с осужденными, которые определенным образом направлены также и на реализацию исправительного воздействия по отношению к осужденным.

Лечебный аспект назначения данных исправительных учреждений привнесен в исправительную систему извне и определяется многими параметрами, не свойственными уголовно-исполнительной системе: общим состоянием здравоохранения в государстве; существующими методиками лечения заболеваний, по профилю которых подразделяются лечебные учреждения; общественными интересами в достижении эффекта выздоровления осужденных, особенно с инфекционными заболеваниями, и т.д. Иными словами, лечебные учреждения осуществляют два равнозначных направления деятельности – реализацию наказания и исправление осужденных, а также их лечение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: