Транспортное страхование грузов




Перевозимые но договору морской перевозки грузы – наиболее распространенные объекты морского страхования.

Страховой интерес в грузе появляется у всякого лица, которое может потерпеть убытки от гибели или повреждения груза. Как правило, это собственники груза – продавцы и покупатели. Они выступают в качестве страхователей в зависимости от видов договоров купли-продажи товара с использованием морских судов.

Совокупность норм морского страхования грузов, предлагаемых Институтом лондонских страховщиков, обобщены в форме так называемых клаузул, или оговорок, применительно к каждым конкретным условиям заключаемого договора страхования. Эти оговорки систематизированы в условиях, имеющих порядковую буквенную аббревиатуру А,В,С – соответственно, условия А, условия В и условия С. В Украине эти условия имеют четкие названия, которые были приняты ещё Ингосстрахом СССР, а теперь утверждены Министерством финансов СССР от 24 декабря 1990 г. и в дальнейшем принятые и утвержденные в Украине Морским страховым бюро.

Морское страхование грузов в СССР осуществлялось страховым акционерным обществом Ингосстрах. Правопреемником в постсоветском пространстве являются:

· в России – Ингосстрах России

· в Украине – страховая компания «ОСТРА»

Правила транспортного страхования грузов, принимаемые страховщиками, основаны на главе XII КТМ и условий морского страхования, принятых в международной торговле.

В соответствии с этими условиями страховщик может принимать на страхование:

· грузы

· ожидаемую прибыль и комиссию

· фрахт и другие расходы, связанные с перевозкой грузов

Такие Правила не являются обязательными. По согласованию сторон, они могут быть видоизменены или заменены другими условиями страхования.

Правила определяют объем страхования и ответственности страховщика, а также ограничение этой ответственности и исключения из нее. Правилами предусмотрены три основных вида условий договора страхования:

1. «С ответственностью за все риски» (Условие А). Сюда включаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме особо перечисленных случаев. Не возмещаются убытки, происшедшие вследствие:

· всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны, пиратских действий, а также вследствие гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей

· прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов

· умысла или грубой небрежности страхователя или выгодоприобретателя, или их представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов

· влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку

· несоответствующей упаковки и укупорки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии

· огня или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя, или их представителей, но без ведома страховщика веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания

· недостачи груза при целости наружной упаковки

· повреждения груза червями, грызунами и насекомыми

· замедления в доставке грузов и падения цен; не возмещаются также всякие другие косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии

Этот вид страхования включает в себя также:

· убытки, расходы и взносы по общей аварии

· все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера

Другие виды страхования являются производными от первого с сокращенным объемом страхования и ответственности страховщика.

2. «С ответственностью за частную аварию» (Условие В). При заключении договора страхования на этом условии возмещаются:

· убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собою, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасания или для тушения пожара

· убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести

· убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приемке судном топлива

· убытки, расходы и взносы по общей аварии

· все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования

3. «Без ответственности за повреждения кроме случаев крушения» (Условие С). При заключении договора страхования на этом условии возмещаются:

· убытки от полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собою, или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также вследствие мер, принятых для спасания или для тушения пожара

· убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести

· убытки от полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приемке судном топлива

· убытки от повреждения груза вследствие крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собою или со всяким неподвижным или плавучим предметом (включая лед), посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне или другом перевозочном средстве

· убытки, расходы и взносы по общей аварии

· все необходимые и целесообразно произведенные расходы но спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования

По двум последним разновидностям условий страхования, кроме исключений, предусмотренных к первому виду, добавляется то, что не возмещаются убытки, происшедшие вследствие;

· наводнения и землетрясения

· отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками

· обесценивания груза вследствие загрязнения или порчи тары при целости наружной упаковки

· выбрасывания за борт и смытия волной палубного груза или груза, перевозимого в беспалубных судах

· кражи или недоставки груза.

Убытки по исключенным рискам могут быть застрахованы отдельным договором (за повышенную страховую премию).

