способы Проверки домашнего задания на уроках истории в средней школе




Педагогический закон гласит: «прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятель­ности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». Из данного высказывания следует, что учащихся нужно подвести к осознанию того, чему надо научиться.

Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап каждого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы для ученика обесценивается.

Как правильно организовать процесс проверки домашнего задания?

1) прежде всего показывать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому, в той или иной форме, учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения;

2) ученики должны знать критерии оценивания

3) оцениваться должно качество выполнения задания;

4) оценивание должно использовать альтернативные комбинированные методы;

5) ученики должны принимать участие в оценке знаний (самостоятельно оценивать свою деятельность и объяснить полученную им оценку; оценивать деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии);

6) Ориентируйте ученика на самооценку:

· спрашивайте «Ты доволен своим результатом?», вместо оценки скажите ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой» и др.

· проводите индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи; ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку.

Существует значительное количество вариантов проверки домашнего задания.

В своей работе я часто использую следующие приемы проверки домашнего задания

1. Для проверки значений терминов можно использовать исторический диктант. Сначала диктуется 5-10 слов (имен, историко-географических объектов). Потом дается время, чтобы объяснили их значение.

2. Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой – значения. Соединить стрелками слова и значение.

3. Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль – аналогичная работа с терминами.

4. Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

5. Светофор: у учащихся 3 круга зеленый – да, красный – нет, желтый – возможно. Слушая высказывания учителя, ребята выражают с помощью светофора свое отношение к услышанному.

6. Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания». Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные, противоречивые вопросы. На таких занятиях можно привнести дух состязательности, разбив класс на команды. Продуктивны игры, когда в них участвуют одновременно 2 класса (2 команды).

7. Работа с картой. Ученик вызывается к доске, чтобы последовательно показать 3 объекта. (Показал один – 3, все три показал – 5.).

8. домашнее задание на опережение – ученик получает индивидуальное задание перед изучением новой темы, затем в ходе урока, а процессе объяснения нового материала обучающийся представляет классу дополнительный материал

9. кроссворд, таблица или иллюстрация в тетради по пройденному материалу.

Таким образом, в настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности - вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить ихпоследующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.

 

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. С. 84.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: