Принципы национальной политики Республики Казахстан.




1. Укрепление государственной независимости, целостности государства и единства народа на основе единой территории, единого гражданства, единой верховной власти, единой системы права, единого государственного языка;

2. Целенаправленная модернизация государствообразующей казахской нации, повышение её консолидирующей роли в казахстанском обществе, при одновременном создании условий для этнокультурного развития диаспор и этнических групп;

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, вероисповедания, его отношения к религии, а также принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

4. Учет взаимосвязи национальных ценностей с традиционными религиями;

5. Запрещение любых форм ограничения прав человека по признакам социальной расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

6. Диаспоры и этнические группы Республики Казахстан являются частью единого казахстанского общества и единой казахстанской гражданской общности;

7. Гарантия культурно-духовных прав диаспор, малочисленных этнических групп в соответствии с Конституцией Республики Казахстан;

8. Запрещение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности, раскол единого народа Казахстана, разжигание национальной, религиозной и сословной розни, ненависти и вражды;

9. Достижение информационной независимости государства.

10. Учет социально-исторических, демографических, природно-климатических особенностей и этнического состава регионов и государства;

11. Связь национальных проблем с социальной, экономической и культурно-образовательными и другими сферами государственной политики;

12. Защита прав и интересов казахской диаспоры за пределами Республики Казахстан, поддержка в сохранении и развитии казахского языка, культуры, национальной традиций.

Реализация государственной национальной политики осуществляется на основе Конституции и законов РК, поддержки предложений политических партий, и неправительственных организаций.

Для этого необходимо принять следующие меры:

- разработать общегосударственную Программу модернизации казахской нации, направленную на экономическое, социальное, демографическое и культурное развитие и этническую целостность казахов всего мира;

- координировать экономические, социальные и политические преобразования с потребностями и интересами этнических групп;

- осуществлять информационное обеспечение основных направлений национальной политики, освещение национальных проблем в средствах массовой информации и распространение знании об истории и культуре Казахстана;

- Внести изменения в стратегические планы развития страны с учетом этнического облика будущего Казахстана.

Подготовить и принять следующие законы:

- “ О государственном языке в РК”;

- “ О свободе вероисповедания и религиозных объединениях”;

- “ О этнокультурных центрах в РК”.

Внести изменения и дополнения” в законы:

- “ О языках”,

- “ О миграции”,

- “ О культуре”,

- “ Об образовании”.

- “ О СМИ”.

Демократия форма государственного устройства, при которой власть принадлежит большинству народа или его представителям

Мы попытались соотнести демократические нормы конституции с реальным положением вещей. Демократичность государство Казахстан выражается в том, что конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, желающих и способных отстаивать интересы народа в целом, интересы социального и национального меньшинств, законные интересы отдельных граждан. Демократичность государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума. Проведение референдума основывается на принципах:

добровольности участи в референдуме и свободного волеизъявления граждан;

всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании;

гласности. На референдуме могут быть вынесены вопросы принятия конституции, конституционных законов, законов республики, внесение в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы связанные с решением иных наиболее важных государственной жизни республики.

Демократизм государства Казахстан выражается в возможности оказывать гражданами, их объединениями влияние на содержание управленческих решений государственных органов и процесс их реализации в своих интересах. Для этого конституция предусматривает определенные условия. Важнейшим из них является демократический политический режим. Политический режим характеризует сущность государства, его отношение с обществом, с отдельным человеком, урегулированные в первую очередь нормами конституционного права. Политический режим ярко показывает степень реального функционирования конституционных норм. Конституция РК предусматривает демократический политический режим. Во-первых, "о выражается установлением институтов представительной и непосредственной демократии. Дело разумеется не только в юридическом закреплении этих институтов, а в том, чтобы они могли функционировать с целью обеспечения участи граждан в формировании государственных органов, в определении политики государства, в ее реализации". Во-вторых, "демократический политический режим выражается в закреплении широких гражданских прав и свобод и обеспечении их реализации". Конституция не только предусматривает свободу предпринимательской деятельности, но создает, с одной стороны правовую основу для нее, а с другой защищает предпринимателей от незаконных посягательств. Тоже самое можно сказать о других гражданских правах и свободах. В-третьих, "конституция открывает дорогу для формирования независимых средств массовой информации… позволяют высвечивать недостатки в работе государственных органов, нарушения законов должностными лицами и в определенной степени содействуют укреплению законности". Формирование различных организаций в т. ч. оппозиционных. Также можно утверждать, что "современная структура президентской вертикали, структура парламента с четкими определенными функциями, значительной автономизацией деятельности правительства, более рационально выстроенная система судебной власти", (по крайней мере по сравнению с системой судебной власти периода СССР) приблизили Казахстан к наиболее современным формам государственного устройства.

1990-1993 годы были отмечены знаком перехода от перестройки к строительству суверенного государства, собственной политической системы. Причем суть произошедших тогда важнейших событий заключалась в сломе существовавшей до той поры тоталитарной системы и коренной реформе всей системы общественных отношений. Наша республика была вынуждена начинать строить государственность на базе старой Конституции и союзных законов, которые абсолютно не отвечали новым реалиям. Были предприняты большие усилия для формирования первого поколения самостоятельных законодательных актов – это Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, Законы «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР», «О местном самоуправлении и местных советах народных депутатов Казахской ССР», «О приостановлении действия отдельных норм Конституции Казахской ССР в переходный период»..

Первым формальным результатом начавшегося демонтажа старой системы стало введение в Казахстане нового института высшего должностного лица – председателя Верховного Совета Казахской ССР, который обладал правом представления Казахстана в международных отношениях. Проведение в республике на рубеже 1990 года первых альтернативных выборов в высший представительный орган страны – Верховный Совет Казахской ССР также стало одним из знаковых событий первого этапа. В тот же момент в Казахстане впервые был учрежден пост Президента, который являлся главой республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. В то же время право выступать от имени всего народа республики принадлежало Верховному Совету Казахской ССР, который реально располагал возможностью оказывать влияние на законодательство, внутреннюю и внешнюю политику, контролировать Правительство. Провозглашение 25 октября 1990 года государственного суверенитета Казахской ССР стало первым актом, который открыл для Казахстана возможность самостоятельно определять пути своего развития. Важнейшим событием этого периода стало также принятие Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» 16 декабря 1991 года. Либерализация общественной жизни была ознаменована также введением в стране многопартийности. Однако образовавшиеся тогда первые политические партии не отвечали требованиям устойчивой политической организации. Для большинства из них были характерны приверженность самым общим принципам демократии и, одновременно, отсутствие реальных альтернатив правительственному курсу реформ. При этом в многонациональном казахстанском обществе этноориентированные партии оказались наиболее способными реально конкурировать в борьбе за обретение своей социальной базы. Введение многопартийности в стране способствовало развитию свободы слова и формированию открытого информационного пространства Также в эти годы были очерчены основные контуры системы государственного управления. В частности, в течение 1992 года поочередно были приняты Закон «О внесении на переходный период изменений и дополнений в Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» и Указ Президента «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления в условиях экономической реформы». В Казахстане впервые была закреплена единая система исполнительно-распорядительных органов от Президента до глав местных администраций. Таким образом, на первом этапе демократизации в Казахстане происходила системная либерализация общественной жизни, но при этом, следует заметить, что демократические реформы тогда, по сути, были еще достаточно ограниченными. В 1993-1995 годы изменения в политической системе общества происходили в связи с принятием первой Конституции независимого Казахстана в 1993 г., а также имели место два парламентских кризиса. В

Если быть предельно конкретным, то весь характер второго этапа демократизации в Казахстане был отражен в следующих событиях:

• законодательное закрепление одного из базовых принципов демократии – принципа разделения властей;

• проведение в марте 1994 года альтернативных выборов в Верховный Совет XIII созыва – высший представительный орган страны;

• формирование новых органов представительной власти на местах – маслихатов;

• создание Ассамблеи народа Казахстана в марте 1995 года.

С 1995 по 2001 годы начался процесс создания современного стержня политической системы Казахстана. В этот период был взят курс на окончательное внедрение жесткого принципа разделения ветвей власти. Его наступление было ознаменовано принятием новой Конституции Республики Казахстан 1995 года. В этот период вся ответственность за развитие страны легла на плечи главы государства. Институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического института.

Благодаря новой Конституции в стране были заложены фундаментальные основы новой государственности, сформирована единая государственная власть, способная регулировать и направлять общественное развитие. Был закреплен переход к президентской форме правления, создан профессиональный двухпалатный Парламент. Все это позволило стабилизировать общественно-политическую ситуацию и сосредоточиться на решении важнейших проблем.