Как говорилось выше, договор морского страхования может быть заключен страхователем в свою пользу или в пользу другого лица, указанного или не указанного в договоре. В случае морской перевозки груза обычно таким лицом является покупатель товара. Следует отметить, что срок действия договора страхования не всегда совпадает со сроком действия договора перевозки груза.

По Правилам страхования ответственность по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки, перевалки и хранение на складах, до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя в пункте назначения, указанном в полисе, но не более 60 дней после выгрузки груза из морского судна.

Договор страхования грузов считается заключенным с момента подтверждения о принятии страхования в письменном виде, а вступает в силу после уплаты страховой премии, если в договоре не будет указано иное.

Допускается передача страхового полиса другому лицу. Для этого страхователь совершает на полисе передаточную надпись. Передаточная надпись может быть именной (с указанием лица, кому передается полис) или бланковой (состоящей только из подписи лица, передающего полис). В последнем случае полис становится предъявительским и в дальнейшем может передаваться путем простого вручения.

В практике страхования Правила транспортного страхования грузов обычно прилагаются к страховому полису.

Может заключаться также особое соглашение (генеральный полис, ст. 253-255 КТМ) на страхование известного рода груза, которые страхователь отправляет или получает в течение определенного срока.

Особенность морского страхования грузов заключается в том, что здесь возможно оформление:

· традиционного (на одну морскую перевозку)

· генерального (на систематические массовые перевозки однородных грузов)

…страхового полиса.

Генеральный страховой полис в отношении грузов, перевозимых морским путем, оформляется в отношении всех или известного ряда грузов, которые страхователь получает или отправляет в течение определенного срока времени (например, в течение года или всего срока навигации). Под каждую грузовую отправку, подпадающую под действие генерального страхового полиса, морской страховщик выдает соответствующий сертификат. Этот сертификат морской страховщик обязан выдать при наличии требования в данном вопросе со стороны страхователя.

Генеральный (открытый) страховой полис удостоверяет договор морского страхования грузов, когда имеют место регулярные отправки. На каждую отправку груза, подпадающую под действие генерального полиса, страхователь должен сообщить морскому страховщику (в форме заявления) необходимые сведения об имеющемся объекте морского страхования и связанным с этим страховым интересом. По каждой отправке груза морского страховщика, в частности, интересует название судна, на котором перевозится груз, путь следования и объявленная страховая сумма. Это прямая обязанность страхователя. Страхователь не освобождается от такой обязанности, если даже он получит сведения об отправке груза после его доставки в порт назначения в неповрежденном состоянии.

При установлении факта несообщения страхователем необходимых сведений об отдельных отправках грузов по неосторожности морской страховщик вправе отказать своему клиенту в возмещении убытков в отношении таких отправок грузов. Аналогичным образом морской страховщик имеет право поступить, если страхователь игнорировал его требования и не сообщал каких-либо сведений о произведенных отправках грузов.

Возможно, что груз, предназначенный к морской перевозке, будет перевозиться на судне, имеющем неограниченный район плавания. Тогда морской страховщик по согласованию со страхователем вводит отдельные условия (клаузулу) в содержание заключаемого договора морского страхования, которыми ограничивает страховое покрытие любого риска (location clause).

Международная правоприменительная практика исходит из того, что договор морского страхования груза не может служить основанием для получения каких-либо выгод морским перевозчиком, т.к. последний получает имущественную выгоду от заключенного договора морской перевозки груза. Данная правовая норма находит свое закрепление в условиях заключаемого договора морского страхования груза с помощью специальной оговорки (клаузулы) not to insure clause.

Каждый договор морского страхования содержит так называемую ядерную оговорку (nuclear exclusion clause). Это особое условие (клаузула), определяющее правоотношения сторон договора морского страхования относительно ущерба, причиненного объекту морского страхования вследствие ядерного инцидента. Наличие данной оговорки означает, что морской страховщик не несет ответственности за убытки, возникшие вследствие ядерного инцидента, радиации или радиоактивного заражения, если иное не предусмотрено условиями договора морского страхования. Основной принцип морского страхования состоит в том, что страховщик не отвечает за ущерб, причиненный объекту морского страхования, если причиной этого ущерба не является застрахованный риск. Данный правовой принцип закрепляется в ого­ворке (клаузуле) proximate clause, которая вносится в содержание условий заключаемого договора морского страхования.

