Отмывание денегявляется комплексной проблемой, включая вопросы разработки соответствующего законодательства и его реализации в правоприменительной практике, административные рамки, нравственные аспекты. Отмывание денег тесно переплетается с коррупцией. Не случайно ряд законов США по борьбе с отмыванием денег используются в ходе судебных дел о коррупции, а также включают коррупцию в преступления, служащие основой отмывания денег. Механизмы отмывания денег чрезвычайно разнообразны и охватывают разные по характеру операции. Это значительно осложняет регулирование данной проблемы на основе одного законодательного акта. Поэтому во многих странах существует целая система законов и подзаконных актов, предусматривающих и предотвращающих отмывание денег. К числу таких правовых актов относятся законы, определяющие те или иные аспекты частной жизни или секретности, вопросы финансового, банковского, таможенного регулирования, правила и порядок лицензирования и регистрации компаний.
Вместе с тем во многих государствах имеются законы "зонтичного" типа, специально регулирующие основные аспекты данной проблемы и выступающие своеобразным каркасом правовых мер по борьбе с отмыванием денег. В странах со сложившейся правовой системой и придающих большое значение борьбе с преступностью, таких законов может быть несколько. Наиболее ярким примером в данном случае служат США. Основу американского законодательства составляют следующие законы: Закон по борьбе со злоупотреблениями наркотиками, в рамках которого выделен специальный подраздел Н раздела III - Закон о борьбе с отмыванием денег; Закон о коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях (RICO); Закон о психотропных препаратах (CSA), Раздел 18 статьи 1956 и 1957.
|
Законодательство каждой страны в сфере борьбы с отмыванием денег имеет свою специфику. Вместе с тем в нем отражены основные принципы и требования, являющиеся общими для большинства стран. Особое внимание следует обратить на следующие правовые принципы.
В одних странах Законы по борьбе с отмыванием денег сосредоточены на доходах от незаконных сделок, в других странах - на доходах от криминальной деятельности. Выбор рода деятельности, доходы от которой подлежат преследованию, зависит от желания и способности государства отслеживать такие доходы, а также от различия в понятиях незаконная и криминальная деятельность, используемых в национальном законодательстве. Например, в некоторых странах, включая США, уклонение от налогов приравнивается к уголовным преступлениям. В других странах это трактуется как незаконная, но не криминальная деятельность.
В большинстве стран отмывание денег признано уголовным преступлением. Этот момент четко зафиксирован в американских законах и законах многих других стран. Более того, в законах ряда стран прямо указывается, что рассмотрению такого рода дел должен отдаваться приоритет по сравнению с другими вопросами.
Законы большинства стран рассматривают отмывание денег как тяжкое преступление. Об этом свидетельствуют длительные сроки наказания и огромный размер штрафов, предусмотренных за это преступление по законам многих стран. В частности, на Мальте - это срок до 14 лет и/или штраф до 1 млн. мальтийских лир, в США – тюремное заключение до 20 лет и штраф до 500 тыс. долл. или сумму, вдвое превышающую совокупную сумму сделок, в отношении которых предъявлено обвинение, в зависимости от того, какая из сумм больше. Предусмотрена также обязательная конфискация имущества. Максимальный срок тюремного заключения по законодательству Греции составляет от 5 до 10 лет.
|
Другая особенность преступлений, связанных с отмыванием денег, состоит в их вспомогательном характере. Это означает, что подобные преступления служат основой для продолжения и расширения преступной деятельности в других областях.С учетом этого факта целью законов о борьбе с отмыванием денег является не только создание системы мер по пресечению и борьбе с отмыванием денег. Вторая задача состоит в обнаружении и пресечении преступлений, лежащих в основе отмывания денег.
Законы многих стран (США, Греция, Кипр) содержат специальные списки криминальной деятельности, составляющей основу отмывания денег. В этих списках преступления по отмыванию денег поименованы прямо и/или содержатся ссылки на соответствующие статьи других законов (закон Греции) и даже на международные Конвенции по борьбе с отмыванием денег (законодательство Мальты).
В настоящее время списки преступлений, которые служат источником отмывания денег достаточно широкие. Большинство стран ЕС борются с отмыванием денег от таких видов преступлений (чаще всего тяжких), как, торговля оружием, наркотиками, людьми, предметами старины, человеческими органами, терроризм, проституция, мошенничество, нелегальная игра, похищение людей, шантаж и грабеж.
|
В частности, Уголовный Кодекс Австрии объявляет преступлением отмывание всех активов, полученных от совершения серьезных преступлений, влекущих заключение в тюрьму на срок более трех лет.
Уголовный Кодекс Бельгии рассматривает в качестве основы для отмывания денег все преступления. Специальный закон об отмывании денег от 11.01.1993г. включает терроризм, организованную преступность, торговлю наркотиками, оружием, использование подпольного труда, торговлю людьми, проституцию, незаконное использование гормонов в животных, торговлю человеческими органами, мошенничество, нарушающее финансовые интересы Европейского Сообщества, серьезное и организованное мошенничество в отношении налогов, коррупцию, нетипичные инвестиции, мошенничество, взятие в заложники, кражу или вымогательство с применением насилия и угроз и ложное банкротство.
В Великобритании отмывание денег относится к серьезным преступлениям, связанным с торговлей наркотиками, терроризмом, кражей и обманом, грабежом, мошенничеством, вымогательством, нелегальным пользованием депозитов, шантажом.
В Испании Уголовный Кодекс ст. 301 относит отмывание денег к разделу о взятках и сходных преступлениях. В него включены все серьезные преступления со сроком тюремного заключения более трех лет. Закон об отмывании денег включает борьбу с доходами от организованных преступлений, терроризма, торговли наркотиками.
Списки преступлений, являющихся основой отмывания денег, не являются окончательными. Они пополняются странами по мере надобности или их готовности проводить расследование иных оснований для отмывания денег. Во многих странах борьба с отмыванием денег началась исторически с борьбы с наркотиками и лишь позднее распространилась и на другие, в первую очередь, тяжкие преступления. Греческий закон включал первоначально 16 пунктов, и в последующем был расширен другим законом. Список США за несколько десятилетий вырос до 164 пунктов, причем в настоящее время он включает не только тяжкие преступления, но и многие другие, менее опасные для общества и индивидуумов деяния.
В разных странах по-разному решается вопрос о том, включать ли в этот список такие преступления, как уклонение от уплаты налогов, нарушение коммерческой тайны, коррупция. Это зависит в основном от двух главных концептуальных параметров. Во-первых, от нацеленности самого закона: на борьбу с уголовными преступлениями и криминальными кругами, или шире – на борьбу с незаконными действиями. Во-вторых, от того, как классифицируются сами эти действия.
Законодательство закладывает основные принципы функционирования системы по борьбе с отмыванием денег. Ключевую роль играют следующие положения:
1) Принцип "знай своего клиента", что означает жесткие правила идентификации клиентов
Директива ЕС по борьбе с отмыванием денег требует от стран-участниц, проведения кредитными и финансовыми институтами обязательной идентификации клиентов. Обычно требование идентификации распространяется не только на физические и юридические лица, осуществляющие крупные или подозрительные операции, но и на определенный круг операций. Так, Закон Грециитребует, чтобы идентификация осуществлялась при заключении контрактов, открытии любого рода депозитных счетов, при найме сейфовых ячеек, взятии кредитов под залог.
Законы многих стран в связи с требованием обязательной идентификации запрещают открывать анонимные счета или счета на предъявителя. В последние два года Австрия, единственная среди стран ЕС, разрешавшая иметь анонимные сберегательные книжки, под нажимом ФАТФ разработала программу, предусматривающую ряд поэтапных шагов по их отмене. Центральный банк Аргентины требует от кредитных организаций идентификации клиентов и закрытия счетов, открытых на фиктивные имена, запрещает оплату крупных чеков, выпущенных на предъявителя.
В отдельных случаях законодательство специально оговаривает, в каких случаях не требуется проведение идентификации. В частности, в Греции предусматривает такую возможность для ряда страховых операций небольшого размера и краткосрочного характера, пенсионного страхования.
Особую проблему составляет идентификация лиц, по поручению которых действует какое-либо лицо или фирма, либо являющихся бенефициаром по сделкам или операциям. Законодательство об отмывании денег жестко настаивает, чтобы в этих случаях также осуществлялась идентификация этих лиц, стоящих за спиной клиентов, осуществляющих те или иные действия. В тех случаях, когда факт наличия поручения или бенефициара является установленным, от лиц, совершающих операции, требуется предоставить сведения об их клиентах или бенефициарах. В тех случаях, когда этот вопрос находится под сомнением, от финансового учреждения или иной фирмы, подпадающей под требование законодательства о сборе и передаче информации в рамках борьбы с отмыванием денег, требуется предпринять все усилия для проведения расследования об истинном клиенте или бенефициаре. Недавним примером отмены анонимных банковских счетов является княжество Лихтенштейн. Местная ассоциация банков обязала своих членов прекратить практику ведения анонимных банковских счетов и требовать у траст-агентов и адвокатов, открывающих и управляющих подобными счетами, раскрытия личности их клиентов.
Законодательство различных стран по борьбе с отмыванием денег, снимает с организаций, осуществляющих идентификацию и предоставляющих сведения компетентным органам сведения о подозрительных сделках требование профессиональной секретности (даже если подозрения оказались ложными). Жесткие правила соблюдения банковской тайны являются одной из наиболее серьезных проблем для эффективного функционирования системы сбора и передачи информации, создавать препятствия для борьбы с отмыванием денег. Одновременно, законодательство обязывает организации, предоставляющие информацию, строго хранить тайну относительно направления информации в компетентные органы. За разглашение подобных сведений обычно предусматривается очень суровое наказание, поскольку преступники могут воспользоваться такой информацией в своих целях.
2) Требование к финансовым и нефинансовым организациям об обязательном сборе и передаче в компетентные органы информации
Система сбора и предоставления регулирующим органам информации о подозрительных сделках складывалась на протяжении последних десятилетий. Это – центральное звено, обеспечивающее эффективность различных способов борьбы с отмыванием денег. Первоначально такая система во многих странах была крайне слабой, а требование о сборе и предоставлении информации было не обязательным. Организации предоставляли информацию не систематически и на добровольной основе. В настоящее время такая система стала обязательной в вопросах, касающихся финансовых учреждений и курирующих их органов, а во многих странах и для других организаций. ВСША эта система получила название системы обязательной отчетности.
Изначально требования о сборе и передаче информации компетентным органам адресовались в основном к чисто финансовым предприятиям, контролируемым государственными надзорными органами. По мере развития борьбы с отмыванием денег подобные требования стали предъявляться законодательством многих стран к более широкому кругу учреждений и лиц. Это было обусловлено тем, что с финансами нередко работают организации и лица, не подпадающие в полной мере под сложившиеся системы государственного надзора. Наиболее ярким примером такого рода являются обменные пункты. Кроме того, в процесс отмывания денег нередко втягиваются не только лица и организации, работающие с финансами, но и обеспечивающие некоторые аспекты корпоративной деятельности - учреждение и регистрация компаний, оказание юридических или аудиторских услуг.
Директива ЕС обязывает кредитные и финансовые институты стран-членов осуществлять сбор и передачу информации в компетентные органы. Между тем, многие страны ЕС распространили это требование и на другие нефинансовые организации (нотариусы, бухгалтеры и аудиторы, компании и агенты по недвижимости, казино и фирмы по транспортировке денег, аукционы, ювелиры, продавцы антиквариата, торговцы монетами и марками, профессиональные консультанты, лица, осуществляющие или контролирующие движение капитала).
Страны предусматривают в своих законах разные схемы передачи информации регулирующим органам. Например, закон Греции предусматривает, что в каждой организации должен быть выделен специальный человек, к которому будет стекаться информация от руководителей отдельных подразделений. Если шеф подразделения не согласен с тем, что сделка является подозрительной, а служащий полагает ее таковой, информация может быть передана напрямую. В свою очередь, ответственные люди в организациях передают информацию в центральный компетентный орган. В отношении подозрительных сделок кредитные организации имеют право тянуть с их выполнением, если же это по каким-либо причинам невозможно, то передача информации осуществляется немедленно по выполнении сделки или действия.
Важнейшее значение имеет четкое законодательное определение организаций, выполняющих роль финансовых разведок, их функций и полномочий. Законы устанавливают цели, в которых может использоваться передаваемая компетентным органам информация. В Грециизакон в этом случае допускает использование информации исключительно в суде. Законы всех стран, установивших обязательную систему сбора и передачи информации для ряда своих учреждений, предусматривают значительные штрафы за нарушение этого требования.
3) Четкое определение сделок, подлежащих контролю со стороны уполномоченных органов на предмет наличия отмывания денег
Обычно в законодательстве различных стран используются одновременно 2 критерия – значительный размер и характер сделок, который позволяет отнести их к подозрительным или необычным.
а) определение размера сделок, подлежащих контролю на предмет наличия отмывания денег
Страны уделяют особое внимание крупным сделкам, которые могут быть осуществлены в целях отмывания денег. Каждая страна устанавливает собственный количественный "порог" таких сделок, исходя из параметров экономики и других соображений.
В США порогом служат 10 тыс. долл. и для физических, и для юридических лиц. В Аргентине Центральный банк требует от кредитных организаций сообщать о счетах, на которые поступает свыше 50 тыс. песо ежемесячно или 200 тыс. песо в течение года. Мексика контролирует переводы средств через границу размером свыше 20 тыс. долл.
Директива ЕС требует от стран-участниц идентификации клиентов при сделках, превышающих 15 тыс. ЭКЮ. В случае, если сделка или совершаемая операция представляется учреждению "подозрительной", это требуется делать и при меньших суммах. Многие страны ЕС, однако, в своих законодательствах ставят более жесткие требования к размеру контролируемых сумм.
В первую очередь отслеживается перемещение наличных денег. Объектом пристального внимания являются также денежные переводы, операции на счетах в банках, хранение ценностей в депозитных сейфах, обменные операции, проходящие по счетам, перемещение средств через границу.
б) характер сделок - в качестве "подозрительных" операций обычно выделяются новые или нестандартные операции, которые могут стать способом отмывания денег.
Законодательство разных стран предполагает осуществление мер в кратчайшие сроки, предусматривает конфискацию доходов и собственности лиц и организаций, участвующих в отмывании денег. Более того, прохождение дела по статье "отмывание денег", как правило, облегчает и ускоряет процесс ареста имущества, приостановления сделок, конфискации доходов и имущества. Именно законы о борьбе с отмыванием денег в США ввели конфискацию не только в уголовном, но и гражданском процессе. Положения об ускорении и упрощении процедур ареста имущества и конфискации специально включены в законодательство многих стран по борьбе с отмыванием денег. Это связано с тем, что быстрая и своевременная конфискация позволяет остановить преступную деятельность по отмыванию денег, повышает шансы потерпевших на возвращение их имущества и денег. Причем, законодательство ряда стран предусматривает возможность замещения имущества в случае, если первоначальные средства или имущество в процессе преступной деятельности поменяли свою форму.
Законодательство призвано обеспечить включение страны в систему международной кооперации, направленной против отмывания денег. В настоящее время законодательство ряда стран препятствует осуществлению международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег. В частности, законы Австрии, Дании, Германии, Люксембурга, Ирландии, Финляндии не позволяют финансовым разведкам этих стран осуществлять обмен информацией с аналогичными учреждениями в других европейских странах. В целях развития международного сотрудничества страны заключают между собой двусторонние договоры о взаимном сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег. В ряде стран приняты специальные законы по вопросам международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег.
5. Административная система по борьбе
с отмыванием денег
В процесс контроля над финансами в различных странах вовлечено большое число организаций, включая центральные банки, министерства финансов, налоговые, таможенные, правоохранительные, судебные органы. Этим структурам принадлежит обычно большая роль в сборе, анализе и предоставлении информации об отмывании денег в так называемые "финансовые разведки".
В задачи контролирующих финансы организаций входит:
1. обеспечение наличия у поднадзорных организаций программ защиты от отмывания денег;
2. осуществление сотрудничества с судебными и правоохранительными органами;
3. наличие полномочий по регулированию деятельности в сфере борьбы с отмыванием денег не только по отношению к поднадзорным финансовым учреждениям, но и к прочим профессиональным лицам, осуществляющим операции с наличными деньгами;
4. выработка основных направлений борьбы с отмыванием денег в своих сферах;
5. оказание помощи финансовым организациям в выявлении подозрительного характера деятельности их клиентов;
6. принятие необходимых правовых и административных мер против установления контролирующего влияния или приобретения значительного участия в финансовых учреждениях преступниками или их пособниками.
Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля за финансовыми институтами, сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика показывает также, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации.
Кроме того, должны быть перекрыты возможные лазейки для отмывания денег через неконтролируемые финансовые организации (типа обменных пунктов) и лиц, по роду своей профессии связанных с движением денег.
Важным вопросом является разделение полномочий и ответственности между контролирующими организациями. В разных странах административная система борьбы с отмыванием денег построена по-разному, в зависимости от общих принципов регулирования и контроля, конкретных задач по борьбе с отмыванием средств. В этом контексте несомненный интерес представляют наиболее типичные схемы административного обеспечения борьбы с отмыванием денег, их достоинства и недостатки.
В отдельных странах информация о подозрительных сделках сразу передается от регулирующих государственных или правительственных организаций в правоохранительные органы, которые проводят ее анализ, предпринимают необходимые расследования и передают дело, в случае необходимости, в суд. Эта система достаточно проста, поскольку не требует коренных изменений в административной системе страны, создания каких-либо новых организаций. Вместе с тем, вся огромная и чрезвычайно важная работа по борьбе с отмыванием денег, включая сбор и анализ огромного массива финансовой информации, ложится на плечи существующих организаций, имеющих и другие задачи, помимо борьбы с отмыванием денег. На практике это редко позволяет поставить такую борьбу на систематическую основу, наладить эффективную систему предотвращения отмывания денег в целом.
В США значительная часть работы по сбору и анализу информации, а также проведению расследований в отношении подозрительных сделок также обеспечивается контролирующими финансовые институты организациями. Наряду с этим особую роль в борьбе с отмыванием денег играет Федеральное бюро расследований, которое выполняет роль своеобразного зонтика и координатора действий в этой сфере.
Разделение полномочий регулирующих органов в США, касающихся проведения расследований по отмыванию денег, увязано с правами по расследованию преступной деятельности, лежащей в основе такого отмывания. Служба внутренних доходов расследует дела, связанные с налогами и Законом о банковской тайне, Таможенная служба – с контрабандой, экспортно-импортными операциями и Законом о банковской тайне, Администрация по контролю за соблюдением законов о наркотиках – дела, касающиеся торговли наркотиками. В 1990 г. с целью более четкого разграничения ответственности Министерство юстиции подписало Меморандум о договоренности с Министерством финансов и Почтовой службой, в котором определялись сферы деятельности этих трех организаций в расследовании дел об отмывании денег.
Подход ФБР к борьбе с отмыванием денег отличается от подхода большинства других федеральных правоприменительных органов. ФБР делает упор не просто на изъятии преступных доходов или активов, а на обнаружении и ликвидации преступной организации или лиц, занимающихся отмыванием денег. Расследования ФБР осуществляются по двум основным направлениям:
1. операционно-техническое направление ориентировано на выявление участников преступной группировки, раскрытие их инфраструктуры и схемы и, в конечном счете, – на арест преступников;
2. экономико-финансовое направление ориентировано на документальное подтверждение операций, выявление банковских счетов и финансовых посредников, а также общей структуры коммерческой или финансовой сети, используемой преступной организацией.
Американская система борьбы с отмыванием денег создает определенные трудности при проведении расследований, поскольку ФБР достаточно активно вмешивается в деятельность финансовых и правоохранительных органов, что вызывает недовольство последних и определенное дублирование функций. Деятельность ФБР также опасна с точки зрения нарушения прав граждан и организаций, поскольку мощный арсенал средств и изощренные методы работы позволяют особенно глубоко проникать в личную жизнь. Лишь определенные сферы деятельности ФБР при расследовании дел об отмывании денег подлежат контролю. Так, в соответствии с существующими правилами секретных операций применяемые в ходе расследования методы рассматриваются Комитетом по анализу секретных операций при расследовании уголовных дел (CUORC), состоящим из старших должностных лиц ФБР и Министерства юстиции.
Вместе с тем американская административная система борьбы с отмыванием денег показала себя во многих случаях достаточно эффективной, поскольку именно широкие полномочия, финансовый, технический и кадровый потенциал ФБР позволяют обеспечить быстрый и комплексный сбор и анализ информации и проведения расследования. Кроме того, ФБР в ходе расследований широко использует технику проведения секретных операций, не доступную для других организаций.
В ряде стран созданы специальные организации, занимающиеся вопросами борьбы с отмыванием денег. Например, в Канаде это – Центр по анализу финансовых операций и отчетов (Financial Transaction and Report Analysis Center), Японии – Японский офис финансовой разведки (Japanese financial intelligence office, JAFIO), Греции – специальный Комитет по борьбе с отмываем денег, в Аргентине – Комитет по финансовой информации (Financial Information Unit, UIF), Бразилии – Совет по контролю за финансовой деятельностью (Council for Financial Activities Control, COAF). В Мексике существуют две специальных организации – Генеральный директорат для расследования трансакций (Attached General Directorate for Transaction Investigation, DGAIO) и Агентство по борьбе с отмыванием денег (Credit and the Аnti-money Laundering). Эти организации часто называют "финансовой разведкой" и им принадлежит очень важная роль в борьбе с отмыванием денег. В задачи этих организаций входит сбор и анализ поступающей от финансовых органов информации, ее расследование, передача дел правоохранительным органам о сделках, которые могут быть связаны с отмыванием денег.
В состав руководства "финансовых разведок" входят представители важнейших финансовых институтов стран (экономических и финансовых министерств, главных банков, бирж). Кроме того, под их крышей объединены представители разных профессий: экономисты, юристы, налоговики, таможенники, бухгалтеры и аудиторы. Фактически подобные организации координируют деятельность разных ведомств.
"Финансовые разведки" имеют разные формы и полномочия. В ряде стран они являются административными/промежуточными органами, в других случаях они представляют собой полицейские или юридические власти или их сочетание. В результате подобные организации создаются под эгидой разных организаций. Например, в Греции – при Министерстве финансов, в Аргентине – при Министерстве юстиции и прав человека, в Мексике – Генеральный директорат функционирует при Секретариате финансов, а Агентство по борьбе с отмыванием денег - при Офисе Генерального прокурора. Опыт стран, имеющих "финансовые разведки", показывает, что их работа эффективна только при наличии соответствующей юридической базы, и эффективной системы сбора и предоставления финансовой информации, идентификации клиентов финансовых организаций.
Способы передачи информации в "финансовые разведки" в разных странах существенно влияют на эффективность их работы. Например, если финансовые институты и регулирующие их органы напрямую передают информацию о подозрительных сделках в "финансовые разведки", шансы быстро обнаружить и обезвредить преступные группировки существенно повышаются. Если же от финансовых институтов или работающих в них лиц требуется передавать информацию "по инстанциям": сначала в контролирующие их органы, а от них – в "финансовые разведки", анализ информации и проведение расследований замедляются и становятся менее эффективным. В свою очередь, система работает более эффективно, если запросы на получение информации со стороны "финансовых разведок" поступают в финансовые институты напрямую, а не через контролирующие их финансовые органы.
Выбор страной тех или иных административных средств борьбы с отмыванием денег обусловлен, в первую очередь, особенностями системы управления в целом. Вместе с тем любые меры в этой области будут неэффективны без сотрудничества со стороны самих финансовых институтов. Это предполагает разработку финансовыми институтами собственных программ по предотвращению отмывания денег, включая:
· разработку внутренних стратегий, процедур и внутреннего контроля, в том числе порядка назначения руководящих должностных лиц по проверке соблюдения законности, и соответствующего порядка вновь приминаемых служащих, позволяющего обеспечить высокий уровень их благонадежности;
· программу непрерывного обучения служащих;
· функции аудита по проверке надежности системы.