Специальная помощь ребенку с РАС – визуальное расписание дня.




Суть подготовки визуального расписания дня для ребенка с расстройством аутистического спектра состоит в том, что каждый вид деятельности в течение дня обозначить наглядной картинкой или фотографией с подписью или без нее.

Алгоритм подготовки визуального расписания следующий:

· изображения (картинка, фотография) размещаются в той последовательности, в которой запланированы действия;

· ребенок берет карточку из расписания, перемещает ее в «рабочую область» и выполняет изображенное действие;

· после окончания работы карточка уходит в раздел «сделано»;

· из расписания извлекается следующее задание, помещается в рабочую область и т. д.

Правильно применяемое визуальное расписание для детей позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

1. Повысить самостоятельность ребенка, научить его обходиться без подсказок и инструкций от других людей.

2. Уменьшить проявления нежелательного поведения и развить навык сотрудничества. Это достигается:

· включением в расписание заданий, которые нравятся подопечному;

· организацией расписания таким образом, чтобы более сложные задания перемежались с более простыми и мотивационными.

3. Прорабатывать навыки социального взаимодействия. Для этого в расписание включаются задания, которые можно выполнить, лишь проявив социальную инициативу – т. е. обратившись за помощью к другим людям (попросить или предложить совместную деятельность). К примеру, такое задание – позвать брата и показать ему свой рисунок, или поиграть с другом в мячик.

4. Организовывать досуг ребенка и поощрять его к более функциональной и эффективной деятельности.

Каждый из нейротипичных людей так или иначе ориентируется на различные расписания – школьных уроков, институтских лекций, списки запланированных дел и т. д. По этому же принципу визуальное расписание удобно систематизирует жизнь маленького человека, имеющего затруднения с пониманием речи и социальным взаимодействием.

Визуальное расписание занятий для ребенка ненавязчиво подсказывает ему, чего ожидать от каждого нового дня. Для детей очень важна предсказуемость событий – неожиданные «сюрпризы» могут надолго выбить ребенка из колеи, встревожив и напугав его. Поэтому ежедневные визуальные расписания широко используются воспитателями и другими специалистами, работающими с аутичными детьми.

При помощи такого расписания можно эффективно упорядочить не только домашнюю, но и дошкольную и школьную среду. Когда ребенок наработает определенный опыт работы с расписанием, можно переходить к следующему этапу: ежеутреннему самостоятельному формированию ребенком собственного плана дня. Пусть он сам не спеша выбирает виды деятельности из подготовленного набора картинок, а затем вместе выполняйте эти задания. Но, прежде чем перейти к этому этапу, необходимо отработать и упорядочить механизм простого использования расписания.

Ребенок, которого планируется обучить использованию визуального расписания для ежедневной деятельности, обязательно должен обладать следующими навыками:

· различение изображений на общем фоне;

· умение сопоставить похожие предметы;

· умение сопоставить предмет и картинку.

Кроме того, необходимо, чтобы ребенок позволял педагогу, другому специалисту, родителю, дотрагиваться до себя и использовать «физические подсказки». Только при наличии всех перечисленных условий можно рассчитывать на успешную работу с визуальным расписанием. Если же какие-то из этих навыков отсутствуют, нужно предварительно научить ребенка каждому из них по отдельности.

Даже совсем маленького ребенка можно научить ориентироваться в визуальном расписании. Для малышей в него следует включать простые развивающие задачки с пазлами, пирамидками, наклейками, детскими сортерами. А для более взрослых детей уже можно разнообразить план действий полезными бытовыми заданиями – мытье посуды, приготовление салата, развешивание белья, сбор на прогулку и т. д.

В самом начале работы расписание для детей в картинках представляет собой отдельную папку. На каждой из ее страниц располагается изображение и/или название действия, которое предлагается выполнить ребенку. При необходимости схему можно сделать более детальной, с подробно расписанными действиями, или же более общей, состоящей лишь из обозначений отдельных заданий. Легче всего обучение будет продвигаться, если часть заданий уже знакома ребенку. Также высокую эффективность в начале работы дает короткое расписание из 2 – 3 пунктов. Также важно выбирать задания:

1. имеющие логическое окончание, чтобы создать как можно более корректную последовательность;

2. соответствующие возрасту ребенка, например:

· дошкольнику – собирать пазлы, пирамидки, мозаики, сортеры + любимое лакомство;

· первокласснику – проводить линии, выкладывать цифровые последовательности из магнитиков, собирать конструкторы + любимое лакомство;

Таким образом, использование первого в жизни ребенка расписания должно оканчиваться предоставлением того, что ребенок любит. До тех пор, пока ребенок не освоит навык самостоятельного выполнения действий по расписанию, данное поощрение нельзя давать ему в каких-либо других обстоятельствах помимо расписания.

Для карточек визуального расписания можно сделать фотографии, на которых не изображено никаких лишних действий и предметов, только то, что нужно сделать. Посторонняя информация будет отвлекать ребенка. Материал должен быть представлен на нейтральном однородном фоне, а его изображение должно быть крупным, занимающим почти всё пространство карточки. Все материалы на фотографии должны быть расположены наглядно – так, чтобы задание было максимально понятно ребенку. К примеру, пазл, состоящий из 5 фрагментов, нужно сфотографировать в таком виде: 4 фрагмента уже лежат на своих местах, а пятый – рядом «дожидается» своей очереди. По этому же принципу, максимально приближенно к действительности, нужно фотографировать и лакомство – в тарелке, чашке, пластиковом контейнере и т. д.

Готовые изображения нужно поместить в папку или небольшой фотоальбом, страницы которых должны быть однотонными и однородного цвета. Чтобы карточки визуального расписания для детей прослужили дольше, их стоит предварительно заламинировать или «одеть» в пластиковые пакетики. Карточки с заданиями выкладываются в нужном порядке. При этом карточка, изображающая лакомство, всегда кладется самой последней – как вишенка на торте. Материалы для заданий выкладываются в ряд слева направо в том же порядке, что и изображения. Можно выстроить их на низкой полке, чтобы ребенку было удобно самостоятельно взять.

Для ребенка, изначально владеющего понятием последовательности действий, можно разработать визуальное расписание на целый день. Чтобы работа с расписанием протекала успешно, и малыш быстрее научился пользоваться им, придерживайтесь такого порядка действий:

1.Определите перечень занятий, которые попадут в расписание. Необходимо последовательно выстраивать виды деятельности – так, как они происходят в действительности. Деятельность должна перемежаться: среди любимых ребенком действий должны быть и занятия не несущие поощряющих характеристик.

2. Выберите формат – папка с переплетом или зажимом, плакат с кармашками на стене или на холодильнике и т. д. Последовательно разместите в расписании наглядный материал (фото, картинки, надписи), изображающий запланированные занятия. Пусть ребенок подробно рассмотрит расписание еще до того, как выполнит первое действие по нему. В дальнейшем расписание должно постоянно находиться в пределах видимости ребенка.

3.Дайте подсказку, когда по расписанию наступит время для определенного занятия, краткую словесную инструкцию, например: «посмотри в расписание», чтобы направить внимание ребенка на предстоящую деятельность. Возможно, в первое время вам понадобятся и физические подсказки – направить ребенка в сторону расписания, мягко держа его за плечи, показать пальчиком на следующее действие в расписании и т. д. Со временем, когда ваш малыш станет лучше ориентироваться в расписании и пользоваться им более самостоятельно, эти физические подсказки будут не нужны.

Чтобы четко разделить задания, материалы для каждого из них можно положить в отдельную корзинку или контейнер. Если же в задания включены настольные игры – их можно выкладывать и в оригинальных коробках (главное, чтобы ребенок мог открывать их без труда).

Чтобы ребенок не взял лакомство до окончания выполнения всех заданий, это лакомство можно поместить в прозрачный контейнер с крышкой. Ребенок будет видеть свою «мотивацию» постоянно, но не сможет так просто взять еду и будет понимать, что получит ее, выполнив все действия из расписания.

Необходимо заранее взвесить возможность включения в расписание задачи, выполняя которую ребенок должен будет обратиться ко взрослому – социальные действия. К примеру, четвертое задание: подойти к маме и попросить покружить его или обнять, или просто сказать ей — «Дай пять!». Для этой цели нужно использовать карточки, изображающие нужные действия, а также заблаговременно (еще не начав работать с расписанием) научить ребенка выполнению таких «визуальных инструкций». Если же подобные задачи отвлекают ребенка и могут прерывать последовательность выполнения других заданий – тогда социальные действия лучше приберечь для последующих расписаний, не включая их в самое первое.

В случае возникновения нежелательного поведения нужно дать ребенку физическую подсказку для завершения текущего задания. Сосредотачивайтесь не на нежелательном поведении, а на задании. После этого переходите к следующей задаче по расписанию. При этом дайте ребенку поощрение или возможность заняться поощряющей деятельностью из расписания, поскольку само по себе расписание акцентируется на выполнении заданий, а не на борьбе с нежелательным поведением.

Если вам кажется, что проблемное поведение может повторяться – изначально вводите расписание только для действий, которые неизменно очень нравятся ребенку, которые он выполняет с охотой. Если же нежелательное поведение начинает выходить из-под контроля – рассмотрите возможность поведенческой консультации со специалистом, который поможет справиться с такими проявлениями вашего малыша.

Таким образом, визуальное расписание в педагогической сфере признано одним из самых действенных способов упорядочения жизнедеятельности детей. Как и другие аналитические практики, оно делится на последовательные шаги, а в целом работа с визуальным расписанием может быть увлекательной для многих детей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: