Номенклатура учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы России утверждена Приказом Минздрава РФ и Минюста РФ от 9 августа 2001 г. № 310/241 «Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».В соответствии с этим выделяют следующие лечебно-профилактические учреждения для медицинского обслуживания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УИС:
1. Больничные учреждения:
– больницы общего профиля (соматические);
– многопрофильные больницы;
– специализированные больницы (психиатрическая, туберкулезная).
2. Амбулаторно-поликлинические учреждения:
– медицинские части следственного изолятора, исправительной колонии, тюрьмы, воспитательной колонии, колонии-поселения;
– лечебные исправительные учреждения (ЛИУ).
3. Учреждения охраны материнства и детства:
– дом ребенка;
– родильное отделение при женских ИК.
4. Учреждения специального типа – бактериологические лаборатории по диагностике туберкулеза различных уровней (центральная, межрегиональная, региональная).
В уголовно-исполнительной системе на 01 января 2015 года функционировали 72 соматических, 59 туберкулезных и 5 психиатрических больниц, 882 здравпункта и медицинских частей, где было развернуто 52550 стационарных коек. Обеспеченность койками составляет 607,5 на 10 тыс. человек (в системе Минздравсоцразвития России – 104,1).
Условия отбывания наказания в лечебных исправительных учреждениях и их медико-санитарное обеспечение предусмотрены в статье 101, главы 12, IV раздела уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации:
|
1. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
2. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, лечебные исправительные учреждения.
3. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
4. В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям.
Таким образом, назначение исправительных лечебных учреждений можно представить как единство аспектов: пенитенциарного, лечебного и социального (интересы общества в лечении осужденных и обеспечении безопасности персонала). Действительно, это должно быть сбалансированное (взаимосвязанное, взаимообусловливающее) единство. Такова, по нашему мнению, объективная реальность, находящая конкретное отражение в соответствующих правовых актах.
Социальный аспект назначения лечебных исправительных учреждений является их отличительной чертой по сравнению с другими видами мест лишения свободы. Данные положения, по сути дела, играют роль выводов, с учетом которых мы намерены далее рассмотреть вопросы правового, организационного и иного обеспечения функционирования рассматриваемого вида исправительных учреждений.
|
Вместе с тем следует отметить, что функционирование любой социальной системы, в том числе и уголовно-исполнительной, показывает, что только на основе анализа и практического решения задач можно определить возможность достижения целей наказания в лечебных учреждениях, выявить уязвимые места в деятельности данного вида учреждений, исполняющих лишение свободы. Более того, определение задач дает возможность для продуманной и эффективной расстановки сил и средств, привлекаемых и используемых для их решения. Иными словами, выполнение задач и позволяет реализовать стоящую перед социальной системой цель[14].
В этой связи правильная постановка и выполнение задач, стоящих перед лечебными исправительными учреждениями, имеет принципиальное значение не только для реализации наказания, но и для сохранения здоровья больных осужденных.
В настоящее время как закон, так и ведомственные нормативные акты не содержат четкого определения задач, стоящих перед лечебными исправительными учреждениями. Видимо, их в основном можно определить, исходя из анализа задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.
В частности, в ст. 2 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» указано, что задачами уголовноисполнительной системы являются:
|
1. исполнение наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
2. обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений;
3. привлечение осужденных к труду, а также обеспечение общего и профессионального образования и обучения;
4. обеспечение охраны здоровья осужденных;
5. содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
В качестве основных задач органов и учреждений, исполняющих наказания, законодатель (ч. 2 ст. 1 УИК РФ) предусматривает следующее: обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания; оказание исправительного воздействия на осужденных; охрана их прав, свобод и интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации.[15]
Многие из изложенных задач решаются также в процессе функционирования лечебных исправительных учреждений, которые структурно входят в состав уголовно-исполнительной системы. Поэтому подвергать глубокому анализу все обозначенные задачи, видимо, нет необходимости. Однако следует отметить, что задача охраны здоровья осужденных не совсем соответствует цели функционирования лечебных учреждений, которые решают не только эту, но и медицинскую задачу – лечение больных осужденных. В этой связи необходимо заметить, что отсутствие законодательного закрепления задачи лечения больных осужденных, безусловно, сказывается на этой деятельности, и, соответственно, порождает немало проблем как в организации исполнения наказания, так и в организации их лечения. Ведь согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (ч. 6 ст. 12) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях, в зависимости от медицинского заключения.
Более того, ст. 101 УИК РФ, регулирующая вопросы медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы, указывает, что лечебнопрофилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Однако порядок оказания медицинской помощи, правовое положение больных осужденных, в частности, их права и обязанности, в законе не получили отражения.
Исходя из анализа Уголовно-исполнительного кодекса, а также Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», можно сделать вывод, что лечебные исправительные учреждения реализуют уголовное наказание и обеспечивают охрану здоровья путем оказания осужденным лечебно-профилактической, санитарно-профилактической, медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях указанных учреждений.
Лечебные исправительные учреждения – весьма специфические учреждения, в которых не только осуществляется карательное, воспитательное воздействие, но и проводится целый комплекс лечебно-профилактических мероприятий. В этой связи объем выполняемых задач этими учреждениями значительно расширен.
Главная и основная цель лечебных исправительных учреждений это сохранение и улучшение здоровья осужденных.
Для достижения этой цели перед лечебными исправительными учреждениями поставлены следующие задачи:
- обследование осужденных при поступлении в исправительное учреждение с целью выявления имеющихся заболеваний;
- проведение медосмотров с целью своевременного выявления больных осужденных;
- оказание медицинской помощи осужденным больным (в том числе, туберкулезом), находящимся в лечебных исправительных учреждениях;
- контроль за состоянием здоровья осужденных, находящихся в исправительном учреждении;
- надзор за условиями труда, проживания и питанием осужденных;
- пропаганда здорового образа жизни, проведение санитарно-просветительных работ;
- воспитание гигиенических навыков у осужденных;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и условий в лечебном исправительном учреждении;
- ведение и представление отчетности статистического учета;
-взаимодействие с гражданскими государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.
Соответственно, к лечебным исправительным учреждениям предъявляются и определенные требования. Они должны обеспечивать:
- законное обоснование пребывания в нем осужденного;
- установленные сроки пребывания больного осужденного в лечебном исправительном учреждении;
- соблюдение прав осужденного;
- соответствующий требованиям закона режим отбывания наказания;
- привлечение осужденного к труду в соответствии с требованиями закона;
- медико-санитарное и материально-бытовое обеспечение осужденных;
- проведение воспитательных работ с осужденными в соответствии с требованиями закона;
- соответствующие закону меры поощрения и взыскания осужденных;
- рассмотрение и притяните мер по заявлениям, жалобам и предложениям осужденных.
Естественно, что не всегда осужденные согласны отбывать наказание в лечебных исправительных учреждениях. Они могут бояться выявления у них туберкулеза по причине страха задержки освобождения, перевода в другое учреждение или позорного ощущения перед другими осужденными. По этой причине, некоторые осужденные могут скрывать или отрицать симптомы заболевания. Решение этой проблемы так же стоит перед лечебными исправительными учреждениями. И одним из способов решения данной проблемы может стать проведение просветительной работы с осужденными по вопросам туберкулеза, наркомании и излечению от этих болезней.
Однако в любом случае при определении задач необходимо руководствоваться общими установками, требованиями, которые необходимы при определении задач любого органа, организации, учреждения, входящих в ту или иную систему, а именно:
1. задачи должны быть направлены на решение строго определенных вышестоящей системой (органом) проблем;
2. решение проблем должно иметь строго определенный (законами, ведомственными нормативными актами), непосредственный и конкретный характер;
3. решение проблемы должно находиться в определенной связи субъекта и объекта воздействия;
4. субъект воздействия (администрация) должен быть наделен необходимой компетенцией, обеспечен средствами, другими необходимыми ресурсами.
Названные признаки дают основание с теоретических позиций подойти к определению задач, стоящих перед лечебными исправительными учреждениями. Исходя из целей наказания, излечения больных осужденных и особенностей осуществления в отношении их уголовно-исполнительного процесса, задачи, осуществляемые лечебными исправительными учреждениями, можно разделить на пять основных групп:
1. задачи, связанные с осуществлением лечебно-профилактической помощи осужденным;
2. задачи, связанные с реализацией воспитательного воздействия на осужденных в процессе их лечения;
3. задачи, решаемые в процессе реализации карательного воздействия;
4. задачи, выполняемые лечебными исправительными учреждениями в процессе привлечения осужденных к труду;
5. задачи, связанные с созданием необходимых материально-бытовых (если использовать терминологию международных стандартов – микросоциальных) условий содержания осужденных в ЛИУ.
Однако данная группа задач несколько шире специфических, решаемых исправительными учреждениями. Несмотря на то, что непосредственное решение вопросов материально-бытового обеспечения осужденных возложено на исправительные учреждения, представляется, что эти задачи все же являются социальными, подлежащими решению на общегосударственном уровне, особенно если речь идет об осужденных, содержащихся в лечебных ИУ. Иными словами, необходимы специальные государственные программы (по аналогии со многими зарубежными государствами), направленные на создание цивилизованных условий отбывания наказания больными осужденными. Они связаны не только с реализацией карательного и воспитательного воздействия, осуществляемого в отношении больных туберкулезом осужденных, но и с повседневным решением целого комплекса медико-санитарных задач. Решение последних обусловлено выполнением гуманной миссии охраны здоровья осужденных
При создавшейся в нашей стране ситуации, когда в лечебных исправительных учреждениях катастрофически не хватает мест для принудительного лечения наркоманов, по-видимому, назревает вопрос о создании в регионах дополнительных ЛИУ либо изолированных лечебных участков при исправительных колониях не лечебного типа. Содержание всех категорий пациентов и здоровых лиц в одних и тех же учреждениях не скажется положительно ни на одной из указанных групп осужденных.
Узнав СПИД, общество столкнулось с двумя проблемами. С одной стороны, от ВИЧ-инфицированных отворачиваются знакомые, шарахаются соседи, от них стараются избавиться на работе. Общество не научилось относиться к ним цивилизованно, а потому ВИЧ-инфицированные нередко платят обществу той же монетой. То, что многие ВИЧ-инфицированные добровольно не говорят о своем диагнозе даже врачам, – обычный факт.
Но кто же защитит общество от тех, кто преднамеренно подвергает опасности других людей? В ст. 122 УК РФ записано:
«Заведомое доставление другого лица в опасность заражения ВИЧ – инфекцией наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет». Заявить в полицию о факте заражения могут только пострадавшие. Но они не делают этого, так как не хотят огласки. Медики знают об этих фактах, но сообщать о них в правоохранительные органы не должны. Эту ситуацию необходимо в ближайшее время изменить.[16]
С учетом рассмотренных задач проведем классификацию лечебных исправительных учреждений. Так ст. 18 УИК РФ регламентирует общие начала исполнения принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения, применяемых к осужденным к лишению свободы.
Принудительное медицинское лечение применяется к осужденным, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (ч. 1 ст. 18 УИК РФ). К осужденным, больным токсикоманией, открытой формой туберкулеза, а также ВИЧ-инфицированным или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания по решению медицинской комиссии учреждения применяется обязательное медицинское лечение (ч. 4 ст. 18 УИК РФ).
Таким образом, можно говорить о задаче осуществления как принудительного, так и обязательного медицинского лечения осужденных, осуществляемого учреждениями уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с последними изменениями (на 21 февраля 2001 г.), внесенными в УИК РФ, категория ВИЧ-инфицированных осужденных оказалась вне лечебных исправительных учреждений, т. е. они должны содержаться вместе с другими осужденными в исправительных колониях общего типа. На наш взгляд, такие изменения не обоснованы.
Длительные свидания осужденным в лечебных исправительных учреждениях могут предоставляться лишь при отсутствии медицинских противопоказаний. Они обязаны трудиться в соответствии с состоянием здоровья и возможностью их трудоиспользования в учреждении. Их могут водворить за дициплинарные нарушения в ШИЗО и ПКТ.
Лечебно-профилактические учреждения никак не могут быть отнесены к исправительным лечебным учреждениям, поскольку они выполняют только одну задачу – лечение осужденных в условиях медицинского стационара.
В данные учреждения осужденные помещаются на непродолжительное время, деятельность этих учреждений подчинена только решению задачи лечения осужденных; исправительный процесс в отношении указанных лиц не осуществляется, а если они привлекаются к работам, то только исключительно в медицинских терапевтических целях. Наряду с лечением обязательным фактором деятельности этих учреждений является изоляция больных осужденных, недопущение возможных побегов, совершения правонарушений. Осужденные содержатся в специально выделенных и оборудованных палатах. Как правило, длительные свидания им не предоставляются. Дисциплинарные наказания такие же, как и для других исправительных учреждений, однако в ШИЗО и ПКТ они не водворяются.
Для больных осужденных, содержащихся в ЛИУ и ЛПУ, установлены повышенные нормы питания, а по разрешению главного врача они имеют право на получение дополнительной посылки или передачи. Условия содержания, нормы получения посылок, передач, свиданий зависят от режима, назначенного судом тому или иному осужденному.
В ЛИУ и ЛПУ изолированно от других содержатся осужденные при особо опасном рецидиве преступлений и осужденные к пожизненному лишению свободы, несовершеннолетние, а также женщины отдельно от мужчин. Инфекционные больные содержатся раздельно по инфекциям и отдельно от соматических больных.[17]
Лечебные исправительные учреждения в соответствии со ст. 101 УИК РФ предназначены для содержания и лечения двух категорией осужденных: больных открытой формой туберкулеза; алкоголизмом и наркоманией. Соответственно существует два вида лечебных исправительных учреждений:
- для содержания осужденных, больных открытой формой туберкулеза;
- для осужденных, больных алкоголизмом и наркоманией.
В настоящее время согласно внесенным изменениям в ст. 101 УИК РФ категория осужденных ВИЧ-инфицированных не рассматривается.
В зависимости от территориальной расположенности и подчиненности лечебные исправительные учреждения можно подразделять на федеральные, межобластные и областные. Необходимо отметить, что в проекте Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы Минюста России предусматривается два вида лечебных исправительных учреждений – федеральные (для содержания ВИЧ-инфицированных) и региональные (для содержания иных категорий больных осужденных). Однако, на наш взгляд, все лечебные исправительные учреждения следует отнести к федеральному уровню. Такой подход оправдан по нескольким причинам:
1. лечение и последующая ресоциализация больных осужденных (ВИЧ-инфицированных, наркоманов, страдающих туберкулезом) – это общесоциальная проблема, которая должна решаться на федеральном, а не на региональном уровне; необходимы специальные государственные программы (по образцу западных государств), направленные на реабилитацию данных категорий осужденных;
2. региональное размещение лечебных исправительных учреждений неизбежно будет порождать территориальные барьеры, препятствующие решению вопросов о направлении в них больных осужденных, а также кадровых проблем в лечебных исправительных учреждениях.
Таким образом, лечебные исправительные учреждения выполняют различные задачи. Они связаны не только с реализацией карательного и воспитательного воздействия, осуществляемого в отношении больных осужденных, но и с повседневным решением целого комплекса медико-санитарных задач. Решение последних обусловлено выполнением гуманной миссии – обеспечения охраны здоровья осужденных в строгом соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».
По результатам проведенного исследования данной проблемы можно сделать следующие выводы.
1. Назначение исправительных лечебных учреждений в уголовно-исполнительной системе и в государстве в целом обусловливается единством трех аспектов: пенитенциарного, лечебного и социального (интересы общества в лечении осужденных и обеспечении безопасности персонала).Это должно быть сбалансированное (взаимосвязанное, взаимообусловливающее) единство. Только в этом случае можно будет говорить об эффективном функционировании рассматриваемых учреждений.
2. Лечебные исправительные учреждения – весьма специфические учреждения, в которых не только осуществляется карательное и воспитательное воздействие, но и проводится целый комплекс лечебно-профилактических мероприятий. В этой связи объем выполняемых задач этими учреждениями значительно расширен. Они реализуют уголовное наказание и обеспечивают охрану здоровья путем оказания осужденным санитарно-профилактической, медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
3. Наряду с общими, лечебные исправительные учреждения решают также задачи, присущие только их деятельности. Данные задачи можно разделить на пять основных групп:
- задачи, связанные с осуществлением лечебно-профилактической помощи осужденным;
- связанные с реализацией воспитательного воздействия на осужденных в процессе их лечения;
- решаемые в процессе реализации карательного воздействия;
- выполняемые лечебными исправительными учреждениями в процессе привлечения осужденных к труду;
- связанные с созданием необходимых материально-бытовых условий содержания осужденных в ЛИУ.
Специфичность способов решения данных задач определяют функционирование лечебных исправительных учреждений.