УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ в КР




Кыргызстан будет добиваться достижения устойчивого экономического роста и построения эффективно функционирующей рыночной экономики. Это позволит наилучшим образом распорядиться имеющимися человеческими, природными, материальными и финансовыми ресурсами, существенно сократить бедность. Главную роль в развитии рыночной экономики страны будет играть частный сектор; роль государства в экономике в первую очередь будет состоять в создании благоприятных условий для деятельности частного сектора. Среди таких условий ключевым является достижение макроэкономической стабильности, что неразрывно связано с решением острой проблемы государственного долга, который в настоящее время превышает 130% ВВП. Стабильная макроэкономическая среда позволит утвердиться надежной финансовой системе, которая обеспечит возможность аккумулирования и эффективного перераспределения внутренних сбережений и привлечения прямых иностранных инвестиций. Инвестиционная привлекательность экономики Кыргызстана будет обеспечена благодаря всемерной поддержке экспорта и растущему вследствие сокращения бедности внутреннему спросу. Особое внимание будет уделяться развитию тех секторов экономики, рост которых в наибольшей степени содействует уменьшению бедности. Среди них наиболее крупным и важным является аграрный сектор; большие перспективы связаны также с туризмом и телекоммуникациями.

Для реализации поставленных целей экономического развития потребуется концентрация усилий государства и общества на решении важнейших задач, которые могут быть сгруппированы по следующим взаимосвязанным направлениям.

1. Макроэкономическая устойчивость и рост ВВП

Поставленные цели социально-экономического развития страны могут быть достигнуты только при обеспечении средних темпов ежегодного экономического роста на уровне 5% в год. Решение этой задачи требует достижения и поддержания макроэкономической сбалансированности на основе внутренне согласованной государственной экономической политики, направленной на всемерное содействие развитию реального сектора экономики. Подробный анализ макроэкономических перспектив развития страны приведен в главе 5.

2. Денежно-кредитная политика

Важнейшим вкладом денежно-кредитной политики в создание условий для устойчивого экономического роста и уменьшение бедности должно стать обеспечение стабильности цен. Планируется неуклонное снижение инфляции с доведением ее начиная с 2005 года до уровня ниже 5% в год. Такая политика, наряду с реформами финансового сектора и усилиями по снижению инвестиционных рисков, должна позволить в перспективе заметно снизить процентные ставки и сделать финансовые ресурсы доступными для реального сектора.

Одним из факторов, определяющих уровень цен в стране, является обменный курс сома. Будет продолжено применение механизма плавающего обменного курса национальной валюты, который определяется соотношением спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке страны. Стабилизация национальной валюты во многом зависит от улучшения торгового баланса, от объема привлекаемых в экономику прямых иностранных инвестиций, от повышения устойчивости внешнего долга и эффективного использования внешней помощи, получаемой страной.

Неизменным приоритетом останется поддержание объема международных резервов на уровне не менее трех месяцев импорта, при этом НБКР будет стремиться к сглаживанию резких колебаний курса сома к иностранным валютам. Также будет учитываться состояние платежного баланса с проведением соответствующих корректирующих мер.

Для повышения эффективности денежно-кредитной политики и возможностей ее позитивного воздействия на реальный сектор будут приняты меры по углублению и расширению финансовых рынков страны, оздоровлению и укреплению банковской системы, совершенствованию инструментов денежно-кредитной политики, повышению монетизации экономики за счет вытеснения бартера и денежных суррогатов.

Важным направлением обеспечения открытости деятельности НБКР будет разъяснение целей, содержания и результатов денежно-кредитной политики, учитывая, что одним из критериев ее эффективности является то, насколько отдельные мероприятия и денежно-кредитная политика в целом пользуются доверием у населения и участников рынка. Будет повышено качество проводимых исследований и расширен круг публикаций и периодических изданий с использованием современных информационных технологий.

3. Бюджетно-налоговая политика и управление государственным долгом

В бюджетной области первостепенную важность приобрела задача сокращения дефицита государственного бюджета. Это позволит замедлить нарастание государственного долга и ограничить расходы на его обслуживание. Сокращение дефицита бюджета должно произойти на основе увеличения (и в абсолютных размерах, и в % к ВВП) доходов и сокращения (в % к ВВП) расходов государства. Уменьшение внешних заимствований, за счет которых, в основном, финансируется дефицит, должно привести к улучшению платежного баланса страны, создать условия для поддержания устойчивости сома и обеспечения макроэкономической стабильности.

В проблеме обслуживания накопленного государственного долга принципиально важно, с одной стороны, неуклонно выполнять государственные обязательства по обслуживанию долгов (нарушение этого принципа снизит репутацию страны и затруднит привлечение прямых иностранных инвестиций), а с другой стороны, не допускать вытеснения долговыми выплатами жизненно важных расходов государства по содержанию социальной сферы и обеспечению безопасности страны. Эта дилемма будет разрешаться при использовании таких методов, как реструктуризация долгов, обмен долговых обязательств на акции государственных предприятий, выкуп обязательств по наименее выгодным займам за счет средств от приватизации, привлечения новых займов исключительно на льготных условиях. Однако основным источником, который позволит справиться с долговой проблемой, должны стать возрастающие доходы государственного бюджета.

Для увеличения доходов необходимо осуществить решительную перестройку налоговой системы, сутью которой должны стать снижение ставок налогов и расширение налогооблагаемой базы, упрощение налогообложения для малых и средних предприятий, улучшение администрирования и отказ от предоставления налоговых льгот. В структуре налогов упор будет делаться на косвенные налоги, которые лучше администрируются. Это позволит уменьшить налоговое бремя, лежащее на хозяйствующих субъектах, и повысить собираемость налогов за счет перекладывания части этого бремени на теневую экономику.

Будут отменены неэффективные налоги, величина которых привязывается к объемам выпуска продукции и услуг, взамен будут введены налоги на имущество и недропользование. Предстоит создать законодательную базу, регламентирующую механизм заключаемых соглашений о разделе продукции и реализации налоговых стимулов, что станет дополнительным импульсом для развития экспорта и привлечения инвестиций в горнодобывающую и другие отрасли промышленности. Большое внимание будет уделяться стабильности и прозрачности налогового законодательства. Налоговая реформа, а также укрепление финансового сектора и улучшение делового климата должны создать условия для перехода предприятий из теневой в легальную экономику, что позволит расширить базу для получения бюджетных доходов.

Уменьшение величины государственных расходов должно происходить при одновременном повышении их эффективности, концентрации средств на оказании только тех услуг, где государство не может быть замещено частным сектором, в особенности базовых услуг образования, здравоохранения, адресной социальной защиты. Будут предприняты меры по повышению последовательности бюджетной политики, ее согласованности с кредитно-денежной и другими видами государственной политики, переходу на среднесрочное финансовое прогнозирование и программное бюджетирование, укреплению бюджетной дисциплины, обеспечению максимальной прозрачности бюджетного процесса и эффективности государственных закупок, в том числе на основе полного перехода экономики страны на международные стандарты бухгалтерского учета и финансового аудита.

Существенные реформы, содействующие повышению эффективности государственных расходов, будут осуществлены в области контроля за ценами и тарифами. Использование ценового и тарифного регулирования в целях социальной поддержки населения будет постепенно сокращаться и заменяться системой адресных компенсационных выплат наиболее незащищенным слоям населения.

Будут предприняты шаги в направлении обеспечения реальной фискальной децентрализации. С этой целью расширены собственные финансовые ресурсы местных органов власти за счет передачи им в полное ведение ряда налогов (земельный налог, налог на имущество и др.) и разделения между республиканским и местными бюджетами поступлений по ряду других налогов. Это позволит повысить эффективность налоговой системы и заметно улучшить налоговое администрирование. Объемы грантов, направляемых из республиканского в местные бюджеты, будут при этом существенно снижены, одновременно с этим местным органам власти будет передана полная ответственность по финансированию тех статей расходов, которые передаются в их исключительное ведение.

Основные направления экономической, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики будут ежегодно уточняться и конкретизироваться с учетом состояния экономики и отражаться в совместных заявлениях Правительства и НБКР.

4. Внешнеэкономическая политика

В области внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества будет решаться задача увеличения экспорта и содействия поддержанию конкурентоспособности отечественных предприятий, что позволит сократить дефицит торгового баланса. При решении этой задачи в полной мере будут использоваться преимущества членства в ВТО и потенциал регионального сотрудничества. Для повышения эффективности экономического сотрудничества с зарубежными странами будут заключаться двусторонние и многосторонние соглашения, которые обеспечат свободное движение через границы товаров, финансовых и трудовых ресурсов. Государство будет неизменно содействовать продвижению товаров и услуг предприятий Кыргызстана на рынки зарубежных стран путем представления их интересов в межгосударственных отношениях, оказания информационной и юридической помощи, уменьшения требований по лицензированию, реализации налоговых стимулов для экспортеров. В области импортного регулирования акцент будет сделан на поощрение ввоза инвестиционных товаров и обеспечение конкуренции на внутреннем рынке.

Эффективное функционирование отечественных предприятий и налоговой системы страны невозможно без скорейшего и радикального улучшения работы таможенной службы. Будет укреплена ее техническая, нормативная, организационная и кадровая база, что должно позволить сократить контрабанду и незаконное перемещение наркотиков, защитить отечественных товаропроизводителей и существенно увеличить доходы государственного бюджета.

5. Инвестиционная политика и Программа государственных инвестиций

В финансировании экономического роста и социального развития акцент будет перенесен с государственных на прямые инвестиции. Особенное значение имеют прямые иностранные инвестиции, поскольку они приносят с собой в экономику новый капитал, технологии и практику управления, открывают новые рынки за рубежом. Для привлечения инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Такой климат предполагает обеспечение макроэкономической стабильности, наличие прозрачного и эффективно функционирующего законодательства, реально защищающего права собственности, сокращение государственного вмешательства и искоренение коррупции, устойчивость финансовой системы, предоставление инвесторам преференций, одинаковые правила для иностранных и внутренних инвесторов, обеспечение открытости экономики. Привлечению прямых иностранных инвестиций будет также способствовать тщательная проработка инвестиционных возможностей частного сектора, предоставление предпринимателям необходимой информации, консалтинговых и иных услуг.

Масштабы Программы государственных инвестиций (ПГИ), в значительной степени финансируемой за счет внешних займов, будут уменьшены и переориентированы на поддержание и совершенствование только стратегически важной для страны производственной и социальной инфраструктуры, которая существенна также и с точки зрения привлечения частных инвестиций. При отборе проектов для финансирования большое внимание будет уделяться их финансовой, экономической и социальной эффективности. Приоритет будет отдаваться проектам, реализуемым на грантовой или очень льготной основе. Контроль над реализацией проектов ПГИ (реализуемых как на кредитной, так и грантовой основе) будет существенно усилен, оптимизированы механизмы софинансирования со стороны государства. Масштабы софинансирования будут увеличены с целью поддержания необходимого уровня инвестиций в инфраструктуру в условиях сокращения внешних заимствований; это предполагает заметный рост доходов государственного бюджета и укрепление финансовой системы страны. Будут предприняты меры, обеспечивающие расширение участия отечественных строительных и других компаний в реализации проектов ПГИ, повышение доли инвестиционной составляющей и сокращение доли импорта товаров и услуг в рамках этих проектов.

Будет усилена координация и эффективность использования внешней помощи в рамках регулярно разрабатываемых совместно со странами-донорами и международными финансовыми организациями среднесрочных стратегий помощи Кыргызстану. При разработке этих документов Кыргызстан будет приветствовать намерения доноров по оказанию поддержки на программной основе целей и приоритетов, заложенных в КОР.

В тоже время государство будет активно создавать благоприятные условия для привлечения необходимого для развития страны объема частных инвестиций с целью замещения объема сокращенных государственных инвестиций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: