Проблема подготовки инженерных кадров в правовом аспекте




В современный период важная роль отводится нравственному и правовому воспитанию студентов технических вузов в деле укрепления законности и правопорядка.

Состояние законности зависит от уровня правосознания, правовой культуры граждан.

Правовая культура – это не только хорошее знание права, но и представление о нем, отношение к его исполнению и соблюдению. Поэтому изучение студентами инженерно-технических вузов основ правовых знаний должно рассматриваться как условие повышения их деловой квалификации.

В подготовке будущего специалиста не должен преобладать только профессиональный утилитаризм, когда способности рассматриваются в рамках профессионально-трудовой сферы. Формирование их следует определять как аспект воспитания культуры общения людей, правовой подготовленности интеллигента в полном смысле этого слова. А для того чтобы правовое воспитание носило последовательный, систематический характер необходимо создать преемственность на всех этапах обучения, учитывая первоначальную базовую информацию личности.

Изучение правовых дисциплин в школах проводится не в полном объеме. Это объясняется тем, что данные дисциплины читают учителя, имеющие историческое образование.

Как свидетельствует практика, выпускники школ имеют низкий уровень правовой культуры. Анкетирование среди студентов первого курса Донбасской государственной машиностроительной академии позволяет предметно подойти к решению проблемы формирования правовой культуры будущего специалиста. Так, из 100 студентов, принимавших участие в опросе, на вопрос «Основные права и обязанности граждан Украины» положительно ответ дали 30%; 25% правильно назвали виды дисциплинарных взысканий. Всего 10% студентов смогли ответить на вопрос «Функции прокуратуры» и «Компетенция органов исполнительной власти».

Изучение права в школе, а потом в вузе следует планировать так, чтобы не допускать «наслоение» единообразной информации, чтобы вновь полученные знания на последующих этапах дополняли, расширяли, а главное – существенно углубляли знания, полученные на предыдущих. Именно поэтому необходимо разрабатывать стабильную систему правового обучения студентов на основе его последовательного усложнения, непрерывности и систематичности подачи правовой информации.

Было проведено анкетирование и среди студентов третьего курса ДГМА, изучающих дисциплину «Правоведение». В опросе приняли участие 200 студентов. На вопрос «Что такое наследование?» положительный ответ дали 60% опрошенных, 40% опрошенных смогли ответить на вопрос «Основные функции Верховной Рады Украины» и только 35% смогли дать определение правонарушения и преступления.

Исследования свидетельствуют о том, что студенты при изучении основных дисциплин мало времени уделяют курсу «Правоведение». На занятиях можно услышать фразу «Зачем я буду тратить свое время и изучать право, если у нас в городе есть адвокаты, которые в случае необходимости будут представлять мои интересы». Но студенты должны знать право, уважать право и бережно относиться к нему. Задача преподавания в техническом вузе дисциплины «Правоведение» состоит в том, чтобы инженерным кадрам привить правовую культуру. А для этого необходимо разнообразить формы обучения студентов технических вузов.

Традиционные формы обучения студентов в виде лекций и практических занятий, проводимых в вопросно-ответной форме дают невысокие результаты о формировании правовой культуры мышления студентов.

Необходимо использовать проведение деловых, ролевых и имитационных игр. Именно проведение на практических занятиях деловых игр способствует лучшему усвоению данного материала. В игре происходит приближение к реальным условиям будущей работы, что порождает потребность в знаниях и применении на практике.

Решение кроссвордов вызывает повышенный интерес к правовым вопросам и законодательству в целом.

Повышение правовой подготовленности в области будущего практического применения своих знаний поможет молодому специалисту более активно вовлекаться в производственный процесс. А общая юридическая осведомленность будет способствовать более широкому использованию конституционных прав и свобод, гарантированных законом.

Правовое обучение должно быть направлено на достижение весьма существенной цели: обеспечение правовыми знаниями, необходимыми для будущей специальности студента, поскольку именно в вузе должна происходить правовая подготовка будущих работников управленческого аппарата, должностных лиц, руководителей производства.

Уважение к праву вырабатывается в повседневной жизни, поэтому огромное воздействие на формирование глубокой убежденности в необходимости и полезности права имеет умение хозяйственных руководителей применять право на практике. Не столь редки случаи, когда администрация предприятий и учреждений из-за незнания или недостаточного знания основ законодательства (особенно трудового) допускает их нарушение, отступает от положений закона в своей деятельности. Незнание трудового законодательства снижает потенциальные ресурсы бывших студентов, а ныне руководителей предприятий.

В процессе подготовки специалистов технического профиля правовое образование преследует цель помочь будущему специалисту более полно осознать роль и место будущей профессии в системе социальных ценностей. Специалист, не имеющий определенной правовой базы, неизбежно будет проецировать свое технократическое миропонимание на происходящие в обществе социальные процессы.

Таким образом, необходимо руководствоваться определенными принципами при выборе содержания и объеме правовой информации в процессе преподавания основ права. Важнейшими из них являются:

- актуальность и своевременность информации (ее потребность для повседневной жизни в настоящее или ближайшее время);

- конкретность и доступность (раскрытие понятий на примерах из реальной жизни);

- достоверность и объективность (оптимальное соотношение позитивных и негативных примеров).

 

дня и в будущем, с учетом динамики всех изменений в ее структуре. На формирование концепции развития высшего инженерного образования существенное влияние оказывает состояние промышленного производства и его потребность в квалифицированных специалистах. Современное положениероссийской промышленности в целом еще нельзя определить как стадию подъема, однако, в ряде отраслей реального сектора экономики наметились позитивные сдвиги: постепенно внедряется новое оборудование, осваиваются новые технологии, выпускаются новые виды продукции. Наряду с этим, отмечается снижение уровня развития научно-технической сферы, фундаментальной науки и главное - острый недостаток специалистов инженерно-технического профиля. В условиях модернизации российской промышленности на инновационной основе, приоритетной задачей ставится создание условий для подготовки специалистов, способных обеспечить конкурентоспособность российской продукции и технологий на внутреннем и международном рынках, что актуализирует проблему формирования высокоэффективной системы подготовки инженерных кадров. И здесь свою существенную роль должны сыграть, прежде всего, ведущие технические вузы страны. В этой связи хотелось бы кратко коснуться таких аспектов формирования инновационной системы образования, как развитие двухуровневой системы подготовки выпускников вузов по инженерным направлениям деятельности, совершенствование подходов к формированию содержания образовательных программ подготовки бакалавров и магистров и форм их реализации в технических вузах. Анализируя вышеназванные вопросы, необходимо отметить, что с принятием закона об уровневой подготовке специалистов, дискуссии на эту тему из плоскости «зачем?» перешли в плоскость «как?». Тем более что экспериментальная отработка этих подходов ведется в стране уже много лет, накоплен такой опыт и в Волгоградском государственном техническом университете. Значительный опыт ВолгГТУ в подготовке бакалавров и магистров накоплен при сохранении моноподготовки дипломированных специалистов с пятилетним сроком на базе бакалавриата. Такой подход представляется оправданным, поскольку пока еще не все руководители предприятий региона готовы однозначно воспринимать обладателей бакалаврских и магистерских дипломов. Однако, как нам представляется, спрос на бакалавров, и на магистров, равно как и на специалистов, определяется не тем, как называется уровень подготовки - бакалавр, специалист или магистр, а тем, насколько качественно они подготовлены с учетом требований работодателей. При этом «качество» и «учет требований работодателей» являются ключевыми понятиями. Чтобы дать оценку влияния уровневой системы с точки зрения сроков и подходов к реализации образовательных программ обучения бакалавров и магистров на качество подготовки выпускников технических вузов, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, сегодня потребности в кадрах, и не только инженерных, меняются гораздо быстрее, чем завершается курс обучения, поскольку структура экономики страны довольно динамична и, следовательно, должна быть более гибкая система подготовки специалистов с высшимпрофессиональным образованием. При двухуровневой системе у студента больше возможностей для осознанного выбора профессиональной специализации, поэтому логика двухуровневой системы - готовить специалистов, которые умели бы, в первую очередь, учиться, т.к. конкретные знания «дешевеют» очень быстро. Во-вторых, необходимо сопоставить сроки обучения с видами деятельности, для которых готовится инженер. Виды профессиональной деятельности инженеров можно разделить на репродуктивную (выполнение типовых расчетов, типовых проектов, разработка и мониторинг типовых технологий, наладка и ремонт оборудования и т.д.) и продуктивную (творческая, научно-исследовательская деятельность, связанная с постановкой, анализом и принятием принципиально новых инженерных решений). Если рассматривать с этой точки зрения существующую пятилетнюю моноподготовку по инженерно-техническим специальностям, то она никак не дифференцирует подготовку специалистов к различным видам деятельности. Специалистов для репродуктивной деятельности вполне реально подготовить и за четыре года, а вот для инновационной, продуктивной деятельности, которая, безусловно, более сложная и многогранная, требуется более длительный - шестилетний срок обучения, что является положительным фактором, привносимым двухуровневой системой подготовки. При таком подходе к образованию переход технических вузов к двухуровневой системе обучения, к подготовке бакалавров и магистров представляется перспективным и способствующим новому качеству образовательного процесса. Конечно, перед вузами возникает непростая задача обеспечения учебного процесса совершенно новыми образовательными стандартами, учебными курсами, на разработку которых сегодня направлены усилия интеллектуальной вузовской элиты. Сегодня бакалавриат все еще рассматривается как некое «общее» образование, не ориентированное на подготовку к деятельности в определенной области. Для подготовки бакалавров, как специалистов, удовлетворяющих потребности экономики, необходимо создать новую образовательную технологию, которая могла бы обеспечить формирование конкретных профессиональных компетенций; индивидуализацию и междисциплинарный характер образования; динамичность учебных программ и опережающий характер подготовки; развитие навыков непрерывного образования и экономическую эффективности подготовки выпускников. Немаловажно, чтобы бакалавры, удовлетворяя современным требованиям, по профессиональным качествам ни в чем не уступали специалистам, которые в настоящее время получают образование по традиционной моноступенчатой системе. Нельзя допустить снижения качества, которое было завоевано российской высшей школой за длительную историю ее развития. Особенностью подготовки в магистратуре является единство учебного процесса и интенсивных научных исследований. Опыт показывает, что такая образовательная структура обеспечивает национальную экономику не только образованными специалистами массовых профессий, но и элитарными кадрамивысшего эшелона, деятельность которых закладывает основы инновационного развития страны. Реализация магистерских программ подготовки инженерных кадров под силу только передовым техническим университетам исследовательского типа, т.к. помимо разработки учебных курсов магистер- ского уровня и их научно-методического сопровождения, на кафедрах должны быть созданы учебно-исследовательские рабочие места, банк научно- исследовательских задач для формулировки тем магистерских диссертаций. Но самое главное - должна быть решена проблема индивидуализации учебных планов теоретического обучения магистров и, конечно, существенно усилена наиболее ярко выраженная форма индивидуальной подготовки - руководство научными исследованиями магистров. Что касается профессиональной деятельности магистра, то сегодня она ограничивается научно- исследовательской и научно-педагогической сферой, а должна включать такие виды продуктивной деятельности, как проектная, технологическая и опытно- конструкторская. При этом подготовка магистров, равно как и бакалавров, пока не носит опережающего характера относительно сегодняшнего технологического уровня и имеет весьма слабую инновационную направленность. Таким образом, современные тенденции развития образовательной системы выявляют назревшие противоречия между знаниями, умениями, навыками, проявлениями способностей, мотивацией к труду будущего специалиста, с одной стороны, и требованиями, интересами экономики и общества, появляющиеся в результате организационно-экономических и институциональных изменений. Переход на двухуровневую систему, в том числе, в области инженерного образования может лишь отчасти нивелировать остроту указанных противоречий, однако не является единственным инструментом повышения качества подготовки инженерных кадров. Кроме этого, эффективность механизма повышения качества подготовки профессиональных кадров зависит от квалификации преподавателей, материально-технической и научно-методической обеспеченности образовательного процесса, объемов финансирования системы ВПО, установления партнерских связей образовательных учреждений и работодателей и т.д. В заключении отметим, что, определяя рациональную структуру образования в исследовательских технических университетах России, целесообразно опираться как на российский, так и на мировой опыт, при этом анализировать его, ориентируясь в первую очередь на различия в динамике развития той или иной страны. Такой подход облегчит задачу распознавания как имеющихся положительных сдвигов, так и наличия «провалов» образовательных систем. Безусловно, обращает на себя внимание многофакторность затронутой проблемы, затрудняющая выбор оптимального подхода, тем не менее, можно надеяться, что обнаруженные успехи и положительные тенденции, с одной стороны, и вскрытые неудачные пути решения проблем реформирования системы высшего образования - с другой, дают некоторые ориентиры для выработки правильной стратегии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: