Маршрут | Остановки | Объекты показа | Продолжительность | Наименование подтем, перечень основных вопросов | Организационные указания | Методические указания |
Дворцовая наб. | Дворцовая наб. у Мраморного моста | Нева, ППК, гранитная набережная, спуск к воде | 10 мин. | Роль Невы в рождении и формировании города. 1. Характеристика Невы 2. История приневских земель 3. Основание ППК 4. История создания набережных | Начать рассказ с показа панорамы невских берегов. Мысль о неразрывной связи архитектурных ансамблей с главной водной магистралью может служить переходом к следующей теме. | |
Наб. р. Фонтанки | У Пантелеймоновского моста, напротив Летнего сада | Летний сад. Решетка летнего сада. | 10 мин. | Летний сад - памятник садово-паркового искусства начала XVIII века. 1. Летний сад - летняя парадная резиденция Петра I. 2. История создания летнего сада, его планировка, мраморная скульптура, фонтаны. 3. Летний сад - центр придворных церемониалов и торжеств нач. XVIIIв. 4. Летний сад в творчестве поэтов и писателей (А.С.Пушкин, Т.Г.Шевченко, Е.А. Баратынский, А.А. Ахматова и т.д.). 5. Градостроительное значение решетки Летнего сада. 6. Пантелеймоновский мост. 7. Памятник Чижику-Пыжику. | В рассказе о Летнем саде использовать приёмы реконструкции и цитирования. Чтобы создать поэтический образ Летнего сада - обязательно использовать высказывания А.С. пушкина, Т.Г.Шевченко и других. Местоположение Летнего сада может служить переходом к следующей остановке. переходом может служить и лирическая строчка. | |
Наб. р.Фонтанки | Наб. р.Фонтанки, д.20 | Михайловский замок | Михайловский замок - царская резиденция. 1. История строительства Михайловского замка. 2.Убийство Павла I. 3. Михайловский замок и ода "Вольность" А.С.Пушкина. 4. Инженерное училище - краткая история. 5. реконструкция территории у Михайловского замка в 20-30-е гг. XIX века. | Кратко дается история строительства Михайловского замка и история убийства Павла I с применением приема цитирования. Переходом может служить тема "Пушкинский Петербург и формирование городских ансамблей в этот период". | ||
Наб. р.Фонтанки, Симеоновский мост, Инженерная ул., Пл.Искусств | Церковь Симеония и Анны, Симеоновский мост, Кленовая аллея, памятник Петру I | I. Набережные Фонтанки. - градостороительное значение Фонтанки (граница Петербурга 2-й пол.XVIII века), - застройка берегов Фонтанки во 2-й пол.XVIII века. - строительство набережных и каменных мостов по типовым проектам (Симеоновский мост). -мосты и набережные малых рек - органичная часть своеобразного облика города. II. Формирование территории у Михайловского замка в первой трети XIX века. - прокладка Инженерной улицы, - Кленовая аллея, - продление Садовой улицы до Марсова поля. | Весь материал до пл. искусств дается на медленном проезде. | На проезде использовать стихи о городе XIX и нач. XX века. | ||
Площадь Искусств | Пл.Искусств у сквера со стороны Театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского. | Площадь Искусств. 1. Архитектурный ансамбль, созданный К.И.Росси. 2. Памятник Пушкину - один из лучших памятников поэту. 3. Пл. искусств - один из культурных, музейных центров Петербурга. Кафе-кабаре "Бродячая собака" - один из центров культурной жизни Петербурга нач. XX века. | Назвать знания, формирующие ансамбль пл. Искусств. Рассказать о кафе "Бродячая собака", указать на дом №5, дать историю, процитировать строчки из гимна, объяснить название кафе. Перечислить имена завсегдатаев кафе: А.Ахматова, И.Северянин, Ф.Шаляпин, В.Маяковский, А. Толствой, г. Иванов, Н. Гумилев, С. Судейкин и т.д. Переходом к следующей остановке может служить мысль о связи литературной и театральной жизни Петербурга. | |||
Канал Грибоедова, Невский проспект | Канал Грибоедова, Храм Воскресения Христова и его решетка, Конюшенная площадь и Ведомство, невский пр., Казанский собор, костел Святой Екатерины, Гостиный двор, Армянская церковь. | Оформление территории, примыкающей к Невскому проспекту. 1. Храм Воскресения Христова. - причина появления здания. - градостроительные и художественные особенности сооружения. - реставрация. 2. Здание бывшего Конюшенного ведомства. - краткая историческая справка. 3. Казанский собор - замечательный памятник архитектуры первой трети XIX века, памятник Отечественной войны 1812 г. 4. Костел Святой Екатерины. 5. Армянская церковь. 6. Гостиный двор. 7. Малая Садовая - одна из пешеходных улиц города. | Материал дается напроезде. | Выезжая на Невский проспект обратить внимание на шпиль Адмиралтейства. Подчеркнуть, что Казанский собор - первый ансамбль Невского проспекта. Дать историческую справку о Невском проспекте. | ||
Площадь Островского | Площадь Островского у сквера напротив театра | Здание Александринского театра, здание Российской национальной библиотеки, памятник Екатерине II | Площадь Отровского. 1. Формирование пл. Островского как театрального центра Петербурга. Академический Александринский театр - композиционный центр площади. Краткая история Александринского театра. 2. Российская национальная библиотека. 3. Памятник Екатерине II, его историческая ценность. | Выход по возможности | При въезде на пл. Островкого дается справка об архитектурном ансамбле. Логическим переходом к следующей остановке может быть мысль о насыщенности театральной жизни Петербурга в начале XX и в первые послереволюционные года. | |
Ул. Зодчего Росси, пл. Ломоносова, наб. р. Фонтанки | Наб. р. Фонтанки, напротив АБДТ | Театр АБДТ | 5-7 мин. | I. АБДТ им. Г.А.Товстоногова. Краткая история рождения театра. II. Петербург в восприятии А. Блока. - Блоковские воспоминания о городе. - "Таинство белых ночей" в творчестве А. Блока. | На проезде даются справки об ул. Зодчего Росси, пл. Ломоносова, мосте Ломоносова. Использовать цитирование из документов, чтение стихов Блока о белых ночах. Продолжение темы - Петербург "белых ночей" | |
Наб.р. Фонтанки, Египетский мост, проспект Римского-Корсакова, Крюков канал. | На проезде по наб.р. Фонтанки дается панорама города, напоминающая о старом Петербурге, а также справки: Троицкий собор, Египетский мост, Эстонская православная церковь, Крюков канал. | |||||
Наб. Крюкова канала | Крюков канал | Каналы, мосты, Никольский Морской собор и его колокольня. | 30 мин. | Коломна. 1. История Коломны. 2. Ансамбль Никольского Морского собора - время и история его создания (С.И. Чевакинский). 3. Органическая связь архитектуры с окружающей средой. | Самостоятельная прогулка 15-20 мин. | Особое внимание обратить на неповторимый облик этой части города, обилие воды, плавное очертание многочисленных мостов и устремленная ввысь колокольня собора. Использовать стихи Пушкина, Ахматовой, ввести в рассказ о Коломне литературных героев Пушкина, Гоголя, Достоевского. Это даст возможность перехода к следующей остановке. |
Проезд по левому берегу канала Грибоедова до Львиного моста | Канал Грибоедова, Львиный мост | Львиный мост | 5-7 мин. | Петербург Достоевского. 1. Панорама канала Грибоедова 2. Петербург в произведениях Ф. М. Достоевского | Краткая справка о канале Грибоедова и Львином мосте. На этой остановке продолжается тема "Петербург и белые ночи". Произведения Достоевского: "Белые ночи", "Преступление и наказание".., т.к. в них действуют не только люди, но и сам город с его светлыми ночами, туманами и дождями, с его улицами, набережными и домами. Эта тема должна звучать далее на проезде. | |
Наб. канала Грибоедова, вознесенский мост, Вознесенский проспект, Казанская ул., пер. Антоненко, Исаакиевская площадь, площадт Декабристов, Английская набережная, театральная площадь, Поцелуев мост, через площадь Труда на мост лейтенанта Шмидта, Унивеситетская набережная. | Памятник Николаю I на Исаакиевской пл., Памятник Петру I на пл. декабристов, Панорама Васильевского о-ва, Дворец Меншикова, Мост Лейтенанта Шмидта. | Рассказ на проезде | На этом проезде необходимо подчеркнуть, что площади, которые видим днём шумными, суетливыми, - сейчас - застывшие, словно окунувшиеся в молочный зыбкий свет белых ночей. Обязательно использовать стихи. | |||
Университетская набережная | Пристань перед Академией художест | Здание Академии художеств, пристань, сфинксы | 15 мин. | Художественное оформление невских берегов. 1. Академия художеств. 2. Пристань, гранитные ступени, сфинксы. | Выход | Рассказ об Академии художеств должен быть предельно кратким. более подробно дать историю появления сфинксов на берегах Невы. одним из вариантов логического перехода может служить мысль об оформлении современных набережных. |
Съездовская линия, Средний и Большой пр., Наличная ул., гостиница "Прибалтийская" или площадь Морской Славы | История Васильевского острова и этапы его формирования. 1. Регулярность застройки. 2. Отражение в названиях улиц, административных и общественных зданий морского характера города. | Рассказ на проезде | Объяснить понятие "регулярная планировка" | |||
Берег Финского залива | Берег Финского залива у гостиницы "Прибалтийская" или пл. Морской Славы | Финский залив, Морской фасад | 30 мин. | Морской фасад Петербурга. 1. Ансамбль у гостиницы "Прибалтийская" или ансамбль площади Морской Славы. 2. Петербург - город-порт. | Выход группы обязателей | Экскурсовод по своему усмотрению выбирает остановку или у гостиницы "Прибалтийская" или на пл. Морской Славы. Показывая Финский залив Балтийского моря обратить внимание на движение судов и ожидание у крайних мостов их разводки. Это и послужит логическим переходом для проезда к любому мосту на Неве. |
Наличная ул., Кожевенная линия, наб. лейтенанта Шмидта | Большая Нева, корабли, мосты | 10 мин. | История строительства в городе разводных мостов. 1. Количество разводных мостов. 2. Принцип разводки мостов. 3. Время разводки. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В заключении еще раз подчеркнуть поэтический облик и своеобразие города в белые ночи. Стихи.