Следует признать, что сейчас государство на основе Конституции 1995 года в целом успешно выполняет свое социальное предназначение: с одной стороны, обеспечивает социально-политическую стабильность в казахстанском обществе, с другой – методами государственно-правового регулирования создает необходимые условия для формирования конкурентной рыночной среды, стимулы для самореализации личности путем гарантирования широкого круга прав и свобод. На конституционном уровне сформированы и функционируют механизмы преодоления социальных противоречий, достижения общественного компромисса, конструктивного взаимодействия ветвей государственной власти. Сосредоточение власти в руках Президента дало повод для нарастания в обществе дискуссий о приобретении казахстанской политической системой некоторых авторитарных черт. Однако если быть до конца объективным, то можно сказать, что по большому счету это во многом было оправданной мерой, обусловленной шаткостью политической ситуации того периода и необходимостью быстрого завершения начатых реформ в социально-экономической сфере.

С 1997 года акцент в политическом реформировании был перенесен на качественное наполнение и повышение эффективности всей системы государственных институтов в целях достижения устойчивого развития. Основные направления государственно-правового строительства на 1997 год, были обозначены в Послании Президента народу Казахстана от 1996 года: преодоление несоответствия политико-правовой и управленческой систем Казахстана мировым методам государственно-правового регулирования; реформирование системы исполнительных органов в центре и на местах, создание более простой, экономичной, управляемой системы административно-территориального устройства; создание адекватных законодательных условий для роста инвестиционной активности в стране и последовательной модернизации сферы материального производства и инфраструктуры; разработка казахстанского законодательства в сфере социальной защиты населения; преодоление множественности и противоречий в системе законодательства; совершенствование организационно-правового механизма реализации законодательства; повышение уровня правовой информированности, грамотности граждан, роста их правовой культуры.

Следующим документом, обозначившим основные векторы реформирования, стала развернутая и всесторонняя программа демократизации и политических реформ в Казахстане, предложенная Президентом Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана 1998 года. Ядро политической реформы в Казахстане с этого момента составили семь основополагающих элементов демократизации и политической либерализации.

Во-первых, основу казахстанской демократии должны составить свободные и справедливые выборы. Чтобы достичь этой цели, было предложено упростить выборное законодательство путем уменьшения или полной отмены вступительных взносов для кандидатов в депутаты парламента, снять требование обязательного участия не менее 50 процентов избирателей, создать все необходимые условия и всячески приветствовать участие в контроле над выборами наблюдателей от казахстанской и международной общественности.

Во-вторых, было провозглашено усиление роли партий в политической системе страны – чтобы граждане стали полноправными участниками политического процесса, было предложено ввести представителей партий в новый состав Мажилиса и воспитывать парламентских лидеров.

Третьим основным направлением демократизации в Казахстане было объявлено усиление роли парламента страны, устойчивости и преемственности власти в Казахстане. В этих целях было законодательно закреплено решение, что в случае досрочного освобождения или отрешения от должности, а также в случае смерти Президента Республики исполнение обязанностей Президента на оставшийся срок полномочий переходит к председателю Сената. При невозможности председателя Сената принять на себя исполнение обязанностей Президента они переходят к председателю Мажилиса.

В качестве четвертого ключевого элемента демократизации было выдвинуто укрепление роли неправительственных организаций в строительстве гражданского общества. Было предложено упростить порядок регистрации и надзора за деятельностью НПО.

Пятым направлением стало обеспечение независимости судебной системы.

Шестым – создание условий для развития свободных и независимых СМИ. Для устранения существующих препятствий на пути свободной прессы в стране было предложено приватизировать ряд государственных средств массовой информации.

Седьмым – повышение роли женщин в жизни общества. Именно тогда появилось предложение создать специальную комиссию по проблемам женщин.

Однако, хотя был достигнут значительный прогресс, в 1999-2000 годах темпы политической реформы в обществе несколько отстали от масштабов экономических преобразований. В связи с этим возникла необходимость в дополнительной проработке стратегического курса на дальнейшие демократические преобразования, который получил необходимое развитие в Послании Президента народу Казахстана на 2001 год «К свободному, эффективному и безопасному обществу». В частности, в послании выдвигаются задачи дальнейшей демократизации общества по следующим четырем основным направлениям.

- Укрепление независимости судебной системы и правовая реформа;

- Расширение полномочий представительных органов власти;

- Расширение выборности и совершенствование выборного законодательства;

- Укрепление институтов гражданского общества.

Что касается процесса партийного строительства, то на третьем этапе демократизации он характеризовался кратковременным ускорением в период проведения парламентских выборов 1995 года и последующим замедлением в поствыборный период, кризисными явлениями в развитии проправительственных партий и спадом деятельности этноориентированных партий и движений. Партии оставались достаточно слабыми, а также ангажированными политическими субъектами. Многие из них не имели реальной политической поддержки среди населения. По этой причине ряд партий фактически прекратили свое существование, другие – резко снизили свой и без того незначительный потенциал. Четко обозначился кризис в развитии центристских и проправительственных партий. Причинами кризиса стали отсутствие достаточно широкой и устойчивой социальной базы; отраслевой (не общенациональный) характер большинства проправительственных партий; несоответствие заявленной приверженности социал-демократизму реальной политической деятельности актива партий; неадекватные методы политической деятельности.

Таким образом, на третьем этапе демократизации, несмотря на некоторое усиление исполнительной ветви власти, политические реформы в Казахстане получили достаточно значимый импульс под воздействием двух парламентских выборных кампаний, которые, хоть и временно, но все же всколыхнули общественное сознание. В политической сфере казахстанского общества начали происходить реальные внутренние изменения, направленные либерализацию политической системы страны. Хоть и не напрямую, но произошедшие изменения нашли свое логическое продолжение в событиях следующего этапа политического реформирования.

2001-2005 годы ознаменовались принятием 10-летнего стратегического плана развития страны, в соответствии с которым основной акцент в сфере политического и государственного строительства на период до 2010 года был сделан на решение следующих ключевых задач: создание эффективной системы взаимодействия трех ветвей власти; децентрализация государственного управления; совершенствование механизмов выборного процесса; содействие развитию политических партий и институтов гражданского общества, укрепление внутриполитической стабильности, расширение прав и свобод граждан.Данный этап характеризуется увеличением потребности в обществе в демократических трансформациях. Специфика данного этапа обусловлена, в первую очередь, тем, что либерализация в экономической сфере и частично в политической, детерминировала изменения в структуре общества и общественном сознании. Увеличилась социальная мобильность населения. Окрепла национальная элита. У нее появились крупные капиталы. Начали кристаллизироваться политические интересы элиты. Увеличилось количество субъектов экономики, частных предприятий, все более нужными становились новые механизмы согласования их интересов. Борьба за собственность, зоны экономического влияния и другие субъективные факторы спровоцировали глубокое противостояние внутри элиты, которое само по себе стало одним из толчков к дальнейшей демократизации казахстанского общества

Существенные изменения произошли в системе государственной службы: переход от конкурсной к карьерной системе продвижения по ступеням государственной службы, а также ликвидация всех допущенных в прежнем законе перекосов.

Были приняты меры по совершенствованию кадровой политики в сфере судов и ограничению коррупции в судейском корпусе, усилению роли адвокатуры в правозащитном механизме. Также был введен мораторий на смертную казнь.

Был реализован ряд мер по совершенствованию деятельности средств массовой информации. В частности, расширен состав тендерной комиссии по распределению радиочастот путем включения в ее состав представителей общественности. Создан общественный совет по информационной политике при главе государства, учрежден институт Омбудсмена и др.

Пятый этап политического реформирования можно разделить на две части: подготовительную и практическую. Первая – началась в 2005 году и закончилась в мае 2007 с принятием поправок в Конституцию страны. В это время были определены и четко обозначены основные направления политической модернизации В этот период создана Национальная комиссия по вопросам демократизации и развития гражданского общества при Президенте РК, которой был подготовлен проект «Общественной программы демократических реформ на 2006-2011 годы». Серьезным импульсом для перевода в практическую плоскость идеи политической модернизации стали образование и деятельность Государственной комиссии по демократизации, под председательством Президента страны. В ходе работы этой комиссии были определены векторы демократического развития Казахстана.

В частности, было принято решение расширить функции органов представительной власти – Парламента и маслихатов всех уровней, что увеличивает вес этой ветви власти в государственно-политическом устройстве страны. Всеми политическими силами страны разделяется точка зрения о необходимости расширения партийного представительства в выборных органах власти и соответствующего увеличения численности депутатского корпуса.

. Реальные шаги будут предприняты по усилению независимости и объективности судебной власти, что лежит в русле такого имманентного атрибута демократии, как верховенство закона. В рамках судебной реформы введен институт суда присяжных и мировых судей, избираемых населением; полная передача санкционирования ареста в компетенцию суда; повышение роли адвокатов в судебном процессеПрактическая часть пятого этапа началась в мае текущего года, с объявления поправок в Конституцию. В обобщенном виде смысл принятия этих поправок заключается в том, что бы продолжить политическую либерализацию, создать новую систему баланса общественных и государственных интересов. Поправки предусматривают перераспределение властных полномочий и ответственности в сторону повышения роли парламента; укрепление роли политических партий; развитие местного самоуправления; совершенствование судебной системы; обеспечение межнационального согласия и укрепление Ассамблеи народа Казахстана; дальнейшее развитие институтов гражданского общества; укрепление системы защиты прав и свобод граждан.

 

По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. Согласно теории модернизации, в странах Запада данный процесс занял длительный период - приблизительно от первых десятилетий XIX в. до 50-х. гг. ХХ в. В рамках теории модернизации выделяются в первую очередь два типа общества: традиционное и современное (modern society). И сам процесс перехода от традиционного к современному называется модернизацией [2

некоторые страны Востока, которые в целом вступили на путь модернизации позже, чем Запад, все же сумели его догнать, наметив цель, но достигая ее другим путем более коротким и лучше соответствующим национальной специфике [8]. Некоторые же страны только начинают движение в этом направлении или же никак не могут даже подступиться к нему. Следовательно, существуют разные (успешные, проблемные или неуспешные) пути модернизации социально-экономической системы, которые приводят или не приводят к удачному завершению данного процесса. Те страны Востока, которые сумели найти свой путь, не равнозначный западному, сохранили свою культурно-цивилизационную специфику и самобытность, обогатив опыт мирового развития, обогнав Запад и даже в некоторых случаях скорректировав путь мирового развития [9]. Именно опыт таких стран Востока чрезвычайно важна и для Казахстана, которая, осознав в целом необходимость рационального решения социально-политических проблем, пока идет скорее путем интуитивного поиска, чем научного конструирования модели развития, ориентированной на осовременивание.

Перемены, происходящие в современном Казахстане на протяжении более чем десяти последних лет, могут быть рассмотрены как очередная модернизация, как очередной транзит, но осуществляемый принципиально в иной исторической ситуации, когда ряд наиболее развитых стран мира уже вступили в новый этап развития, определяемый как постиндустриальное или информационное общество. Происходящий процесс политической модернизации в Казахстане можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу (заимствование некоторых элементов цивилизации западного типа без глубокого изменения социально-политических отношений, которые сохраняют традиционный характер). И то, что характерной особенностью казахстанского типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций (частичная модернизация) с имитацией результатов. Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в Казахстане, модернизация общества во многом подменяется модернизацией государства - его военной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т.п. В итоге задачи модернизации государства, часто решаются за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества. Таким образом, можно сказать, что новое осмысление как исторического, так и современного опыта модернизации как целостного и закономерного этапа в развитии обществ, переходящих в постиндустриальную стадию и преобразующихся внутри самой этой стадии, представляет сейчас одну из актуальных задач современной отечественной политической науки. И те исследования процессов в свете теории модернизации, происходящих в современном Казахстане, как и в других странах постсоветского пространства, являются исключительно актуальными задачами. На сегодня в богатых государствах господствуют мировоззрения, радикально отличающиеся от распространенных в экономически отсталых обществах. И на наш взгляд следует полностью поддержать главный прогноз теории модернизации: экономическое развитие в любом случае связано с серьезнейшими изменениями в системе базовых ценностей и убеждений. Теория модернизации не предполагает обязательной культурной конвергенции, но прогнозирует общее направление соответствующих изменений (в той мере, в какой этот процесс зависит от смены поколений людей) и даже предлагает некоторые соображения относительно того, как скоро они могут произойти. В связи с чем, многие события новейшей истории - распад советской системы, подъем этнического и конфессионального терроризма, интеграция европейских держав, активная экономическая глобализация, постепенное становление однополярного мира с доминацией США, разразившийся мировой финансовый кризис и т.д. - заставляют по-новому осмыслить происходящие процессы, что надеемся позволит не только точнее понять прошлое, но и предвосхитить, а отчасти и повлиять на политическое будущее нашей страны.

Казахстан на современном этапе, в ситуации поиска модели развития, которая бы позволила ей восстановить экономический потенциал, успешно завершить модернизацию и занять достойное место в мировом сообществе стран, осуществивших переход в качественно иную постиндустриальную эру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: