Политика — сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие.




По сферам общественной жизни она подразделяется на: экономическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; по направленности — на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности — на нейтральную, открытых дверей, нацио­нального примирения, компромиссов; по содержанию и характеру — на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.

Политика имеет много свойств, проявлений и форм выражения. В самом общем виде политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во взаимодействии между социальными общностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти, для улучшения условий жизни людей, обеспечения общественного и ми­рового порядка.

1. Политика выражается, материализуется в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия. Так, внутренняя и внешняя политика государства находит выражение в основных направлениях его деятельности. Разработка и реализация стратегического политического курса страны немыслима без активной деятельности политических партий, функционирования исполнительных органов государства и др. В политической деятельности участвует множество субъектов, она характеризуется системностью и многообразием форм. Осуществляется она как на теоретическом, так и на практическом уровне. Исключительное значение имеет вопрос эффективности политической деятельности.

Самая глубинная, сущностная черта политики как общественного явления — ее прямая или косвенная связь с политической властью.

Нет и быть не может бесцельной политики. Она затрагивает интересы миллионов людей, а потому является многоцелевой. Одна из главных и долгосрочных целей социальной политики — создание необходимых условий для улучшения жизни человека. Такая политика всегда имеет поддержку в народе. Напротив, политика, ведущая к обнищанию большинства населения страны, нарушающая принцип социальной справедливости, неизменно вызывает недовольство. Другая важнейшая и постоянная цель политики, прежде всего государственной, — обеспечение в стране и мире надлежащего порядка, безопасности и спокойствия.

В демократических странах политика находит концентрированное выражение в разработке и проведении в жизнь стратегического политического курса развития страны на определенную перспективу. разработкой вариантов стратегического политического курса в форме предвыборных программ занимаются партии, политические лидеры. В. ходе предвыборной кампании эти программы разъясняются через средства массовой информации. Избиратели, голосуя за ту или иную партию (блок партий), делают свой выбор политического курса. По результатам выборов формируются законодательный (представительный) и исполнительный (правитель­ство) органы страны. Для законодательного органа стратегический политический курс — концептуальная база законотворчества на весь период функционирования. Партия, победившая на выборах, формирует правительство, которое проводит стратегический политический курс в жизнь.

Таким образом, разработка стратегии политики, выбор оптимального политического курса осуществляют партии, общество. Государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие.

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства.

Общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве».

Роль политики в обществе:

выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;

согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

 

 

2 Гос-во. Госуда́рство — особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.

Государственный строй

Республика Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. Глава государства – Президент Нурсултан Назарбаев.

Государственная власть в Казахстане едина и включает законодательную власть, которая осуществляется Парламентом; исполнительную власть в лице Правительства, которое состоит из центральных органов (министерств, ведомств и агентств) и местных органов (акиматов); судебную власть, осуществляемую государственными судами (Верховным судом и местными судами).

Единственным источником государственной власти является народ.

Основополагающими принципами деятельности республики являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограниченные монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

 

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное.

3.1 Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками: - унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства (области, департа-менты, округа, провинции, графства) государственным суверениетом не обладают;

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, зако-нодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодатель-ных,исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Национальная политика

Национальная политика, являясь составной частью политической деятельности государства, призвана регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества. Цели и направления национальной политики зависят от общей направленности политики государства.

В ее основе - уважительное отношение к людям всех наций, формирование толерантности, т. е. терпимости к другому, непохожему, установка на сотрудничество и сближение наций. Главной ценностью признается жизнь человека, его права и свободы независимо от национальной принадлежности. Национальная политика призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности. Смысл гуманистической, демократической национальной политики - максимально согласовывать интересы разных народов, реализовывать их с позиций уважения каждого народа, каждого человека.

Важная задача национальной политики - предупреждать возможные конфликты на национальной почве. Для нашей многонациональной страны проведение продуманной демократической национальной политики очень важная задача. Дела в этой области надо вести так, чтобы, с одной стороны, обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа, с другой - сохранять исторически сложившуюся целостность нашего государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: