5.1 Должностные инструкции являются нормативно-правовой основой для:
- определения соответствия работника занимаемой должности при оценке его компетентности при приеме на работу, аттестации или увольнении;
- привлечения к установленной ответственности (административной, гражданской или уголовной) за невыполнение и ненадлежащее выполнение своих обязанностей.
5.2 ДИ должна содержать следующие разделы:
- Титульный лист;
- 1 Общие положения;
- 2 Основные функции;
- 3 Должностные права и обязанности
- 4 Ответственность;
5.3 Титульный лист
Титульный лист ДИ должен соответствовать форме титульного листа, приведенной в Приложении 1.
В наименовании ДИ должно содержаться название должности работника согласно штатному расписанию ТулГУ.
5.4 Общие положения
В разделе 1 «Общие положения» указываются:
- наименование должности;
- требования, предъявляемые к уровню образования и стажу работы сотрудника (квалификационные требования);
- организационно-функциональная подчиненность работника;
- порядок назначения и освобождения от должности;
- перечень нормативно-правовых актов, на основании которых работник исполняет свои должностные обязанности и реализует предоставленные права;
- иные сведения, конкретизирующие и уточняющие статус работника и условия его деятельности.
5.5 Основные функции
В разделе 2 «Основные функции» определяются направления деятельности работника, форма участия работника в управленческом процессе: руководство, обеспечение, организация, согласование, контроль, создание и т.п.
5.6 Должностные права и обязанности
В разделе 3 «Должностные права и обязанности» перечисляются:
|
1) предоставляемые работнику права, необходимые ему для выполнения его обязанностей, а также порядок осуществления этих прав.
В зависимости от занимаемой должности (проректор, заведующий лабораторией, инженер, лаборант и т.д.) в данный раздел могут быть внесены, например, следующие права:
- давать распоряжения, указания, поручения, обязательные для исполнения подчиненными в пределах своей компетенции;
- распоряжаться вверенными ему материальными и денежными средствами в пределах своей компетенции;
- проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений;
- требовать от конкретных работников или структурных подразделений предоставления необходимой информации, документов, отчетов;
- самостоятельно принимать решение по следующим вопросам;
- утверждать, подписывать и визировать документы, проставлять резолюцию на документах в пределах своей компетенции;
- инициировать и проводить совещания по вопросам, входящим в его компетенцию;
- участвовать в обсуждении вопросов относительно исполняемых им обязанностей;
- вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности университета, структурного подразделения и совершенствованию методов работы коллектива;
- осуществлять взаимодействие с работниками всех (отдельных) структурных подразделений;
- вносить на рассмотрение руководства представления:
· о назначении, перемещении и увольнении работников структурного подразделения;
· о проведении аттестации работников;
· о поощрении работников за успехи в труде;
· о наложении на работников взысканий за нарушение трудовой, производственной и иной дисциплины.
|
При конкретизации функциональных прав используются следующие принципы:
- право должно корреспондировать с должностными обязанностями, ибо оно предоставляется работнику для обеспечения качественного исполнения его трудовой функции;
- право необходимо сформулировать таким образом, чтобы оно отражало реальную возможность работника совершить определенные действия;
- если для реализации права требуется разрешение вышестоящего работника или помощь других работников, то в должностной инструкции излагается подробная схема получения разрешения или помощи.
2) обязанности работника с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения ТулГУ, а также квалификационных требований.
Перечень обязанностей следует начинать с основных обязанностей, постепенно переходя к изложению второстепенных или текущих. Если должностных обязанностей много, то желательно разделить их на блоки по отдельным направлениям деятельности (например, «в сфере работы со студентами», «в области договорной работы» и т. д.). Все остальные обязанности, не поддающиеся группировке, можно изложить в блоке «в иных областях», «иные обязанности». В связи с невозможностью разработки полной схемы обязанностей, в должностной инструкции также отмечается, что круг основных обязанностей работника может увеличиваться за счет дополнительных указаний его непосредственного руководителя и указаний иных должностных лиц университета, сделанных в пределах их полномочий.
|
Должностные обязанности работника не должны дублировать обязанности лиц, занимающих иные должности. Если же должностные обязанности определяются в рамках одного наименования должности, например, лаборанта, то несколько лаборантов одной кафедры могут выполнять одну и ту же работу.
Должностные обязанности должны корреспондировать с должностными правами, которыми работник наделяется для качественного исполнения своей трудовой функции.
Должностные обязанности, которые работник выполняет самостоятельно, нужно отделить от обязанностей, выполняемых совместно с другими работниками. Для этого при изложении должностных обязанностей следует использовать формулировки, позволяющие выделить самостоятельные обязанности (например, «составляет», «руководит», «обеспечивает», «выполняет», «контролирует», «согласовывает», «курирует» и т. д.) и те обязанности, которые выполняются совместно (например, «принимает участие»).
Также необходимо перечислить обязанности в области качества:
- обеспечение выполнения Политики и Целей университета в области качества в рамках своей деятельности;
- соблюдение требований СМК, предъявляемых к деятельности подразделения;
- конкретные обязанности в области качества, связанные с ответственностью или участием в определенных процессах СМК ТулГУ.
Должностные права не должны дублировать гражданские, политические и иные права работника, как гражданина РФ.
5.7 Ответственность
В разделе 4 «Ответственность» формулируется содержание и формы ответственности работника за результаты и последствия принимаемых решений и выполняемых работ, а также за непринятие своевременных надлежащих мер, относящихся к кругу его обязанностей.
Ректор вправе привлечь работника к двум видам ответственности: материальной и дисциплинарной. Порядок привлечения к первому виду ответственности регламентируется трудовым законодательством. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей.
В должностной инструкции целесообразно предупредить работника, что с учетом специфики его работы и в соответствии с действующим законодательством он может быть привлечен к иным видам ответственности, в том числе уголовной, административной, гражданско-правовой.