Договор морского страхования грузов, опирающийся на обыкновения международной торговли, может содержать компромиссное положение, относящееся к возмещению расходов по спасанию, известное как salvage loss clause. Смысл данной оговорки (клаузулы) в том, что, когда спасание закончено и поврежденное имущество продано в промежуточном порту (порту-убежи­ще), страхователь груза получает разницу между объявленной страховой суммой груза и суммой, вырученной при продаже (выручка от реализации).

При использовании генерального, или открытого, страхового полиса в отношении груза, предназначенного к морской перевозке, страхователь не знает конкретно, какое грузовое судно будет перевозить данную часть (партию) груза. В этой связи составной частью договора морского страхования грузов при генеральном, или открытом, полисе служит оговорка о классе судна (classification clause). Указанная оговорка устанавливает минимальный стандарт к грузовому судну, которое будет в дальнейшем передано под погрузку. В оговорке отмечается, что все товары должны перевозиться судном, имеющим класс, определенный классификационным обществом. В противном случае со страхователя взыскивается дополнительная страховая премия за повы­шенный риск морской перевозки.

Оговорка о классе судна содержит перечень ведущих классификационных обществ (в том числе Российского морского регистра судоходства) и указывает, что судно должно соответствовать полным требованиям одного из них. Присвоенный класс судна со стороны классификационного общества содержится в судовых документах, постоянно находящихся на борту судна. Кроме того, присвоенный класс судна описывается с помощью общепризнанных условных символов (class notation), принятых данным классификационным обществом и составляющих обыкновения международной морской торговли.

Оговорка о классе судна также называется классификационной оговоркой. Предусматривает, что размер страховой премии, причитающейся со стороны страхователя, зависит от возраста (года постройки) и класса судна.

Данная оговорка, содержащаяся в условиях договора морского страхования грузов, предусматривает, что возраст судна (с момента постройки) не должен превышать 15 лет. К более старым судам, находящимся в эксплуатации, при заключении договора морского страхования груза могут применяться повышающие надбавки к базовой тарифной ставке страховой премии за повышенный риск.

Страховой полис, выданный в удостоверение заключенного договора морского страхования груза, может быть передан страхователем какому-либо другому лицу. Факт передачи страхового полиса и связанных со страховым полисом прав па застрахованный груз оформляется с помощью передаточной надписи – индоссамента (endorsement). Это положение имеет важное значение при оформлении СИФ – базисного условия поставки грузов, предназначенных к морской перевозке.

Договор морского страхования грузов может быть в свою пользу или в пользу выгодоприобретателя, независимо от того, указано ли имя или наименование выгодоприобретателя в договоре морского страхования. Если договор морского страхования груза заключен без указания имени или наименования выгодоприобретателя, то морской страховщик выдает страховой полис или иной страховой документ (например, страховой сертификат на отдельную отправку груза) на имя предъявителя. При морском страховании груза в пользу выгодоприобретателя страхователь пользуется всеми правами по договору морского страхования без доверенности выгодоприобретателя.

Последствия отчуждения застрахованного груза (например, в результате ареста груза в иностранном торговом порту по распоряжению местных властей как меры обеспечения невыполненных обязательств) сопровождаются тем, что ранее заключенный договор морского страхования груза сохраняет силу. При этом на приобретателя такого груза переходят все права и обязанности страхователя. В случае если до отчуждения застрахованного груза страховая премия не была уплачена, то обязанность ее уплаты несут как страхователь груза, так и его приобретатель.

Предъявление страхового полиса или сертификата необходимо для получения страхового возмещения. Размер страховой премии зависит от:

· условий страхования

· страховой стоимости груза

· характера груза, вида упаковки

· места размещения груза (трюм, палуба)

· типа, класса, флага и возраста судна

· района перевозки, ее дальности

· условий погрузки и выгрузки

· вида и размера франшизы

· статистики убыточности перевозки

· характера перевозок (прямые, смешанные) и т.п.

Как правило, страховая премия исчисляется в процентном отношении от стоимости груза.

Одновременно с основными убытками, связанными с физической гибелью или повреждением грузов, страховщиком компенсируется утрата ожидаемой прибыли (обычно рассчитываемая в размере 10% от стоимости груза), утрата фрахта (если риск утраты лежал на страхователе), а также все другие расходы страхователя, связанные с мерами по уменьшению убытков и определению их размера.

При наступлении нескольких страховых случаев страховщик несет ответственность по возмещению убытков, даже если общая сумма убытков превысит страховую сумму.

Ответственность страховщика ограничивается определенным сроком и перечнем страховых рисков. Но вовсе не числом страховых случаев, хотя страховщик вправе при наступлении одного страхового случая уплатить всю страховую стоимость страхователю и тем самым освободить себя от дальнейших обязательств, то есть таким образом прекратить действие договора страхования в одностороннем порядке.

С точки зрения перевозчика наибольший интерес имеет переход прав от страхователя к страховщику по отношению к третьим лицам. В праве оно называется регрессным требованием, или суброгацией.

В ст. 229 КТМ оно изложено следующим образом:

«К страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходит в пределах уплаченной суммы право требования, которое страхователь (или иное лицо, получившее страховое возмещение) имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб».

Аналогичное правило содержится в ст. 81 Основ гражданского законодательства.

Передача страхователем страховщику прав на возмещение убытков с третьих лиц обычно оформляется в письменной форме в виде акта о суброгации, но может действовать и автоматически. Достаточно любого письменного доказательства об оплате страхового возмещения.

При страховании грузов чаще всего такие требования страховщик предъявляет к перевозчику. Страховщик, таким образом, становится на место грузовладельца по отношению к перевозчику.

Следует помнить, что к страховщику переходят только те права, которые имел грузовладелец, и отношения между страховщиком и перевозчиком регулируются не договором страхования, а договором перевозки.

Сам по себе факт уплаты страховщиком возмещения грузовладельцу ни в коем случае не означает автоматического переложения этой суммы на морского перевозчика, поскольку основания ответственности по договорам страхования и морской перевозки различны. Не совпадают они и по периодам времени, в течение которого груз находится на риске страховщика и перевозчика. Период действия договора страхования начинается с поступления груза на склад отправителя и выхода его со склада получателя. В то время как ответственность перевозчика в большинстве случаев ограничивается нахождением груза на борту судна.

Страховщик отвечает перед страхователем за убытки, возникшие от опасностей и случайностей в период страхования.

Напротив, перевозчик несет ответственность за несохранность груза только при наличии вины с учетом установленных в законе изъятий. В то же время доказательства ответственности страховщика грузов перед грузовладельцем и доказательства ответственности перевозчика за убытки, причиненные грузу, могут быть одними и теми же.

Это, например:

· коносаменты и др. перевозочные документы

· коммерческие акты и акты извещения или подобные им документы, судовые журналы и другие судовые документы

· показания членов экипажа и других лиц

· сюрвейерные акты осмотров груза, его укладки, грузовых помещений, акты экспертиз повреждения груза или состояния судового оборудования и т. п.

Ясно, что судовой администрации надо внимательно относиться к сбору доказательств представителями страховщика грузов, его сюрвейерами, экспертами и т. д., поскольку многие данные могут быть впоследствии использованы против перевозчика.

Сроки давности по договору страхования обычно превышают срок давности из договора перевозки. В бывшем СССР и Франции – это 2 года, ФРГ – 5 лет, Англии – 12 лет

По правилам транспортного страхования все споры по договорам страхования грузов между украинскими страховщиками и страхователями разрешаются в МАК при Торгово-промышленной палате.

Перевозчик сам по себе также может иметь страховой интерес в грузе. Например, при перевозке грузов на палубе за риском перевозчика или при осуществлении залогового права на груз, когда перевозчик в случае гибели груза может потерять обеспечение своих требований к грузовладельцу. В этих случаях перевозчик может заключить договор страхования грузов в свою пользу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: