Приступая к педагогическому проектированию целесообразно определить масштаб проектной разработки, который зависит от масштаба рассматриваемых нововведений. Системные инновации - охватывающие всю систему образования или воспитания, или весь образовательный процесс создания новых образовательных систем на федеральном, региональном, муниципальном уровне или уровне учебного заведения. Модульные инновации - рассматриваемые как комплекс частных или локальных инноваций. Частные (отдельные, единичные, локальные) инновации - охватывающие отдельные элементы (педагогические технологии, методы, программы) не связанные между собой в систему.
В начале двадцатого века формировалась новая область знания – наука о новом, нововведении, которая изучала закономерности возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Инновация базируется на новшестве, или нововведении называемой новацией. Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение – это перманентная, т.е. постоянная сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом. Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. Инновация представляет собой материализованный результат. Инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка. Инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
|
Мы подробнее рассмотрим нововведения в социальной сфере, т.е. в образовании, в котором закладываются основы педагогической инноватики. Педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Проблемы создания, развития и распространения педагогических новшеств ученые рассматривают с различных позиций: основ теории инновационных процессов в воспитании, классификации нововведений в образовании, методов и технологий в обучении, развитие инноваций в современной школе и управлении ими. Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.
В тезаурусе для учителя и школьных психологов
«Новые ценности образования» инновационные механизмы развития образования включают:
-создание творческой атмосферы в различных образовательных учреждениях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообществе к новшествам;
-создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
-инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
-интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
|
Специфика педагогических инноваций заключается в том, что «предметом» деятельности является постоянно развивающаяся личность ученика или личность педагога, обладающая неповторимыми особенностями. На совершенствование процесса развития этой личности и должны быть направлены педагогические нововведения. Основной смысл, суть, цель педагогических инноваций заключается в осуществлении изменения с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств обучения с целью развития личности.
Педагогические инновации зависят от объективных условий в виде социального или государственного заказа, ее востребованности в обществе.
Образование представляет собой очень сложную и комплексную деятельность, состоящую из ряда компонентов, которые диалектически между собой связаны, обусловлены и зависимы. Поэтому очень трудно и не результативно внедрять новшества только в некоторые компоненты образования, так как обязательно возникает вопрос о совокупном эффекте от внедряемых новшеств.
Инновационные процессы в педагогике связаны как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, так и со значительными изменениями и развитием общества в целом. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан, поэтому значимым условием эффективной инновационной деятельности является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения.
|
Итак, особенностями и отличительными чертами педагогических инноваций являются:
1. Предмет инновационной деятельности - личность, неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями;
2. Зависимость от объективных условий в виде социального заказа или востребованности обществом;
3. Психологическая готовность педагога к принятию и реализации педагогических инноваций.
Циклы развития инновационных процессов:
- процесс становления характеризуется переосмысливанием имеющегося опыта, его переоценка, выделение новых направлений деятельности, новых идей, ценностных ориентаций, их осмысливание, создание проектов и моделирование новых систем и ситуаций.
- процесс активного формирования включает разработку образовательных проектов на основе моделирования процессов, в которых предполагается осуществить изменения, создания по этим направлениям команд единомышленников, ориентированных на совместное развитие инновации.
- процесс трансформирования предполагает разработку или обеспечение нормативно-правовой основы инновационной деятельности, их распространение и использование
В ходе инновационного процесса формируется инновационный потенциал образовательных систем; их стремление к саморазвитию.
Наибольшее распространение имеют культурно-образовательные инициативы, связанные: с организацией учебного процесса, внедрением новых образовательных технологий, с изменением характера содержания образования, с развитием образовательного учреждения инновационного типа, внедрением механизма общественной экспертизы образовательных проектов
Приведем примерные примеры тем культурно-образовательных инициатив в образовательных учреждениях РС (Я). Сначала рассмотрим, что такое тема культурно-образовательных инициатив. Тема – это «свернутое» в одно предложение основное содержание, изучению которого она посвящена, с помощью ключевых понятий и сущностных связей тема выражает главную идею, мотив, воодушевление исследования. В любых случаях тема педагогического проектирования определяется практикой, нуждами и потребностями самой школы.
