«Камаринская», «Вальс–фантазия»
Произведений для оркестра у М.Глинки немного. Фактически основных только четыре (есть еще два пробных). Это – две испанские увертюры «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде»(1848 г., вторая редакция 1851 г.) и две симфонические фантазии: «Камаринская» (1848 г.) и «Вальс-фантазия»(1856 г.). Все они созданы в последнее десятилетие жизни композитора.
В своих оркестровых произведениях М.Глинка сумел соединить достижения европейской классической музыки и самобытные особенности народной музыки (фольклора) — русской и испанской.
Все они новаторские, от них берёт начало русская симфоническая школа.
Испанские увертюры - «Арагонская хота» (1845 год) и «Ночь в Мадриде» (1851 год) – созданы М.Глинкой под впечатлением от Испании. Глинка стал первым русским композитором, побывавшем в Испании (он пробыл там несколько лет, с 1845 по 1847 год).
Глинка давно мечтал о поездке в эту страну, даже спешно выучил испанский язык. И в 1845 году, когда он наконец-то поехал в Испанию, Глинка владел испанским языком почти свободно. В Испании Глинка слушал прежде всего народную музыку, записал несколько десятков испанских народных мелодий, некоторые из которых потом были использованы им в двух своих оркестровых испанских увертюрах.
***Увертюра у Глинки использована как самостоятельный жанр симфонической музыки.
***Увертюра (от французского - открытие, начало) — это инструментальное вступление к театральному спектаклю (опере, балету, оперетте).
В 19 веке у Людвига ван Бетховена появляется особая разновидность увертюры - как самостоятельный жанр симфонической музыки. Т.е. это самостоятельная концертная пьеса. В эпоху романтизма этот вид увертюры становится популярным. Такая концертная увертюра – это всегда программное произведение.
|
*** Программная музыка – это музыка, содержание которой можно объяснить либо при помощи названия, либо при помощи какого-то литературного текста.
Одной из мелодий, ставших для Глинки одним из самых ярких музыкальных впечатлений в Испании, стала мелодия арагонской хоты.
*** Хота — это подвижный, энергичный испанский национальный танец, в трёхдольном размере. Появилась в конце 18 века в Арагоне и в начале 19 века распространилась по всей Испании.
После удачного опыта сочинения испанских увертюр, основанных на испанском музыкальном фольклоре, у Глинки возникает идея сочинить оркестровое произведение, основанное уже на русском фольклоре. Таким произведением стала:
«Камаринская» (фантазия для оркестра на темы двух русских песен), 1848 год
Когда Глинка задумал «Камаринскую», он уже был известным композитором, автором двух необычных опер. В это время Глинка жил в Варшаве (Польша). Он часто тосковал по родине, ему вспоминались родные края, русские народные песни, столь отличные от недавно слышанных испанских напевов. Однажды Глинка уловил нечто родственное в двух русских народных мелодиях.
М.Глинка: «…случайно я нашел сближение между свадебною песнею "Из-за гор, гор, высоких, гор", которую я слышал в деревне, и плясовою «Камаринскою», всем известною. И вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем "Свадебная и плясовая".
Первая – это протяжная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких». Она медленная, лирическая, задумчивая. Эту тему Глинка услышал в деревне еще в 1840 году. Она звучит спокойно, размеренно и величаво.
|
Вторая – популярная народная плясовая «Камаринская». Она быстрая, лукавая, бойкая и задорная.
*** Камаринская - это русский народный плясовой танец. В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Руки ставятся на пояс («руки в боки»), затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.
Оркестровая фантазия «Камаринская» М.Глинки построена на двух этих темах.
На первый взгляд эти мелодии абсолютно разные. В произведении Глинки они контрастны друг другу по характеру, тональностям, размеру: свадебная – в Фа-мажоре (F-dur), размер 3\4; камаринская – в Ре-мажоре (D-dur), размер 2\4. Но Глинка услышал тематическую схожесть в этих мелодиях: обе мелодии имеют нисходящее поступенное движение к тонике. Это и стало основой для постепенного сближения мелодий в процессе развития в «Камаринской».
«Камаринская» была написана очень быстро. В начале партитуры значится дата 6 августа, в конце — «19 сентября / 10 октября 1848. Варшава». Первое название, которое дал произведению Глинка, звучало, как «Свадебная и Плясовая» для оркестра. Название «Камаринская» для произведения придумал позже князь Одоевский.
В «Камаринской» Глинка показал различные стороны русского народного характера - с одной стороны, это чувство юмора (через плясовую), с другой – лиризм (через свадебную).
|
Глинка не просто «обработал» и оркестровал эти народные мелодии — он создал новое, свое сочинение на фольклорные темы, нарисовав живую и красочную картину народного праздника.
«Камаринская» написана в форме двойных *** вариаций.
***Вариации – это музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких изменённых повторений (вариаций): А - А1 – А2 - А3 - А4 и т.д.
Какие методы варьирования (то есть изменения темы) использует Глинка? Он подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски.
В «Камаринской» 4 крупных раздела: А – В - А1 - В1
А – свадебная и вариации на неё
В – камаринская и вариации на неё
А1 – свадебная и вариации на неё
В1 – камаринская и вариации на неё
Поэтому такая форма называется формой «двойных вариаций».
«Камаринская» Глинки сыграла важную роль в развитии русской симфонической музыки. Все те приёмы и способы развития народных мелодий, которые нашел здесь М.Глинка, в дальнейшем использовались другими русскими композиторами.
Много лет спустя, в 1888 году П.И.Чайковский в своем дневнике записал:
«Русских симфонических сочинений написано много, можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской", подобно тому как весь дуб в жёлуде!..»
«Вальс-фантазия»(1839-1856 г.)
Если «Камаринская» погружает нас в атмосферу народного праздника, то «Вальс-фантазия» – в атмосферу благородного бала.
«Вальс – фантазия» занимает особое место в творчестве Глинки. Это одно из самых романтических сочинений композитора. Вальс посвящен Екатерине Ермолаевне Керн, дочери Анны Петровны Керн, воспетой Пушкиным.
Он был написан в 1839 году как простая пьеса для фортепиано. Много позднее Глинка оркестровал её. Есть несколько оркестровых версий, последняя сделана Глинкой незадолго до смерти, в 1856 году.
Вальс-фантазия, как и указано в названии, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма.
Основная тема произведения – задумчивая, мечтательно-задушевная; повышение IV ступени и тритоновая интонация вносят в нее трогательный щемящий оттенок.
«Вальс-фантазия» по форме представляет собой *** рондо.
***Рондо – это музыкальная форма, в которой проведения главной темы (рефрена) чередуются с различными эпизодами. А-В-А-С-А....
Главная тема звучит много раз, чередуясь с различными по настроению эпизодами, то светлыми и изящными, то драматически-взволнованными.
Произведения «Вальс-фантазия» Глинки положило начало целой ветви русской музыки; его лирические танцевальные образы получили дальнейшее развитие в симфониях и балетах П.Чайковского и А.Глазунова.
ВОПРОСНИК:
1) В какой стране Глинка побывал первым из русских композиторов? Какие произведения явились итогом этого путешествия?
2) Какие виды увертюры существуют?
3) Что такое программная музыка?
4) Сколько народных мелодий лежит в основе «Камаринской»? Какие это мелодии?
5) Что такое камаринская?
6)В какой форме написана «Камаринская»? Как строится эта форма?
7) Кто из композиторов сравнил «Камаринскую» с жёлудем, из которого впоследствии выросла вся русская симфоническая школа?
8) Кому посвящен «Вальс-фантазия»? Какое настроение преобладает в этом произведении?
9) Что такое рондо?