Описание игрушки
Цель:
Выявить знания о данном предмете,
Выявить способность к вариативному изложению данного предмета;
Определить умение развивать игровую ситуацию и эмоционально включаться в процесс.
Ход выполнения:
Перед дошкольником создается игровая ситуация с мягкой игрушкой, которая нравится. В это время ребенка просят рассказать об этой игрушке.
Составление рассказа, связующий воедино начало и конец сюжета (с опорой на картинки).
Цель:
Проверить способности детей обозначить и сохранить сюжетную линию, введение в сюжет новых героев, предметов в рассказ.
Оценить использования выразительных средств, раскрытия образов и логики в развитии повествования.
Ход выполнения:
Дети придумывают начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Дошкольникам предлагается не только осмыслить содержание рассказа и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
Вариант 1
Вариант 2
вар.3
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Цель:
Проверить способность детей восстанавливать последовательность изображенных событий.
Выявить заинтересованность в изложении событий.
Выявить умение продолжить сюжет, не отображенный на картинке, а также умение оформить речевое изложение.
Ход выполнения:
В данном задании дошкольнику предлагается одна сюжетная картинка (с опорой на вопросы педагога), либо выбор из трех сюжетных картинок.
Вариант1
Вариант 2
Вариант 3.
Завершение неоконченного рассказа
Цель:
Оценить умение выделить сюжетную линию и развить ее в рассказе,
Определить использование элементов творчества
Определить соответствие содержания рассказа продолженному началу.
Ход выполнения:
Прочитывается неоконченный текст. Дошкольнику предлагается придумать собственный вариант окончания рассказа.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Составление рассказа по опорным словам
Цель:
Оценить понимание поставленной задачи, самостоятельность выполнения и сохранение логики повествования.
Ход выполнения:
Дошкольникам называется три слова. После этого предлагается составить рассказ в котором фигурируют все три слова.
Вариант 1
серый пушистый проказник гнездо полез увидела клюнула бросился
Вариант 2
медвежонок дерево медведица упал увела
Вариант 3
мальчик велосипед отвлекся ямка ссадина
Литература
1. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду / Э. П. Короткова. – Москва: Просвещение, 2015. -130 с.
2. Страунинг, А.М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста / А.М. Страунинг – Обнинск: Росток, 2000. -в 2-х томах.
3. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015 – 215 с.
4. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва: Владос, 2015 – 288 с.
Ссылки на раздаточный материал
· https://chudo-udo.info/sostavjrasskazpokartinkam/1534-sostav-rasskaz-po-kartinkam-puteshestvie-v-skazku
· https://infourok.ru/seriya-syuzhetnyh-kartinok-dlya-doshkolnikov-4089224.html?is_new
· https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/ne-hvataet-terpeniya-berite-otvetstvennost-na-sebya.html
· https://pptcloud.ru/literatura/ood-zagadki-skvortsa-rasskaz-skvorechnik-starshaya-gruppa
· https://infourok.ru/pereskaz-rasskaza-sostavlennogo-po-syuzhetnoy-kartine-sluchay-v-lesu-2751135.html
· https://club-detstvo.ru/raznoe/kartinki-2-klass-a-raskraska-dlya-2-klassa-skachat-i-raspechatat/