Тема: Специфические черты инновационного проектирования




Приступая к педагогическому проектированию целесообразно опреде­лить масштаб проектной разработки, который зависит от масштаба рассматриваемых нововведений. Системные инновации - охватывающие всю систему образования или воспитания, или весь образовательный процесс создания новых образовательных систем на федеральном, региональном, муниципальном уровне или уровне учебного заведения. Модульные инно­вации - рассматриваемые как комплекс частных или локальных иннова­ций. Частные (отдельные, единичные, локальные) инновации - охватываю­щие отдельные элементы (педагогические технологии, методы, программы) не связанные между собой в систему.

В начале двадцатого века формировалась новая область знания – наука о новом, нововведении, которая изучала закономерности возникновения, развития и внедрения новшеств в материальном производстве. Инновация базируется на новшестве, или нововведении называемой новацией. Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.д.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение – это перманентная, т.е. постоянная сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом. Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. Инновация представляет собой материализованный результат. Инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка. Инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Мы подробнее рассмотрим нововведения в социальной сфере, т.е. в образовании, в котором закладываются основы педагогической инноватики. Педагогическая инноватика – сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Проблемы создания, развития и распространения педагогических новшеств ученые рассматривают с различных позиций: основ теории инновационных процессов в воспитании, классификации нововведений в образовании, методов и технологий в обучении, развитие инноваций в современной школе и управлении ими. Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизую­щиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образова­ния и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широ­кого пространства образования.

В тезаурусе для учителя и школьных психологов

«Новые ценности образова­ния» инновационные механизмы развития образования включают:

-создание творческой атмосферы в различных образовательных учреж­дениях, культивирования интереса в научном и педагогическом сообще­стве к новшествам;

-создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

-инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

-интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и эк­спериментальных образовательных систем.

Специфика педагогических инноваций заключается в том, что «предметом» деятельности является постоянно развивающаяся личность ученика или личность педагога, обладающая неповторимыми особенностями. На совершенствование процесса развития этой личности и должны быть направлены педагогические нововведения. Основной смысл, суть, цель педа­гогических инноваций заключается в осуществлении изменения с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств обучения с целью развития личности.

Педагогические инновации зависят от объективных условий в виде социального или государственного заказа, ее востребован­ности в обществе.

Образование представляет собой очень сложную и комплексную дея­тельность, состоящую из ряда компонентов, которые диалектически между собой связаны, обусловлены и зависимы. Поэтому очень трудно и не ре­зультативно внедрять новшества только в некоторые компоненты образования, так как обязательно возникает вопрос о совокупном эффекте от внедряемых новшеств.

Инновационные процессы в педагогике связаны как с социальным заказом и имеющимися в теоретических исследованиях и но­ваторском опыте средствами, способными обеспечить его выполнение, так и со значительными изменениями и развитием общества в целом. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и преоб­разованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, кото­рый с этими новшествами связан, поэтому значимым условием эффективной инновационной деятельности является психологи­ческая готовность педагогов к принятию системного нововведения.

 

Итак, особенностями и отличительными чертами педагогических инно­ваций являются:

1. Предмет инновационной деятельности - личность, неповторимая, развивающаяся, обладающая специфическими особенностями;

2. Зависимость от объективных условий в виде социального заказа или востребованности обществом;

3. Психологическая готовность педагога к принятию и реализации педа­гогических инноваций.

Циклы развития инновационных процессов:

- процесс становления характеризуется переосмысливанием имеющегося опыта, его переоценка, выделение новых направлений деятельности, новых идей, ценностных ориентаций, их осмысливание, создание проектов и моделирование новых систем и ситуаций.

- процесс активного формирования включает разработку образовательных проектов на основе моделирования процессов, в которых предполагается осуществить изменения, создания по этим направлениям команд единомышленников, ориентированных на совместное развитие инновации.

- процесс трансформирования предполагает разработку или обеспечение нормативно-правовой основы инновационной деятельности, их распространение и использование

В ходе инновационного процесса формируется инновационный потенциал образовательных систем; их стремление к саморазвитию.

Наибольшее распространение имеют культурно-образовательные инициативы, связанные: с организацией учебного процесса, внедрением новых образовательных технологий, с изменением характера содержания образования, с развитием образовательного учреждения инновационного типа, внедрением механизма общественной экспертизы образовательных проектов

Приведем примерные примеры тем культурно-образовательных инициатив в образовательных учреждениях РС (Я). Сначала рассмотрим, что такое тема культурно-образовательных инициатив. Тема – это «свернутое» в одно предложение основное содержание, изучению которого она посвящена, с помощью ключевых понятий и сущностных связей тема выражает главную идею, мотив, воодушевление исследования. В любых случаях тема педагогического проектирования определяется практикой, нуждами и потребностями самой школы.

Темы культурно-образовательных инициатив:

1. Черкехская школа-лаборатория Таттинского улуса. «Гуманитарная экспертиза как условие выявления культурно-образовательных инициатив».

2.Хоринская средняя общеобразовательная школа Сунтарского улуса.

«Интеграция экологического образования и практического оздоровления учащихся в учебно-воспитательный процесс сельской школы».

3. Эльгетская средняя общеобразовательная школа Верхоянского улуса.

«Организационные формы профильного обучения в условиях северной малокомплектной школы».

4 Чаранская средняя общеобразовательная школа Усть-Алданского улуса.

«Профессиональная ориентация учащихся через углубленное изучение предметов художественно-прикладного направления».

5.Маинская гуманитарная школа Мегино-Кангаласского улуса. «Гуманитарный уклад школы как фактор самосозидания личности».

6. 2-я Мальжегорская средняя общеобразовательная школа Хангаласского улуса.

«Социализация и оздоровление учащихся в условиях сельской политехнической школы».

7.. ДОУ «Мичил» с. Чурапча Чурапчинского улуса.

«Развитие способностей детей на основе этнических традиций».

8. МОУ СОШ № 38 Саха-канадский центр с углубленным изучением языков народов Севера и иностранных языков г. Якутска.

«Многоязычие и поликультурное развитие личности как субъекта диалога культур».

Одним из центральных понятий, связанных с инновационным проектом, является понятие цели и задач проекта.

Цель - это желаемый результат деятельности и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Процесс формирования цели называется целеполаганием. Целеполагание- это логико-конструктивная операция осуществляется в следующем алгоритме: анализ обстановки с ответом в итоге на вопрос: «чего я хочу» à ситуационный анализ, отвечающий на вопрос: «что я могу» à учет на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению анализ «цель-средства» - выяснение имеющихся для удовлетворения этих потребностей и интересов ресурсов выбор потребностей и интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффекта формулировка целей.

Цели должны отвечать следующим требо­ваниям - они должны быть ясными, конкретными реалистичными, ранжируемыми по их значимости, разделимы на более мелкие в зависимости от этапа работы, и диагностируемы, то есть должны иметь измерители (критерии и методики).

Задача - желаемый результат деятельности, достижимый за намечен­ный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Для решения поставленных задач необходимо указать сроки их достижения и задать ко­личественные характеристики желаемого результата.

На основе соответствующих критериев для определения степени достижения цели можно оценивать альтернативные решения по дос­тижению целей инновационного проекта. Цели должны находиться в обла­сти допустимых решений проекта.

В управлении инновационными проектами при описании цели проекта должны найти отражение результат проекта, срок окончания, затраты, порядок изменения цели, иерар­хия зависимых целей. Описание цели инновационного проекта определя­ет сущность проекта.

Необходимо определить и построить структуру проекта, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации на составные части, необходимые и достаточные для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, орга­низации планирования и контроля процессов составления инновационных проектов и различных его участников.

Инновационный проект, являясь комплексным понятием, содержит следующие базовые элементы:

· · работы представляют собой трудовые процессы, которые направлены на получение результатов и требуют необходимое количество ресурсов и времени. Например, производство, научно-исследовательские работы, поставки;

· · ресурсы - это то количество объектов, которое необходимо для выполнения работ. Существуют человеческие, материальные и информационные ресурсы;

· · результаты - это продукты деятельности, выполняющие цели проекта. Различают прямые и косвенные, промежуточные и окончательные, материальные и нематериальные результаты;

· · риски - потенциальные последствия возмущений, вызванных влиянием внешней среды.

Между данными элементами существует следующая связь: ресурсы используются для выполнения работ, плодами которых являются результаты, содержащие основы ресурсов, а риски в свою очередь воздействуют на ресурсы, работы, результаты.

Каждый инновационный проект от возникновения идеи до полного за­вершения проходит ряд последовательных ступеней своего развития, т.е. жизненный цикл проекта (промежуток времени между момен­том появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования про­блем финансирования работ по проекту и принятия соответству­ющих решений.

Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Другой подход к процессу проектирования предлагает Е.И.Машбиц, рас­сматривая проектирование на концептуальном, технологическом, операци­онном уровне и уровне реализации. Утверждая, что с переходом с уровня на уровень происходит уменьшение масштаба проектных задач (и объек­тов проектирования) и возрастают требования конкретности решений.

На первых двух фазах проектирования допустима фрагментарность, разорванность, несогласуемость отдельных идей и положений, однако не целесообразно осуществлять преждевременное сглаживание до момента полного простраивания модели.

Рассмотрим более подробно содержание отдельных фаз проекта.

Жизненный цикл может делиться на 5 фаз:

концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ возможностей, обоснование осуществимости (обоснование) и пла­нирование проекта;

фаза разработки проекта, включающая определение струк­туры работ и исполнителей, построение календарных гра­фиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации;

фаза выполнения проекта, включающая работы по его реализации;

фаза завершения проекта, включающая предоставления отчета о ходе и апробации проекта;

эксплуатационная фаза, включающая: презентацию продуктов проекта, расширение, модернизацию, инновацию.

Жизненный цикл инновационного проекта включает следующие стадии:

1. Инициация - Идея

Эта начальная стадия рождения идеи, фундаментальных исследований, которая обычно включает следующие этапы: инициация при возникновении и отборе идеи, научно-исследовательская работа - НИР, сооружение макета, разработка концепции новшества, обоснование инвестиций.

2. Разработка - Модель

После рождения идеи занимаются разработкой новшества: проводят опытно - конструкторские работы (ОКР), разрабатывают технологии, методы. Далее новшество требует документального оформления, создаются опытные образцы и проводятся испытания, а также необходимо учесть правовую защиту новых решений. Данная стадия обычно включает этапы разработки технико - экономического обоснования (ТЭО): задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО, согласование, экспертиза и утверждение ТЭО.

И наконец, на данной стадии принимают окончательное решение об инвестировании.

3. Реализация - Производство

Реализация идеи и создание (производство) новшества.

4. Распространение - Продвижение

Под этой стадией понимают диффузию, распространение и распределение новшества - маркетинговая логистика новшества.

5. Потребление - Завершение

На завершающей стадии проходят следующие процессы: потребление новшества, развитие продукта и технологии, завершение проекта.

Таким образом, Жизненныйцикл проекта - промежуток времени между момен­том появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения.

Основные причины неудачной реализации проектов (Опыт всемирного банка):

-отсутствие четко определенных целей проекта!

-недостаточный учет внешней среды;

-отсутствие эффективной системы управления проектом;

-недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта.

 

 

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого утверждения балл:

5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 - скорее соответствует, чем нет;

3 - да или нет;

2 - скорее не соответствует;

1 - не соответствует.

 

· Ваше отношение к педагогическим инновациям

— нужны, помогают в работе рядовым педагогам

— дезориентируют педагогов

— вредят образовательному учреждению

 

· Ваша информированность о педагогических инновациях

— знаю новые приемы педагогического воздействия

— знаю новые педагогические технологии

— знаю систему работы педагога - новатора

 

· Ваше мнение об информации по проблемам инноваций?

 

— нет никакой информации

— мало информации и ее трудно получить

— информация противоречива, ее трудно получить

— информация полная, исчерпывающая, качественная

 

· С какой целью Вы можете использовать педагогические инновации?

— чтобы попробовать что-то новое

— чтобы сделать занятие интересным

— чтобы сделать свою работу эффективной

— чтобы разрешить актуальные проблемы учреждения

 

 

Тест:

1. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…

· локальные, модульные, системные

· внешние, внутренние, ресурсные

· ресурсные, образовательные, содержательные

· организационные, дидактические, методические

2. Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется…

· инновационным

· преобразовательным

· творческим

· передовым

3. Инновации являются результатом…

· научного поиска

· социально-политических изменений

· выполнения заказа администрации

· непроизвольно полученным при развитии учреждения

4. Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и) …

· инновациями

· опытом

· реформами

· мастерством

 

5. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…

· содержании образования

· структуре системы образования

· оборудовании учебных заведений

· статусе образования

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: