Занятие 2. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте




Цель. Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

Ход занятия

«Я хочу убедиться в том, что вы внимательны на занятиях и умеете работать самостоятельно, – говорит детям воспитатель. – Ответы на загадки сегодня вы будете сообщать мне на ухо. Итак, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу: лук – сук? Отвечать надо так: л, с ».

Педагог предлагает детям следующие пары слов: мак – рак, мама – лама, ком – лом, ком – сом.

«А теперь поиграем в игру „Я – вам, вы – мне“, – говорит воспитатель. – Из каких частей состоит слово молоко(Мо-ло-ко.)

Далее слово для анализа воспитателю предлагает ребенок. Затем педагог называет следующие слова: дома, домики, маки, макаки.

Педагог объясняет детям новое задание: нужно назвать все звуки в слове, не пропуская и не переставляя их. Для анализа он предлагает слова: сок (с, о, к), ноты, роса, пыль.

Воспитатель, поздравляя детей с наступлением весны, читает им стихотворение С. Есенина «Черемуха»:


Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Педагог просит детей повторить предложение «Бежит, струится маленький серебряный ручей» и любым способом показать, сколько в нем слов. Затем «раздает» детям слова. Ребята друг за другом произносят их. Если они сбиваются, ответ не засчитывается и воспитатель «раздает» слова другим детям.

Воспитатель читает стихотворение «Черемуха» еще раз и предлагает желающим детям выучить его наизусть (в сокращении).

Занятие 3. Весенние стихи[27]

Цель. Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, какое время года подходит к концу, напоминает, что май – последний месяц весны.

«Весна – долгожданное и сказочно красивое время года, – рассказывает воспитатель, – поэтому и стихи о том, как преображается и расцветает природа, удивительно яркие и запоминающиеся. Послушаем?»

Читает три стихотворения, например, «Сельская песня» А. Плещеева, «Уж верба вся пушистая» А. Фета, «Черемуха» С. Есенина.

Затем спрашивает у детей, кому какое стихотворение понравилось. Читает то из них, которое запомнилось большинству дошкольников.

Педагог читает еще два-три стихотворения, например: «Жаворонок» В. Жуковского, «Колокольчики мои…» А. К. Толстого, «Голубенький, чистый подснежник-цветок…» А. Майкова.

Воспитатель повторяет понравившееся детям стихотворение и просит ребят внимательно рассмотреть иллюстрации[28] к прочитанным произведениям и выбрать понравившуюся.

Занятие 4. Беседа о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. Бианки «Май»

Цель. Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

Ход занятия

Педагог спрашивает у детей, получили ли они удовольствие, рассматривая рисунки в книге[29], и какой из них им особенно понравился и почему.

Дети, как могут, обосновывают свой выбор, а педагог дополняет их рассказы, например: «Вы, должно быть, не заметили, в какой нежно-зеленой дымке стоят березы на заднем плане картинки, какая здесь яркая зеленая трава разных оттенков зелени – от светло-зеленых до малахитовых. Даже одуванчики на фоне этого зеленого буйства кажутся блеклыми».

Завершая эту часть занятия, воспитатель выражает уверенность в том, что если дети еще раз рассмотрят понравившиеся рисунки, то заметят что-то такое, что им не удалось увидеть ранее. «Буду рада, если вы поделитесь своими наблюдениями», – говорит педагог.

«Мы с вами каждый раз радовались, когда обнаруживали очередную примету последнего месяца весны, – напоминает педагог. – А Виталий Бианки посвятил этому времени года рассказ, который так и называется – „Май“. Послушаем?»[30]

Занятие 5. Лексико-грамматические упражнения

Цель. Активизировать речь детей.

Ход занятия

«Я уверена, что вы хорошо будете учиться в школе, так как много знаете и умеете, – начинает разговор педагог. – Давайте проверим, насколько богат ваш словарный запас».

Воспитатель предлагает вниманию дошкольников картинку, на которой изображены образцы тканей.[31]

Указывая на образец ткани, воспитатель просит детей определить ее цвет и рассказать, что на ней нарисовано. Например: «Ткань в мелкие белые цветочки на оранжевом поле (оранжевая ткань с белыми мелкими, похожими на снежинки цветочками); белая ткань с крупными яркими синими цветочками – васильками».

Далее педагог просит детей назвать предметы в единственном и множественном числе: один чулок и много… (чулок), один носок и много… (носков), одна чашка кофе и много чашек… (кофе), много роялей и один… (рояль), одно пианино и несколько (пианино), одно ухо и много… (ушей), одно пальто и много… (пальто), много простыней и одна… (простыня).

Воспитатель дает детям новое задание: просит подобрать антонимы к словам: тяжело… (легко), соленая (рыба)… (свежая), густая каша… (жидкая), вареная (морковь)… (сырая), солнечная (погода)… (пасмурная), ветреная (погода)… (тихая), смелый (ребенок)… (робкий).

В заключение педагог предлагает детям закончить стихотворные строки:


Океан волной играет,
Дельфиненочка… (качает).


Восемь ножек осьминог
Под скалою… (спрятать смог).


Рак-отшельник – смелый рак,
Он любитель… (ссор и драк).
Н. Майер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: