IV. Коррекционно-развивающая работа




Направления работы Задачи по каждому направлению Игры и упражнения Итоговые показатели
1.Познавательное развитие:   - сенсорное воспитание   - ознакомление с окружающим миром     - развитие психических функций   - развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений       · формирование сенсорно-перцептивной способности: учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона; · развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия и сосредоточения; · развитие системы зрительно-слухо-двигательной связи; · обучение ребенка сравнению и различению предметов по форме, величине, цвету; · формирование поисковых способов ориентировки – пробы, практическое примеривание, зрительное соотнесение при решении практических или игровых задач; · формирование системы обследовательских действий; · обогащение сенсомоторного опыта; · формирование потребности в предметной «новизне».   · формирование целостного восприятия представлений об окружающем мире. · знакомить ребенка с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении. · формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении (деятельность людей, транспорт). · формировать интерес к объектам и явлениям природы. · обращать внимание на трудовые действия взрослых, подчеркивать необходимость и значение труда взрослых.     Развитие внимания: · привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей; · стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности; · развитие устойчивости непроизвольного внимания; · формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания; · развитие способности к переключению внимания.   Развитие памяти: · развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов; · расширение круга узнаваемых предметов; · развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах; · развитие непроизвольной памяти; · увеличение объема запоминаемого материала; · совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.   Формирование мышления: · развивать наглядно-действенное мышление; · создавать предпосылки к развитию у ребенка наглядно-образного мышления; · установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»; · установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами; · установление причинно-следственных связей.   · знакомство с пространственными свойствами предметов (освоение геометрических фигур и форм - круг, квадрат, треугольник); формирование перцептивных действий идентификации и группировки предметов по их свойствам; · выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного). · обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя. · формирование умения ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь), различать и называть их.   - на выделение предметов из фона: «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», игры в сухом бассейне, например, «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др. - на идентификацию предметов и движений: «У кого такая картинка?», «Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что звучит?» и др. - на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик» и др. - на развитие восприятия отношений по величине: «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» и др.   «Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Что лишнее?», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.   «Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д.   «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой», «Далеко и близко», «Достань колечко» и др.       · воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого; · идентифицировать предметы и движения в окружающей среде; · различать разнообразные звуки и шумы, подражать им. · различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет).   · иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения, их назначение и функции); · уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов; · уметь наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира, проявлять интерес к ним; · уметь различать разнообразие звуков, движений, форм; · иметь представления о трудовых действиях взрослых.   · рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать; · сознательно направлять внимание на определенные предметы; · переключать свое внимание с одной игрушки на другую; · находить парные картинки; · выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них; · определять какого предмета не стало (из трех предложенных); · запоминать небольшие стихотворения; · понимать и выполнять указания взрослого; · освоить способы действий с предметами, использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях; · пользоваться различными методами для решения проблемно-практических задач; · понимать жизненные ситуации, проигрывать их по подражанию с заменой одних объектов другими; · воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.   · различать геометрические фигуры и формы – круг, квадрат, треугольник; · группировать предметы по величине и форме; · различать группы предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного); · ориентироваться в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (спереди, сзади, вверху, внизу); · ориентироваться и различать части суток (утро, день, вечер, ночь).    
2. Социально-психологическое развитие · формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье. · формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. · формировать у ребенка интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым. · формировать у ребенка потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым. · формировать у ребенка адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д. · обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого). · формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними. · обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации. · привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям. · развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.   Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба»; «Азбука настроений», «Нравится – не нравится», «Кошка и котята», «Зайчики на полянке», «В гостях у ежика», «Зоопарк настроений» и др.   · демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого; · положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; · выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения; · адекватно вести себя в привычных ситуациях; · выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками; · использовать речевые средства в ситуации взаимодействия со взрослым и/или сверстниками, выражать словом свои основные потребности и желания.  
3. Речевое развитие   - развитие импрессивной речи   - развитие экспрессивной речи   Развитие пассивного словаря: · работать над накоплением пассивного и активного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, простейшие бытовые и игровые действия, признаки предметов. Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, мебель, дикие и домашние животные); · уточнять понимание личных местоимений (я, ты, мы, он, она). Притяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений (мой, наш); · учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать-снимать, завязывать-развязывать, большой-маленький, высокий-низкий); · учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, под, вверху, внизу, впереди, сзади); · формировать различение количественных числительных (один, два, много).   Формирование и совершенствование грамматического строя речи: · учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот-коты, мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы); · учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет-играют, спит-спят); · работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).   Формирование фонематической системы речи: · воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова; · воспитывать внимание к звуковой стороне речи; · формировать гласные звуки по принципу контраста а-у, и-у, а-о; · учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах б-н, м-т, п-г и др.; · формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот-кит, дом-ком, миска-киска); · развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.   Развитие понимания речи: · формировать умение вслушиваться в речь; · развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов (сказок, потешек).     Развитие экспрессивного словаря: · расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: игрушки, части тела и лица, семья, туалетные принадлежности, одежда, новый год, мебель, посуда, мамин праздник, дикие животные, домашние животные, транспорт. · расширять и уточнять словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам. · ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки предметов (красный, синий, желтый, зеленый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой). · ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они). · обогатить активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение предмета (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).   Формирование и совершенствование грамматического строя речи: · учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот-коты, дом-дома, кукла-куклы); · учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -чек, -ечк, -ен, -ят); · обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая кукла); · учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч); · формировать двусловное предложение (дай мяч, Катя спит, Аня иди, и.т.д.), формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Какая игрушка?), составлять предложение по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Мальчик спит).   Развитие фонетической стороны речи: · формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха. Развивать силу, динамику, и модуляцию голоса. Развивать подражание речевым звукам. Активизировать движение артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию (четкость произношения) гласных звуков (а), (о), (у), (и), и согласных раннего онтогенеза: (м), (н), (п), (т), (ф), (в), (б), (к), (г), (х); · воспитывать правильный умеренный темп речи; · развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.   Развитие разговорной речи и речевого общения: · воспитывать потребность в речевом общении; · формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях; · формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. · учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий; · развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда; · заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки; · развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.     «Валенки», «Травка-муравка», «Буренушка», «Сидит зайка», «Скок-скок-поскок», «Как у нашего кота», «Пошел кот под мосток», «У Аленки в гостях», «Котик серенький», «Сорока-белобока», «Заинька», «Едем, едем на лошадке» и др. Так же можно использовать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят» (обработка А.Толстого), «Теремок», «Колобок».     · выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками; · выполнять простейшие поручения и просьбы; · пользоваться невербальными формами коммуникации; · воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания; · использовать в речи простые по слоговому составу слова; · называть в собственной активной речи знакомые свойства и качества предметов; · фиксировать в речи результаты своей практической деятельности; · строить фразу из 2-3 слов; · высказывать свои потребности в активной фразовой речи.  
4. Развитие деятельности   - формирование навыков предметно-манипулятивной и игровой деятельности   - развитие мелкой моторики   - формирование элементов продуктивных видов детской деятельности   · учить ребенка наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям; · учить обыгрывать игрушки; · воспитывать у ребенка интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым; · воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке; · учить ребенка воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры; · учить играть рядом, не мешая друг другу.     · учить ребенка выполнять дифференцированное движения пальчиками и кистями рук по примеру и с помощью взрослого; · учить выполнять пальчиковые упражнения, сопровождаемые словом в соответствующей последовательности; · учить ребенка правильно держать карандаш, фломастер.     · воспитывать у ребенка интерес к выполнению изображений различными средствами – фломастерами, карандашами, красками; · учить ребенка наблюдать за действиями взрослого и сверстников при рисовании, соотносить графические изображения с реальными объектами и явлениями природы; · формировать у ребенка положительное отношение интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом; · знакомить с основными формами строительного материала (кубики, кирпичики, пластины); · учить ребенка совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, называть их, играть с ними по подражанию действиям взрослого, используя сюжетные игрушки     «Посмотри и назови», «одинаковые игрушки», «У кого такая картинка?», «Цветные шарики», «Матрешки», «Дорожка длинная и дорожка короткая к домику», «Катаем в машине зверей», «Поим кукол чаем», «Оденем кукол на прогулку», «Зайчики на поляне», «Курочка и цыплята» и др.     упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж «прижимающий», «щелчки», «цепочки» и др. пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Сорока», «Замок», «Дружба», «Зайчики», «Коза и козленок», «Снежный ком» и др.     на конструирование: «Построим башню: кубик на кубик», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже» и т.д. на рисование: «Скатаем большой снежный ком», «Мячики», «Следы на снегу», «Листья падают», «Травка выросла», «Дорожки», «Ладошки», «Зайчик прыгает», «Небо», «Снег», «Лужок» и др. на аппликацию: «Разноцветные шары», «Грибы на поляне», «Яблоки рассыпались», «Грибы и грибочки», «Соберем бусы», «Высокие и низкие дома» и т.д.     · самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий объекта на объект; · эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым, подражать его действиям, принимать игровую задачу; · использовать в игре замещение недостающего предмета; · играть с детьми, не мешая друг другу; · самостоятельно игру сопровождать речью («приборматывать»).     · выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки, концентрировать внимание на одном виде деятельности; · производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй; слышать рифму, делить слова на слоги на слух; · выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого; · различать горох, фасоль, макароны в играх с «сухим бассейном», захватывать их большим и указательным пальцем; · играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.   · проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам; · знать и называть материалы, которыми можно рисовать; знать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); · уметь брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживать сверху указательным, и правильно действовать с ним; · изображать отдельные предметы, явления с помощью ритмичных мазков, цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных, вертикальных («дорожки», «ленточки» и т.п.); · уметь держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; не бросать, а ставить на подставку; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, прижимая к салфетке; · уметь пользоваться клеем; создавать изображения путем наклеивания готовых форм.  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: