СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «ПОЗНАНИЕ»
Что нужно знать по содержательной линии «Познание»?
При изучении курса обществознания особое внимание следует обратить на такие вопросы: что такое познавательная деятельность и чем она отличается от других видов деятельности; какое знание считается истинным; отличия абсолютной истины от относительной; критерии истины, роль практики в познании; структура научного знания: идея, теория, закон, гипотеза; особенности мифологического знания; житейское знание, его характерные черты; что отличает науку от лженауки, отличие естественных наук от наук, изучающих общество.
2. Какие вопросы этой линии являются наиболее сложными?
Почти все вопросы, относящиеся к познавательной деятельности человека, можно считать сложными. Во многом это связано с тем, что рассматриваемые здесь понятия относятся к философскому знанию. А постигать философию, оперирующую предельно общими, абстрактными категориями, как известно, весьма непросто. Учтем и то, что философские понятия, охватывая очень широкий класс явлений, как правило, многозначны, а следовательно, каждый раз приходится определять, в каком именно смысле употребляется данное понятие в приведенном контексте. Не забудем и о том, что философская мысль плюралистична. По ряду проблем философы спорят между собой, дают свои интерпретации и оценки. Есть такие проблемы и в теории познания. В рамках КИМ их можно найти во фрагментах из философских текстов, предложенных для самостоятельного анализа, находят они отражение и в темах эссе.
Как показывают педагогическая практика и опыт проведения единого экзамена, к числу наиболее сложных вопросов по данной содержательной линии можно отнести следующие: специфика познания среди других видов человеческой деятельности, объективность истины, относительность такого критерия истины, как практика, особенности научного познания, формы и возможности ненаучного познания. Рассмотрим некоторые из этих вопросов более обстоятельно.
|
Что сближает познание с другими видами деятельности и что отличает его от них?
Обратимся к конкретному примеру. В качестве объекта возьмем простое природное вещество – уголь и сравним познавательное (познавательная деятельность) и производственно-техническое (трудовая деятельность) отношение к нему.
Таким образом, цель познавательной деятельности – получение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами. Средствами познания выступают наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также во вненаучном познании (философии, познании средствами искусства, обыденном познании). Результат этой деятельности, как видим, прямо соотносится с ее целью – получение достоверного знания об изучаемом предмете. Добавим к этому и то, что круг объектов познавательной деятельности очень широк. Так, если объектом трудовой деятельности может быть только доступный для нашего непосредственного воздействия предмет, то познавать мы можем, к примеру, удаленные от нас на многие тысячи световых лет звезды.
Можно ли считать чувственное познание синонимом эмоционального отношения человека к действительности?
|
Такое отождествление является ошибкой. В понятии «чувство» мы сталкиваемся с той многозначностью, о которой говорилось выше. На житейском уровне мы понимаем под чувствами форму переживания человеком своего отношения к другим людям, к различным вещам. В этих случаях мы говорим о чувстве радости, чувстве гнева, чувстве любви. Такие чувства определяют наше эмоциональное состояние в той или иной ситуации, например, тревога за близкого человека, разочарование поступком друга, обида несправедливым отношением и т. п. Таким образом, в этом контексте понятия «чувства» и «эмоции» почти синонимы.
В философской теории познания под чувственным познанием понимается способность человеческого сознания испытывать с помощью органов чувств воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия. Возможность человека ощущать, воспринимать внешний мир, строить представления о нем существует благодаря тому, что мы наделены слухом, зрением, обонянием, осязанием, вкусом. Получая с помощью органов чувств информацию о мире, мы, как и другие живые существа, можем ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире.
Таким образом, чувственное познание – это не эмоциональное отношение к действительности, а способ получения объективной информации о ней. Об этом следует помнить, приступая к выполнению заданий единого экзамена.
Может ли истина быть субъективной?
Среди заданий единого экзамена есть и такие, которые связаны с сущностной чертой истинного знания – его объективным характером. Например: