Эссе на тему: «Экологическое право во Франции»




Говорить об окружающей среде, ее охране, проблемах и правовом регулировании можно бесконечно долго, потому что это действительно одна из самых злободневных тем, в которой, к сожалению, вопросов всегда остается больше, чем ответов.

Все, что нас окружает, все, благодаря чему мы существуем – это природа, а экология как раз занимается изучением взаимодействия живых существ с окружающей их средой. Поскольку по большей части мы, люди, являемся потребителями, то в какой-то момент стало понятно – у потребления должна быть мера, нужно искать способы его регулирования, иначе произойдет исчерпание всего для нас же самих необходимого.

И одной из первых стран, начавших политику принятия правовых норм в области экологического регулирования, стала Франция, поэтому для своего эссе я выбрала именно ее.

27 января 1971 года во Франции было учреждено Министерство по вопросам окружающей среды, которое на тот момент создавалось с целью координации деятельности различных министерств, которые инициировали и предпринимали меры по становлению нормативно-законодательной базы об охране окружающей среды. Сейчас основной деятельностью министерства является разработка проектов декретов для конкретизации решений Правительства; обеспечение всех законотворческих органов в этой сфере всем необходимым; конкретизацию организационной структуры органов по экологическому управлению во Франции.

Основной орган управления – Министерство экологии, устойчивого развития и энергии.

Для воплощения в жизнь мероприятий по охране окружающей среды и экологическому контролю во Французской республике все министерства осуществляют меры исключительно в пределах своей компетенции, например, Министерство охраны природы и окружающей среды координирует деятельность других министерств, разрабатывает проекты нормативно-правовых актов и занимается международными вопросами в сфере экологии.

Существуют и местные органы государственного управления в этой области, полномочиями здесь будут наделены мэры, префекты, представители городов, в основном создаются Советы департаментов по охране окружающей среды и Региональные Комитеты охраны окружающей среды, главная функция которых – экологический контроль.

Основной нормативно-правовой акт – Экологический кодекс Франции, принятый в 2000 году, закрепляющий долг абсолютно каждого гражданина и организаций любой правовой формы обеспечивать охрану и защиту окружающей их среды. Помимо этого, существует и специальное экологическое законодательство, касающееся отдельных природных объектов, например: Лесной кодекс, Сельскохозяйственный кодекс, Закон об атмосфере и рациональном использовании энергии, Закон о воде и так далее. Также нормы самого Экологического кодекса и нормативных актов, изданных на его основе закреплены Конституционным законом Французской Республики № 2005-205 от 1 марта 2005 г. О Хартии окружающей среды., подписанным президентом.

Согласно французскому экологическому праву природные ресурсы, богатства, ландшафты, флора и фауна – часть общего национального достояния, а охрана окружающей среды – это всеобщая задача, целью которой является сохранение природных ресурсов и их защита от неблагоприятных последствий при использовании.

Сельскохозяйственное законодательство говорит о том, что Министр сельского хозяйства при обнаружении им факта неправильного или незаконного использования земли, имеет право установить обзор за конкретным объектом или даже прекратить аренду, заменить арендатора и изменить назначение земельного участка. Что касается лесного режима, то любые изменения в способах использования могут осуществляться только при наличии разрешения Министра сельского хозяйства, также собственник не имеет право освобождать площадь от лесной растительности без разрешения компетентных органов.

Водные ресурсы – часть достояния нации, деятельность, связанная с которыми, является объектом всеобщего интереса. Комитет бассейна возглавляет и координирует государственную политику в области контроля и управления водными ресурсами, а также устанавливает правила распределения вод и условия, в которые могут быть включены:

· запрет на сброс, слив, выброс вод или материалов, а также действия, способные изменить качество водной среды;

· меры, необходимые для сохранения качества и обеспечения наблюдения за используемыми или выведенными из эксплуатации колодцами и скважинами;

· запрет или регламент на продажу и распространение продуктов или устройств, которые в условиях обычного использования могут нанести ущерб качеству водной среды.

Согласно законодательству Французской Республики, гражданская ответственность за экологические правонарушения предусматриваются Гражданским кодексом Франции (Кодекс Наполеона)" от 21.03.1804 (с изм. и доп. по состоянию на 01.09.2011). Но применяется он довольно редко из-за того, что бремя доказывания или причинной связи несет истец, а размер назначаемой судом компенсации обычно значительно меньше, чем реальный ущерб. Кроме решения о выплате компенсации, суд может принять решение о восстановлении поврежденной окружающей среды или прекращении деятельности, причиняющей ущерб. Особенностью предъявления требований о компенсации за причиненный ущерб окружающей среде заключается в том, что с соответствующим исковым заявлением могут обращаться в суд не только граждане, но и неправительственные экологические организации.

Вследствие того, что нормы французского гражданского законодательства не решают проблему ответственности и компенсации за экологический ущерб, не обеспечивают эффективного осуществления принципа "платит загрязнитель", который и закреплен в Экологическом кодексе, наибольший интерес представляет Уголовный кодекс Франции 1992 года, в соответствии с которым существует возможность применения уголовных санкций за экологические преступления к физическим и, в отличие от российского законодательства, к юридическим лицам. Основными видами наказаний, применяемых к юридическим лицам, являются штраф, а также ограничения в деятельности предприятия:

· ликвидация, устанавливаемая в случае совершения преступления, за которое для физического лица предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет;

· запрещение осуществлять какую-либо социальную или профессиональную деятельность сроком на пять лет или навсегда;

· запрещение на пять и более лет принимать участие в рыночных отношениях;

· юридический контроль за деятельностью юридического лица сроком на пять и более лет;

· конфискация предмета, который послужил или мог быть использован для совершения преступления или явился продуктом преступления.

Однако, наказания в виде ликвидации предприятия или назначения юридического контроля за деятельностью предприятия, нарушающего экологические требования, не могут применяться к государственным юридическим лицам.

Именно благодаря таким мерам ответственности, предусмотренным за нарушение экологического законодательства, и существованию централизованного законодательства в области экологии в целом, во Франции намного реже происходят инциденты, когда действия даже одного человека могут поставить под угрозу экологическую ситуацию в глобальных масштабах, начиная от загрязнения среды нефтепродуктами и свалок строительного мусора и заканчивая костром, который может перерасти в гигантский лесной пожар. Потому что, к сожалению, именно безответственность и безнаказанность являются главными факторами, разрушающими окружающую среду и всю экологию в целом. Во Франции принимается все больше мер для того, чтобы каждый гражданин мог жить во в комфортных экологических условиях, неся при этом ответственность за эти соблюдение этих условий.

 

Эссе на тему ""Оценка экологического вреда и способы возмещения"

Выраженное в Гражданском кодексе РФ общее положение права о том, что причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине, находит свою конкретизацию и в эколого-правовых отношениях по возмещению вреда, как они сформулированы в Законе «Об охране окружающей среды».

Материальным объектом причинения вреда является качество окружающей среды, состоянием ее экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере и которые постоянно и неизменно воспроизводят жизнь во всех формах ее проявления. Как правило, он длителен в своем проявлении во времени и в пространстве, отчего иногда делается незаметным для одноразового наблюдения.

Экологический вред — это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб фауне и флоре. При возможности используются методы прямого счета.

В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда производится путем:

1) компенсации фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (в денежной форме),

2) посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (реальное возмещение вреда).

Суду принадлежит право свободного выбора способа возмещения экологического вреда. Экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда, поскольку во многих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия. Денежная компенсация становится наиболее удобным и поэтому часто используемым способом возмещения экологического вреда.

Однако законодательство в целом не предусматривает порядка обязательного использования полученных компенсационных средств на восстановление нарушенных природных условий, поэтому нередко денежная компенсация, как для государства (как собственника большинства природных объектов), так и для других потерпевших, становится частью их дохода без каких-либо обязательств. Тем более природа способна к самовосстановлению, либо восстановление технически невозможно (очистка атмосферного воздуха).

Определение денежного размера причиненного вреда является одним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность состоит в том, что природные объекты не имеют заранее фиксированной цены. Поэтому используются два способа оценки причиненного вреда:

· исходя из понесенных фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Фактические затраты рассчитываются путем калькуляции, т. е. путем сложения стоимости работ по восстановлению нарушенных природных условий.;

· в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде. Этот способ состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного, поврежденного природного объекта или добытого природного ресурса.

Таксовый способ расчета причиненного вреда используется только при отсутствии возможности расчета фактических затрат на восстановление нарушенных природных условий. Но на практике таксы и методики имеют приоритет по отношению к исчислению вреда по фактическим затратам, т.е. если таксы и методики установлены, то размер компенсации будет исчисляться именно по ним, а не по фактическим затратам, хотя альтернатива предъявления требования в суд об исчислении вреда по фактическим затратам остается.

Таксы и методики установлены такими нормативными правовыми актами, как постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», приказ Минприроды РФ от 8 декабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», приказ Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» и другими.

Возмещению подлежит только причиненный в результате правонарушении вред. Неотвратимая угроза причинения экологического вреда не является основанием для возмещения предполагаемого вреда. В данном случае опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о приостановлении, временном запрете или прекращении деятельности, создающей такую опасность.

В российском гражданском и экологическом законодательстве закреплен принцип возмещения экологического вреда в полном объеме, т. е. обязанность причинителя вреда компенсировать все расходы и убытки, которые несет потерпевший в связи с повреждением либо уничтожением принадлежащего ему природного объекта на праве собственности, либо пользования. Компенсация расходов и убытков производится из собственных средств, а также за счет страховых фондов, в том числе фондов обязательного страхования.

При причинении вреда здоровью применяется ст. 1085 ГК РФ, предусматривающая, что возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья (например, расходы на лечение, приобретение лекарств, посторонний уход и др.).

Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной формах за счет собственных средств виновника или со счетов страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

К натуральным формам возмещения относятся меры:

• по восстановлению эквивалента утраченного количества и качества природного ресурса;

• предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;

• восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;

• выделению заменяющих объектов, материалов, технологических процессов, оборудования и т. д.;

• строительству за счет виновной стороны и передаче потерпевшей стороне сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.

При натуральной форме возмещения вреда подписываются соответствующие соглашения и договоры, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы компенсационной передачи потерпевшей стороне эквивалента либо адекватного возмещения природного ресурса, утраченного вследствие нанесенного вреда, определенных действий или бездействия.

К стоимостным формам возмещения вреда относятся:

• предоставление финансовых средств для восстановления нарушенного состояния окружающей среды до исходного к моменту нанесения вреда уровню;

• финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;

• финансовое обеспечение мер по возмещению вреда, включая упущенную в связи с этим потерпевшей стороной выгоду;

• компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса и народнохозяйственной продукции.

 

Экологический вред человеку, связанный с потерей здоровья и невозможностью его восстановления, со смертью человека, с образованием дефектов в его генетической программе, не оценивается в каких-либо эквивалентах и остается тем бременем, которое несет общество.

При определении величины вреда здоровью граждан учитываются:

• степень утраты трудоспособности потерпевшего;

• затраты на лечение и восстановление здоровья;

• затраты на уход за больным;

• затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;

• потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;

• иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: