Ян Саудек и Сара Саудкова




Ян Саудек

 

В 1958 году Саудек женился на школьной подруге по имени Мария. До Яна девушка встречалась с его братом, но Карел хотел свободных отношений без обязательств, а Ян, хотя и понимал брата, мечтал о семье и детях. В качестве свадебного подарка супруга подарила мужу фотоаппарат Flexaret 6х6, который он использовал ещё многие годы спустя.

Семейное счастье Марии и Яна длилось недолго — Саудека тянуло к другим женщинам. Он легко знакомился с девушками и приглашал их на обнажённую съёмку, хотя соглашались далеко не все. В ранних работах Саудека главными героинями часто выступали его любовницы и подруги, а порой он нанимал для съёмок проституток.

Со временем Саудек всё больше отдалялся от семейной жизни. Он пропадал в компаниях, выпивал и спал с героинями своих фоторабот. Через несколько лет брака Мария разочаровалась в муже и ушла от него к чешскому художнику Милану Книжаку. После развода Саудек лишился единственного жилья, оформленного на супругу.

Расставшись с Марией, Саудек продолжал много фотографировать. Его всё больше привлекала работа с нагим телом. Стыдного в естестве Саудек ничего не видел, но его деятельность не вписывалась в идеологию партии Чехословацкой ССР. Правительство контролировало творческое самовыражение писателей, музыкантов, художников и фотографов тех лет. Его работы были слишком откровенными, слишком свободными, а образ жизни — распутным.

Я никогда не старался навязывать свои снимки кому бы то ни было и не ходил по редакциям с просьбами — всё равно они бы меня вышвырнули. Что-то было в моих снимках, что вызывало враждебное отношение ко мне у товарищей. Никто не мог толком объяснить, но в целях безопасности они просто наложили запрет на всё, что я делал.

Ян Саудек

 

В 1963 году фотохудожник познакомился с книгой фотографий под редакцией Эдварда Стайхена «Род человеческий». В издании содержалось 500 фотографий 273 фотографов из 68 стран мира. Эти работы вдохновили Саудека продолжать работать, несмотря на запреты со стороны власти. На становление его как фотохудожника повлияла и музыка — он часами слушал композиции Rolling Stones, Боба Дилана, Роя Орбисона.

В 1968 году началась «Пражская весна», а с ней пришли реформы расширения гражданских прав и свобод. Цензура на время ослабла, благодаря чему Саудек получил визу в США. В Чикаго он встретился с куратором отдела фотографии в Art Institute Хью Эдвардом. Тот разглядел в чехе талант и убедил его продолжать заниматься фотографией. Вскоре в Университете штата Индиана прошла первая зарубежная выставка Саудека. С тех пор он стал желанным гостем на Западе.

Однако на родине Саудек оставался обычным работником печатной фабрики. В конце 1960-х и начале 1970-х годов Саудек не мог просто фотографировать и жить на доходы с продажи работ — за это ему грозило наказание за «тунеядство». В те годы он жил в тёмном сыром подвале, единственное окно которого выходило на облупленную серую стену.

«Это окно означало для меня свободу», — позже рассказывал фотохудожник.

 

Годы в подвале наложились на личную трагедию — в 1971 году от тяжёлой болезни едва не умер маленький сын Саудека — Дэниел. А в 1976 году его бывшая жена Мария скончалась от сердечного приступа. В этом же году умер пожилой отец фотохудожника. На фоне этого он впал в депрессию и стал употреблять наркотики, в итоге едва не покончив с собой.

Я приходил на работу в шесть утра, а потом ещё оставался на сверхурочные. Я не понимаю теперь, как мог выдержать десятилетие такой жизни. В конце этого тоннеля не было ни малейшего проблеска света. [...]

Надо копать землю не переставая — метром ниже, быть может, и закопан клад, который ты ищешь. Нельзя сдаваться, нужно копать и копать.

Ян Саудек

Справившись с душевными проблемами, Саудек всё больше работал над созданием фотографий с обнажёнными моделями. Властям это не нравилось, но тюрьма обходила его стороной, так как большая часть гонораров Саудека за зарубежные выставки и продажу фотокартин поступала в чехословацкую казну в конвертируемой валюте, а автор получал их меньшую часть в кронах.

Служба внешней разведки следила за фотохудожником и неоднократно предлагала ему сотрудничество. Ему бы якобы предоставляли возможность спокойно заниматься фотографией, зарабатывать на этом и ездить на выставки за границу. А в обмен спецслужбы хотели, чтобы Саудек сотрудничал с полицией против своих коллег, став информатором. Он всякий раз отказывался, за что, по словам фотохудожника, его избивали на допросах.

До нашей «бархатной революции» меня часто допрашивали в госбезопасности — StB, это как КГБ. Они разыскивали мои фотографии, интересовались ими, хотели знать, что они означают, потому что многие из них уже были опубликованы на Западе.

Я утверждал, что эти фотографии делал мой дедушка в прошлом веке. Они действительно так выглядели, кроме тех, где я стою с автоматом в руках. Наконец, госбезопасность оставила меня в покое. Но с тех пор я помечаю свои работы 19 веком.

Ян Саудек

Пока Саудек пытался примириться с властями, его слава за пределами Чехословакии множилась. С 1973-го по 1990 годы в зарубежных залах прошло 77 выставок фотографий и картин Саудека. В родной Чехословакии за этот же период их было всего три. Он передавал свои фотокартины контрабандой за рубеж для продажи или для экспоната выставки.

Порой его обманывали и не платили. Часть эротических фотографий разошлись пиратскими копиями на открытках по Бельгии и Нидерландам — за них он также ничего не получил. А его главной отдушиной, помимо фотографии, оставались женщины. После Марии он дважды женился и завел несколько детей — и в браке, и вне его.

Однако даже с возлюбленными Саудек не был так открыт, как с братом-близнецом. На протяжении жизни и творчества они не прерывали общение, поддерживая друг друга. В 2015 году Карел скончался после продолжительной комы из-за несчастного случая. Его смерть стала для фотохудожника тяжёлым ударом.

Без сомнения, это величайшая любовь всей моей жизни. Это не может сравниться с любовью к женщинам и детям. К некоторых из моих детей. Я не могу сравнивать. Это была абсолютная любовь. Кристальной чистоты. Исключительно сильная. Мой брат был более известным, более талантливым, с крепчайшей волей.

Ян Саудек

 

Ян Саудек и Сара Саудкова

В 1984 году Саудек с помощью коллег-художников попал в Союз чешских визуальных художников. Членство в этом союзе позволяло заниматься только искусством без преследования по статье «за тунеядство». Долгие 30 лет он тратил время на выполнение обязанностей простого рабочего, но эта пора закончилась. Но слежка тайной полиции за ним всё равно продолжалась.

Для творчества фотохудожнику выделили небольшую веранду, которую он частично переоборудовал в студию. Теперь в его доме хватало окон и света. Одну из стен он перекрасил в грязно-охровые тона — она стала фоном для большинства его работ.

В 2015 году вышел художественный фильм режиссёра Ирены Павлавсковой «Фотограф», повествующий о жизни Саудека. Он участвовал в написании сценария, уделив время и своим, возможно, самым неоднозначным отношениям с Сарой Саудковой. Она некогда была помощницей автора, затем — любовницей, и, по словам Саудека, позже обманом оформила авторские права на все его произведения.

Для этого, как утверждает фотохудожник, женщина воспользовалась его частыми пьяными загулами. В 2005 году она обманом убедила его подписать документы на передачу авторских прав на свои картины и фотографии, а также доверенность на все счета, где хранились его сбережения. По вине неосторожности или хитрости Сары, но фотохудожник стал получать лишь 15% дохода с продаж своих произведений и проведения выставок.

Позже Сара забеременела и родила ребёнка от старшего сына Саудека — Самюеля, начав снимать в подобной стилистике, что и бывший возлюбленный.

В 2012 году Верховный суд Праги постановил, что документы, которые подписал Саудек, составлены неверно и не несут юридической силы. Авторские права на работы в полном объёме вернулись к фотохудожнику. Сам он заявил, что не держит зла на бывшую подругу. Лично они не общаются, все деловые вопросы решают через электронную почту.

У них есть даже совместный официальный сайт, где представлена основная часть коллекция фотографий и картин каждого в хронологическом порядке.

 

Самое ужасное, что в этом [процессе] участвовали близкие члены семьи. И речь шла не о высших принципах или гневе, из-за, к примеру, сложной любовной истории: речь шла только о деньгах, что кажется мне очень печальным.

Суды не сломили меня, но породили отвращение, и я перестал верить [в фотографию]. Это стало лишь способом выживания. Но не думаю, что за [прошедшие] семь лет я сделал хоть один достойный снимок. Это был психологический блок. Не думаю, что смогу быстро восстановиться после такого.

Ян Саудек

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: