Стратегия положительной переоценки предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Положительные стороны: возможность положительного переосмысления проблемной ситуации.
Отрицательные стороны: вероятность недооценки личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Ключ сырых баллов
- Конфронтационный копинг - пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование - пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль - пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки - пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности - пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание - пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы - пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка - пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
· Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики
·
| ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я... | никогда | редко | иногда | часто | |
| ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге | |||||
| ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь | |||||
| ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | |||||
| ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | |||||
| ... критиковал и укорял себя | |||||
| ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | |||||
| ... надеялся на чудо | |||||
| ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | |||||
| ... вел себя, как будто ничего не произошло | |||||
| ... старался не показывать своих чувств | |||||
| ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | |||||
| ... спал больше обычного | |||||
| ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | |||||
| ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | |||||
| ... во мне возникла потребность выразить себя творчески | |||||
| ... пытался забыть все это | |||||
| ... обращался за помощью к специалистам | |||||
| ... менялся или рос как личность в положительную сторону | |||||
| ... извинялся или старался все загладить | |||||
| … составлял план действии | |||||
| ... старался дать какой-то выход своим чувствам | |||||
| ... понимал, что сам вызвал эту проблему | |||||
| ... набирался опыта в этой ситуации | |||||
| ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | |||||
| ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | |||||
| ... рисковал напропалую | |||||
| ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | |||||
| ... находил новую веру во что-то | |||||
| ... вновь открывал для себя что-то важное | |||||
| ... что-то менял так, что все улаживалось | |||||
| ... в целом избегал общения с людьми | |||||
| ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | |||||
| ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | |||||
| ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | |||||
| ... отказывался воспринимать это слишком серьезно | |||||
| ... говорил о том, что я чувствую | |||||
| ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | |||||
| ... вымещал это на других людях | |||||
| ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | |||||
| ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | |||||
| … отказывался верить, что это действительно произошло | |||||
| ... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | |||||
| ... находил пару других способов решения проблемы | |||||
| ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | |||||
| ... что-то менял в себе | |||||
| ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | |||||
| ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | |||||
| ... молился | |||||
| .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | |||||
| ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему |
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.