Темы культурно-образовательных инициатив:
1. Черкехская школа-лаборатория Таттинского улуса. «Гуманитарная экспертиза как условие выявления культурно-образовательных инициатив».
2.Хоринская средняя общеобразовательная школа Сунтарского улуса.
«Интеграция экологического образования и практического оздоровления учащихся в учебно-воспитательный процесс сельской школы».
3. Эльгетская средняя общеобразовательная школа Верхоянского улуса.
«Организационные формы профильного обучения в условиях северной малокомплектной школы».
4 Чаранская средняя общеобразовательная школа Усть-Алданского улуса.
«Профессиональная ориентация учащихся через углубленное изучение предметов художественно-прикладного направления».
5.Маинская гуманитарная школа Мегино-Кангаласского улуса. «Гуманитарный уклад школы как фактор самосозидания личности».
6. 2-я Мальжегорская средняя общеобразовательная школа Хангаласского улуса.
«Социализация и оздоровление учащихся в условиях сельской политехнической школы».
7.. ДОУ «Мичил» с. Чурапча Чурапчинского улуса.
«Развитие способностей детей на основе этнических традиций».
8. МОУ СОШ № 38 Саха-канадский центр с углубленным изучением языков народов Севера и иностранных языков г. Якутска.
«Многоязычие и поликультурное развитие личности как субъекта диалога культур».
Одним из центральных понятий, связанных с инновационным проектом, является понятие цели и задач проекта.
Цель - это желаемый результат деятельности и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Процесс формирования цели называется целеполаганием. Целеполагание- это логико-конструктивная операция осуществляется в следующем алгоритме: анализ обстановки с ответом в итоге на вопрос: «чего я хочу» à ситуационный анализ, отвечающий на вопрос: «что я могу» à учет на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению анализ «цель-средства» - выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффекта формулировка целей.
Цели должны отвечать следующим требованиям - они должны быть ясными, конкретными реалистичными, ранжируемыми по их значимости, разделимы на более мелкие в зависимости от этапа работы, и диагностируемы, то есть должны иметь измерители (критерии и методики).
Задача - желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Для решения поставленных задач необходимо указать сроки их достижения и задать количественные характеристики желаемого результата.
На основе соответствующих критериев для определения степени достижения цели можно оценивать альтернативные решения по достижению целей инновационного проекта. Цели должны находиться в области допустимых решений проекта.
В управлении инновационными проектами при описании цели проекта должны найти отражение результат проекта, срок окончания, затраты, порядок изменения цели, иерархия зависимых целей. Описание цели инновационного проекта определяет сущность проекта.
Необходимо определить и построить структуру проекта, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации на составные части, необходимые и достаточные для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, организации планирования и контроля процессов составления инновационных проектов и различных его участников.
Инновационный проект, являясь комплексным понятием, содержит следующие базовые элементы:
· · работы представляют собой трудовые процессы, которые направлены на получение результатов и требуют необходимое количество ресурсов и времени. Например, производство, научно-исследовательские работы, поставки;
· · ресурсы - это то количество объектов, которое необходимо для выполнения работ. Существуют человеческие, материальные и информационные ресурсы;
· · результаты - это продукты деятельности, выполняющие цели проекта. Различают прямые и косвенные, промежуточные и окончательные, материальные и нематериальные результаты;
· · риски - потенциальные последствия возмущений, вызванных влиянием внешней среды.
Между данными элементами существует следующая связь: ресурсы используются для выполнения работ, плодами которых являются результаты, содержащие основы ресурсов, а риски в свою очередь воздействуют на ресурсы, работы, результаты.
Каждый инновационный проект от возникновения идеи до полного завершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития, т.е. жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.
Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Другой подход к процессу проектирования предлагает Е.И.Машбиц, рассматривая проектирование на концептуальном, технологическом, операционном уровне и уровне реализации. Утверждая, что с переходом с уровня на уровень происходит уменьшение масштаба проектных задач (и объектов проектирования) и возрастают требования конкретности решений.
На первых двух фазах проектирования допустима фрагментарность, разорванность, несогласуемость отдельных идей и положений, однако не целесообразно осуществлять преждевременное сглаживание до момента полного простраивания модели.
Рассмотрим более подробно содержание отдельных фаз проекта.
Жизненный цикл может делиться на 5 фаз:
концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ возможностей, обоснование осуществимости (обоснование) и планирование проекта;
фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации;
фаза выполнения проекта, включающая работы по его реализации;
фаза завершения проекта, включающая предоставления отчета о ходе и апробации проекта;
эксплуатационная фаза, включающая: презентацию продуктов проекта, расширение, модернизацию, инновацию.
Жизненный цикл инновационного проекта включает следующие стадии:
1. Инициация - Идея
Эта начальная стадия рождения идеи, фундаментальных исследований, которая обычно включает следующие этапы: инициация при возникновении и отборе идеи, научно-исследовательская работа - НИР, сооружение макета, разработка концепции новшества, обоснование инвестиций.
2. Разработка - Модель
После рождения идеи занимаются разработкой новшества: проводят опытно - конструкторские работы (ОКР), разрабатывают технологии, методы. Далее новшество требует документального оформления, создаются опытные образцы и проводятся испытания, а также необходимо учесть правовую защиту новых решений. Данная стадия обычно включает этапы разработки технико - экономического обоснования (ТЭО): задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО, согласование, экспертиза и утверждение ТЭО.
И наконец, на данной стадии принимают окончательное решение об инвестировании.
3. Реализация - Производство
Реализация идеи и создание (производство) новшества.
4. Распространение - Продвижение
Под этой стадией понимают диффузию, распространение и распределение новшества - маркетинговая логистика новшества.
5. Потребление - Завершение
На завершающей стадии проходят следующие процессы: потребление новшества, развитие продукта и технологии, завершение проекта.
Таким образом, Жизненныйцикл проекта - промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения.
Основные причины неудачной реализации проектов (Опыт всемирного банка):
-отсутствие четко определенных целей проекта!
-недостаточный учет внешней среды;
-отсутствие эффективной системы управления проектом;
-недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта.
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого утверждения балл:
5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - да или нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
· Ваше отношение к педагогическим инновациям
— нужны, помогают в работе рядовым педагогам
— дезориентируют педагогов
— вредят образовательному учреждению
· Ваша информированность о педагогических инновациях
— знаю новые приемы педагогического воздействия
— знаю новые педагогические технологии
— знаю систему работы педагога - новатора
· Ваше мнение об информации по проблемам инноваций?
— нет никакой информации
— мало информации и ее трудно получить
— информация противоречива, ее трудно получить
— информация полная, исчерпывающая, качественная
· С какой целью Вы можете использовать педагогические инновации?
— чтобы попробовать что-то новое
— чтобы сделать занятие интересным
— чтобы сделать свою работу эффективной
— чтобы разрешить актуальные проблемы учреждения
Тест:
1. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…
· локальные, модульные, системные
· внешние, внутренние, ресурсные
· ресурсные, образовательные, содержательные
· организационные, дидактические, методические
2. Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется…
· инновационным
· преобразовательным
· творческим
· передовым
3. Инновации являются результатом…
· научного поиска
· социально-политических изменений
· выполнения заказа администрации
· непроизвольно полученным при развитии учреждения
4. Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и) …
· инновациями
· опытом
· реформами
· мастерством
5. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…
· содержании образования
· структуре системы образования
· оборудовании учебных заведений
· статусе образования