Теоретический материал для самостоятельного изучения. Родственным Василию Макаровичу Шукшину по мироощущению был композитор Валерий




Писатель и кинорежиссёр Василий Макарович Шукшин писал: «Всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько». Эти знаменитые строки можно отнести и к музыке русских композиторов. Народные мотивы вдохновили не одно поколение сочинителей.

Родственным Василию Макаровичу Шукшину по мироощущению был композитор Валерий Александрович Гаврилин. Он был выходцем из народа, из российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного времени… Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области. Так что с ранних лет мальчик впитывал жизнь российской деревни, народный колорит.

Судьба будущего композитора складывалась трагически: во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, погиб его отец, чуть позже он лишился матери и воспитывался в детском доме. В школьные годы мальчик пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. Потом был рекомендован к обучению в Ленинградской школе-десятилетке при консерватории. Учился будущий композитор увлечённо. Ленинградскую консерваторию он закончил по двум специальностям: сначала как музыковед-фольклорист, потом как композитор.

В студенческие годы Валерий Гаврилин неоднократно ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора и раскрыл вокальную природу его дарования.

Голос – это уникальный инструмент, данный человеку самой природой, наиболее чутко и тонко выражающий мысли и чувства.

В творчестве композитора мелодия всегда первостепенна. Глубоко чувствуя фольклор, В. А. Гаврилин создал мотивы, близкие по духу народным, но отличающиеся, вместе с тем, индивидуальным своеобразием авторского стиля.

Вершиной творчества композитора стало монументальное сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. В произведении есть подзаголовок «По прочтении В. Шукшина», где автор указал источник вдохновения – рассказы В. Шукшина.

Уже в названии слышится характер Руси! Испокон веков вся жизнь русских людей сопровождалась звоном колоколов: они и созывали народ в лихую годину, и наполняли землю светлыми переливами в дни больших праздников, и мчались по дорогам России в упряжках под дугой, и разливались смехом в скоморошьих потехах…

Жанр сочинения – симфония-действо – сочетает в себе очень разные черты, в нём сплетаются опера и оратория, симфония и мистерия.

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

От симфонии в жанр «симфония-действо» перешла масштабность творческого замысла, глубина философского обобщения.

Оратория(лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Оно отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

От оратории симфония-действо переняла номерную структуру, контраст сольных и хоровых эпизодов, от оперы – театральность и наличие сюжета, пусть и условного.

Действо – это древняя форма музыкально-поэтического театра. В русском фольклоре хорошо известна традиция «играть песню». По замыслу композитора, артисты хора должны двигаться по сцене, выражать содержание музыки жестами и мимикой.

Образ главного героя – собирательный. Показана жизнь человека, трудная дорога, а в середине – свет! «Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда», – так писал о своём сочинении сам Валерий Гаврилин.

Обратимся к музыке. Действо начинается со слов «весело на душе», но музыка отнюдь не радостная: барабанный бой, рваный ритм, многократные речитативные повторения одних и тех же слов вызывают скорее тревогу, напряжение. Так звучит фон, на котором разворачивается судьба героя, судьба народа и страны, полная невзгод.

Между частями симфонии звучит «Дудочка», соло гобоя, имитирующее рожок или жалейку. Инструмент, одушевлённый человеческим дыханием, выполняет роль рассказчика, объединяя части в единый замысел. Интонации «Дудочки» печальны и проникновенны, близки к народным плачам.

Монолог главного героя – начало части «Смерть разбойника». Голос звучит как в народных песнях – без всякого музыкального сопровождения, свободно изливающаяся мелодия исполнена грусти.

Многогранность жизни показана в контрасте трагических частей и бытовых зарисовок, где автор использует фольклорные жанры – частушки, страдания или народную кадриль. Звукоподражание, имитация инструментов, возгласы, выкрики, междометия раскрывают многогранность возможностей человеческого голоса и соответствуют народной традиции «пения под язык». Таковы части «Ерунда», «Посиделки» или «Ти-ри-ри». Мелодии их сразу же запоминаются, как будто слушал их всю жизнь.

«Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.

Смысловой кульминацией произведения является «Молитва». Здесь композитор использует текст «Поучения Владимира Мономаха» – литературного памятника XII века (в переводе академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва), ставшего первой в истории светской проповедью, актуальной по сей день. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни – эта мысль «Поучения» всегда волновала Валерия Гаврилина и стала основной темой его творчества.

На фоне колокольного звона и песнопения хора с закрытым ртом звучит голос чтеца, каждая фраза очень глубока и проникновенна. Церковные песнопения наводят на мысль о монастыре, но, возможно, речь идёт о «внутренней обители», о человеческой душе, которая будит совесть, стремление к красоте, доброте и правде жизни.

Георгий Свиридов стал первым в истории композитором, обратившимся к творчеству Бориса Пастернака. Поэзией этого писателя композитор восхищался с юношеских лет, но написать музыку к стихам он смог только в 1965 году, создав миниатюрный шедевр – кантату «Снег идёт» для хора и оркестра. В этом цикле композитор, будучи уже зрелым мастером, сумел минимальными средствами выразить суть поэтических строк.

Эту кантату называют «Маленький триптих», так как она состоит из трёх частей: «Снег идёт», «Душа», «Ночь». Их объединяет одна идея – отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно! Один момент – это миг, и его дважды прожить нельзя.

Первая часть кантаты даёт название всему циклу, в ней композитор передаёт безостановочный ход времени. Повторяющийся многократно текст, монотонный ритм и мелодия, построенная всего на двух звуках, выражают мерное кружение падающего снега. В этот миг всё сливается: небо и земля, прошлое и будущее в едином движении, в завораживающем кружении снежинок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: