Финансовое обеспечение образовательного процесса в г. Ново-Николаевске




Комитет Сибирской железной дороги в 1894 г. взял на себя ответственность по стратегическим функциям в развитии образования. К этому привело осознание невозможности развития города без наличия должной системы образования. Так, на главных, узловых станциях Великого Сибирского пути сооружались церкви и школы за счет финансов, остававшихся от строительных кредитов. Был также учрежден фонд пожертвований, названный в честь Александра III после его смерти. Фонд просуществовал десять лет и за это время накопил казну в сумму 200 тыс. р. Значительную и основную поддержку развитию церковно-школьного дела оказывало купечество. Несмотря на то, что начало функционирования фонда было связано со строительством Сибирского железнодорожного полотна, функции фонда заметно расширялись. Это выражалось в том, что теперь церковно-школьное строительство, осуществляемое при поддержке Комитета, стало происходить безотносительно к расстоянию до железной дороги. Для постройки школ отводился бесплатно лес из числа казенных лесных дач. Активно выделялись средства на комплектацию школ книгами и различными пособиями.

Со стремительным разрастанием Новониколаевска (в 1911 г. насчитывалось около 59 тыс. человек) увеличивалась и потребность в школах и, соответственно, число самих школ.

Следующий стратегический этап развития просвещения в Сибири был связан с периодом Первой русской революции 1905–1907 гг. и последовавшим за ней небывалым общественным подъёмом. Рабочие люди выступали с настойчивыми требованиями увеличения количества школ и улучшения условий для самого процесса обучения. Динамика развития начальной школы заметно возрастала, что было вызвано нехваткой учебных помещений. Свидетельством этому служит тот факт, что к 1908 г. в Ново-Николаевске насчитывалось около десяти начальных школ, которые едва-едва могли обеспечить обучение трех четверти детей, находящихся в школьном возрасте. В том же, 1908 г. газета «Обь» писала: «На 2800 человек детей школьного возраста у нас более 700 человек, оставшихся за бортом школы»[38].

Школьная комиссия, проводя обследование состояния школ города в начале 1908–1909 г. констатирует схожую тенденцию: «Не хватает школ... за неимением свободных мест в городские приходские училища не попали 957 человек. Принято всего 364. Вынуждены открыть вечерние занятия в основном для детей чернорабочих, бедноты с месячной оплатой минимум 3 руб.». Подобную ситуацию со школьным образованием не разрешило бы даже предполагаемое открытие бесплатных воскресных школ. Складывающиеся обстоятельства заставили городскую управу составить ходатайство попечителю учебного округа, результатом чего стало получение ассигнований в размере 9 тыс. р. на открытие нескольких образовательных учреждений.

Энтузиастами-благотворителями, видными деятелями Ново-Николаевска, 4 ноября 1909 г. в ходе состоявшегося собрания было образовано «Общество попечения о народном образовании», принят его устав и избрано правление. Вновь созданная организация была достаточно крупной и насчитывала около 200 членов. Капитал Общества составлял более 1,5 тыс. р.

Устав «Общества попечения о народном образовании» провозглашал своей целью популяризировать образование, делать его доступным как для жителей Ново-Николаевска, так и для населения Томской губернии вообще. Полномочия Общества были очень обширными: право ходатайствовать об улучшении условий уже существующих начальных училищ и об организации новых начальных училищ, а так же общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Общество заботилось об изыскании средств на открытие новых учебных организаций, воскресных школ, библиотек, общеобразовательных музеев; занималось организацией образовательных курсов и бесплатных и платных лекций, народных чтений, концертов, экскурсий. Благотворительная организация всеми силами старалась оказывать всяческую помощь учащимся, беря, в том числе, на себя расходы по оплаты за обучение и покупке учебников и одежды. Хлопоча о положительных изменениях школьного вопроса, Общество поднимало обсуждение педагогических проблем, касающихся введения новых учебных программ и утверждения учебной литературы.

Согласно уставу организации абсолютно любой горожанин, за исключением обучащихся и военных представителей нижних чинов, мог стать членом Общества при условии наличия ежегодной платежной способности размером не менеее 1 р. или если стремившийся войти в состав Общества человек мог разом произвести оплату размером не менее 25 р.

Все дела Общества рассматривались на общем собрании, в промежутках между заседаниями которого действовало правление, состоящее из семи человек и переизбиравшееся ежегодно. Усилиями «Общества попечения о народном образовании» в Ново-Николаевске с 1910 г. были открыти три воскресные школы, в которых безвозмездно трудились по воскресеньям и праздникам для обучения части рабочей молодежи учителя начальных школ.

Ново-Николаевск снабдили в мае 1910 г. безвозмездным пособием на строительство школьных зданий. Сумма пособия составила 68 тыс. р. Городу также была выдана и возвратная ссуда на 240 тыс. р. со сроком погашения этой суммы в течение двадцати лет. В этом же месяце городская управа заключает договор с прославленным в наши дни новосибирским архитектором А.Д. Крячковым. Он тут же занялся составлением строительных смет и проектов двенадцати школьных зданий, рассчитанных на семьдесят шесть комплектов учащихся. Один комплект составляли пятьдесят учащихся по нормам Министерства народного просвещения.

Однако окончательное решение школьного вопроса было не возможно даже с открытием в 1911–1912 гг. новых школ. Городская дума г. Ново-Николаевска рассмотрела и утвердила план введения всеобщего начального образования 17 января 1912 г., что сделало этот день эпохальным в истории развития образования в регионе. Таким образом, Ново-Николаевск стал первым российским городом, в котором было введено всеобщее начальное образование.

В последующие два года, реализуя стратегию осуществления всеобщего образования, городская дума открывает в течение 1912–1914 гг. 19 школьных комплектов. Небольшую часть средств на это благое дело просвещения было выделено казной, которая предусматривала 390 р. на один комплект в качестве постоянного пособия. Вновь сформированные комплекты разместили большей частью в зданиях, специально отведенных для школ, для оставшихся отделений производили арендовали помещения. В докладе Государственной думе в сентябре 1913 г. Ново-Николаевская городская дума сообщала о том, что «125 тыс. руб. задолженности города пошли главны образом на аренду частных зданий под школы». Вскоре дума написала ходатайство о выделении ссуды в 73 тыс. р. на срок в 10 лет и выдаче пособия размером 20 тыс. на строительство школьных зданий.

В 1917 г. было не возможно удовлетворить большое количество ходатайств от сельских обществ об открытии школ из-за ведения войны: катастрофически не хватало средств. Ходатайство могло быть выполнено только при наличии у общества взять на себя следующие расходы.

Согласно Циркуляру Школьного Отдела Новониколаевской уездной земской управы Исполнительному Комитету устанавливаем, что расход на один комплект выражался в следующей сумме: жалование учителю – 900 рублей в год; жалование законоучителю – 60 рублей в год; на учебные пособия, письменные принадлежности и др. расходы – 140 рублей. Кроме того, общество должно представить помещение для школы и учителя, отопление, освещение и сторожа[39].

Заявление учителя Верх-Каргатского училища Нижне-Чулымской вол. Ново-Николаевскому уездному отделу по народному образованию дает нам объяснение обстоятельств, связанных с еще одним актуальным вопросом о насущной жизни педагогических работников, о жалованье. Учитель просит не присылать причитающегося ему жалованья за апрель (месяц написания письма) и прочие месяцы в связи с тем, что получение жалованья из Нижне-Чулымской волости, где проживает и работает Мордвинов, осложняется большими расходами на поездку за самим жалованьем. Оставаться же на месте службы, после прекращения занятий, для заявителя не возможно по причине стесненных бытовых условий, описанных выше. Поэтому, из-за планов пребывания в другой волости на момент окончания занятий, учитель просит проникнуться его обстоятельствами и оставлять жалованье в кассе при Совете Уездного Хозяйства до его личного заявления, а, значит, возможности получить долгожданное вознаграждение за труд[40]. Подобные же случаи, описывающие несоизмеримо большие затраты на получение преподавательского жалованья в сравнении с причисляющейся суммой, надо отметить, были не единичны.

В деле дореволюционного фонда Городского архива, именуемом заголовком «Циркуляр Всем Волостным Земским Управам Ново-Николаевского уезда» находим сведения о несвоевременной выплате жалованья учителям и сторожам школ. Особенную ценность представляет информация о размере самого учительского жалованья, предоставляемого казной и земствами.

Документ сообщает нам о ежедневных заявлениях, поступавших в Уездный школьный Отдел о невыплате некоторыми Волостными Земствами жалованья учащим за октябрь: «Считая такое явление не нормальным и нарушающим правильное течение школьной жизни, Уездная Управа предлагает Волостным Управам немедленно удовлетворять жалованием учащих за октябрь месяц и на будущее время своевременно выдавать жалованье как учащим, так и сторожам за счет Уездного Земства также снабжать школы отоплением за тот же счет»[41]. Жалование учителям от казны составляло 225 руб., от земства – 40 руб[42].

Из расчётной ведомости по содержанию Колыванского второго начального училища на декабрь 1918 г. мы узнаем, что поурочная плата составляла 12 р. 50 к. из расчета 89 уроков за текущий месяц. Таким образом, на оплату непосредственно педагогического труда, предназначалась сумма, равная 1112 р. 50 к. При этом, в документе оговаривается, что здесь не учитываются занятия по графическому искусству, гимнастике и рукоделию. За классное наставничество в одном классе полагалось вознаграждение в 50 р. Учитывая, что рассматриваемое образовательное учреждение являлось четырехклассным училищем, за классное руководство ведомость предусматривала расход, равный 200 р. Предоставление квартир трем преподавателям предусматривало в ведомости пункт расхода, равный 150 р.: по 50 р. за оплату жилья для каждого педагога – соответственно. Заведывание училищем оплачивалось 125 р. в месяц. На письмоводителя отводилось 100 р. школьного бюджета. Секретарь педагогического совета получал 20 р., библиотекарь – 30 р. Примечателен пункт ведомости, отведенный для установления оплаты в 66 р. 66 к. за исправление письменных работ по русскому языку во всех четырех классах училища. Оплата врача училища равнялась 50 р. Последним пунктом ведомости шла информация об отличившихся преподавателях и сумме причисляющейся им надбавки. Итого, расходы на содержание Колыванского второго начального училища на декабрь 1918 г. были равны 2395 р. 80 к. В конце ведомости заведующий училищем ставил свою подпись[43].

Согласно Циркуляру Школьного Отдела Новониколаевской уездной земской управы Исполнительному Комитету устанавливаем, что расход на один комплект выражался в следующей сумме: жалование учителю – 900 рублей в год; жалование законоучителю – 60 рублей в год; на учебные пособия, письменные принадлежности и др. расходы — 140 рублей. Кроме того, общество должно представить помещение для школы и учителя, отопление, освещение и сторожа[44].

Исполнительное Бюро Томского Губернского Школьного Совета направило 10 августа 1918 г в Ново-Николаевский Уездный Школьный Совет циркуляр об утверждении штатов высших начальных училищ. Из данного циркуляра видим, что министерство народного Просвещения утвердило следующие ставки оплаты учительского труда. Поурочная плата по всем предметам составляла 150 руб. За классное наставничество полагалось 600 руб., за заведывание – 1500 руб., за исправление письменных работ по русскому языку – 200 руб., за исправление письменных работ по арифметике – 100 руб. Оклад библиотекаря составлял 360 руб., врача училища – 600 руб. На наем письмоводителя отводилось 1200 руб., секретарю педагогического Совета – 240 руб. Годовая оплата жилья, квартирные, составляли сумму в 600 руб[45].

Ситуация с просвещением в Сибири начинает испытывать заметные улучшения с 1923 г. с увеличением статьи расходов местными бюджетами на народное образование. Создаются денежные фонды, осуществляющие сбор средсв на постройку новых учебных заведний и приобретение школьного оборудования. По-прежнему оказывают финансовую поддержку добровольцы из числа жителей города. Стабилизация материального обеспечания подготовила почву для возобновления всеобщего начального образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: