Ирина Алексеевна Левашова, старший воспитатель, специалист Муниципального консультационного центра МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Заведующие в своей работе сталкиваются с желанием родителей выбрать ребенку определенного воспитателя. Но удовлетворить эту потребность не всегда возможно. В статье – алгоритм действий и документы, на основании которых родителям можно отказать в просьбе.
У заведующего есть право определить ребенка в ту группу, в какую он считает нужным, или где есть свободные места. Выполнять желание родителей, чтобы у их ребенка был определенный педагог, заведующий не обязан. Для подтверждения этого в разговоре с родителями используйте требования федеральных документов и локальных актов детского сада. Но для начала объясните, что все педагоги у вас – высококвалифицированные специалисты. Если родители после этого будут продолжать настаивать на выборе воспитателя, обратитесь к нормативным актам, в которых указаны права детского сада и родителей.
Расскажите родителям о компетенции детского сада
Объясните родителям, что если их желание отдать ребенка к конкретному воспитателю не совпадает с возможностями детского сада, то заведующий вправе не учитывать их мнение. Также расскажите, что другие педагоги тоже опытные специалисты, и ребенок ничего не потеряет, если пойдет в группу к кому-нибудь из них. На встречу с конфликтными родителями, которые любят настаивать на своем, возьмите психолога. Пусть он объяснит, что разницы, к какому педагогу отдавать ребенка, нет.
Если разговор не помог и родители продолжают настаивать на конкретном воспитателе, напомните им о компетенции образовательной организации в том, что детский сад самостоятельно распределяет должностные обязанности между работниками (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому, к какому воспитателю отправить ребенка, решает заведующий, а не родитель.
Познакомьте с Правилами приема детского сада
Донесите до родителей, что детский сад зачисляет ребенка в ту группу, где есть свободные места. Обратите их внимание, что сроки, в которые группы должны быть укомплектованы, устанавливает учредитель. После того как предоставят места льготникам, начинают выдавать направления на зачисление в порядке очереди. У тех, кто направил заявление и документы первыми, – выше шансы попасть в детский сад и выбрать воспитателя. У тех, кто подал документы в конце срока, выбора не будет. Ребенок попадет в ту группу, где есть место.
Если родителей объяснение не убедит и они будут продолжать настаивать на том, что они имеют право выбрать воспитателя, покажите им Правила приема в детский сад. В пункте 2.1 раздела 2 «Организация приема на обучение» указано «прием в детский сад осуществляется в течение календарного года при наличии свободных мест».
Напомните родителям их права
Чтобы не вступать с родителями в спор, могут они выбирать воспитателя или нет, когда будете зачислять ребенка в детский сад, дайте им почитать договор дошкольного образования. Поскольку именно этот документ регулирует отношения между участниками образовательного процесса. Обратите их внимание на права. Объясните, что родители могут участвовать в образовательной деятельности, получать информацию о поведении, эмоциональном состоянии ребенка, его способностях, знакомиться с уставом детского сада и лицензией, выбирать виды дополнительных образовательных услуг, находиться с ребенком в детском саду, пока он адаптируется, участвовать в совместных мероприятиях (п.2.2 Договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования). Но нигде в договоре не сказано, что родители могут выбирать воспитателя. Они могут лишь выразить пожелания, но настаивать на своем не имеют права.
К СВЕДЕНИЮ
Какие права есть у родителей
У родителей есть права, которые прописаны в федеральных нормативных документах. В соответствии с ними родители могут:
– выбирать с учетом рекомендаций ПМПК форму обучения ребенка, занятия, которые он будет посещать, и язык обучения;
– защищать законные права ребенка;
– участвовать в управлении детским садом;
– знакомиться с методиками обучения и воспитания, образовательными технологиями;
– знакомиться с уставом, лицензией, учебно-программной документацией и другими документами, которые регламентируют деятельность детского сада;
– обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к воспитанникам;
– получать компенсацию части платы за присмотр и уход за ребенком;
– получать информацию о видах обследований ребенка, которые детский сад планирует провести, соглашаться на них или отказываться, получать информацию о результатах;
– присутствовать при обследовании ребенка ПМПК, обсуждать результаты обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно условий для обучения и воспитания ребенка;
– деть ребенку дошкольное образование в семье.
Статья подготовлена с использованием материалов электронного журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения» №8/2020г. Статьи ЕЛЕНы КОЛОМИНой, эксперта-юриста Актион • Образование