Специальная помощь ребенку с РАС – обучение социально – бытовым навыкам.




Навыки самообслуживания в дошкольном возрасте формируются естественным путем, дети начинают подражать родителям, пробовать что-то сделать самостоятельно. Естественное формирование навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра затруднено. Навыки формируются тяжело, продолжительно и требуют постоянного закрепления.

Ребёнку требуются специально организованные условия обучения и многократное, совместное с взрослым «проигрывание» повседневных социальных и бытовых ситуаций. Случаи неуспеха могут вызывать стойкий протест, замыкание и отказ ребёнка против повторной попытки повторить действие. Основная нагрузка по организации бытового поведения у особенных детей будет на родителях, поскольку с ними ребенок проводит большую часть времени. Именно они закрепляют навыки, полученные на занятиях со специалистом, именно они организуют среду, необходимую для ребенка.

Члены семьи, где растет ребенок, со временем привыкают постоянно оказывать ему помощь во всем, от подмывания и кормления с ложки до одевания и других действий, которым при должном упорстве его можно обучить. Уже с младенчества родители дают малышу подсказки, модифицируют его близкое окружение для повышения комфорта, дают поощрения в момент эмоциональных всплесков вместо того, чтобы успокоить более рациональными методами. Лечение аутизма в домашних условиях требует не только всесторонней диагностики, но и особой подготовки родителей.

Такие действия приводят к тому, что мама и папа привыкают всестороннее помогать своему малышу, чтобы ему было, как можно легче прожить очередной день. Чрезмерная продолжительная забота, которая распространяется на максимальное количество аспектов жизни, может спровоцировать замедление развития и ухудшить навыки самообслуживания у ребенка.

Ошибка многих родителей заключается и в том, что им проще выполнить действие вместо ребенка, чем научить его. А ведь отдаление от родителей в будущем — это один из важнейших этапов в становлении самостоятельной личности. Уже с малых лет малыша нужно обучать, как заботиться о себе, как успокаивать себя и решать возникающие вопросы. Если этого не происходит, то, как правило, виноваты родители. Для многих отпустить в самостоятельную жизнь ребенка является эмоционально сложной задачей.

Поведенческие терапевты отмечают, что часто семья неправильно выставляет приоритеты в вопросах коррекции поведения малыша. Например, они обеспокоены вспышками агрессии и плохим поведением в общественных местах, но при этом их не заботит тот факт, что у него отсутствуют навыки самообслуживания в достаточно позднем возрасте (например, девятилетний ребенок просит его вытереть после акта дефекации или двенадцатилетний все еще не умеет застегивать пуговицы). Таким образом, наиболее распространенными ошибками родителей особенных детей являются:

· неспособность рационально расставлять приоритеты при коррекции поведения;

· нежелание повышать количество автономных действий малыша;

· слишком завышенные требования и ожидания;

· отклонения от плана коррекции;

· отсутствие единой программы действий между ведущим специалистом и родителями (когда АБА-консультант подбирает проблемы индивидуальную тактику терапии, а родители отказываются продолжать лечение в домашних условиях);

· недостаточная мотивация.

Чем организованнее и самостоятельнее ребенок, тем легче не только ему, но и близким. Никто не говорит, что процесс обучения будет легким. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, то перестаньте делать за него то, что он в состоянии сделать сам. Здесь важно не концентрироваться на негативных проявлениях диагноза (инвалидность, конфликты, плохая коммуникация с окружающими). Подавленное состояние мамы и папы из-за неудач малыша негативно сказывается на эмоциональном состоянии всех членов семьи.

Чтобы достичь успеха, нужно отказаться от завышенных ожиданий и принять своего ребенка таким, какой он есть. Если действовать, опираясь на уже хорошо развитые навыки, учитывать интересы малыша и создать вокруг него доброжелательную атмосферу, то положительные результаты не заставят себя ждать.

Каким навыкам самообслуживания нужно учить детей? Одевание. Сюда относится умение соотносить верх и низ одежды (штаны одеваем на ноги, в рубашку просовываем руки), завязывать шнурки, обувать обувь на липучках и молнии, самостоятельно надевать верхнюю одежду, застегивать ее. Также ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться, например, когда приходит с улицы.

Гигиена. Она включает комплексное использование ванной комнаты — умывание с мылом и без, мытье рук, вытирание полотенцем, открывание и закрывание крана.

Уход за собой. В основном это действия, которые позволяют выглядеть опрятно, например, расчесывание (расческой или щеткой для волос), чистка зубов, использование гигиенической помады и проведение других базовых гигиенических процедур.

Прием пищи. Один из важнейших базовых критериев самостоятельности, который включает развитие навыков самообслуживания у детей, таких как умелое использование посуды (борщ наливать в глубокую тарелку, второе накладывать в мелкую), питье из стакана или через соломинку, тщательное пережевывание пищи с закрытым ртом и др.

Использование туалета. Умение самостоятельно вытираться, проситься в туалет, а не писать в штанишки, не бояться пользоваться общественными уборными комнатами и т.д.

Независимость и автономность. Наиболее труднодостижимый навык, но именно благодаря ему ребенок становится социальным. Предполагает умение делать выбор, уметь говорить “нет”, понимать желания и чувства других людей.

Необходимо также проверить доступность всех необходимых материалов. Например, при умывании найти удобное место для мыла, зубной щетки, проверить, какой рукой лучше держать щетку. Эти детали, не имеющие большого значения для взрослых или для обычных детей, могут оказаться критическими при обучении особого ребенка – моторно неловкого, с трудностями произвольного сосредоточения, проблемами организации целенаправленного поведения. Также, нередки трудности в адаптации ребенка к быту семьи, его отказ что-то сделать связаны со сверхчувствительностью и страхами. Он может бояться ходить в туалет из-за шума спускаемой из бачка воды, заходить в ванную из-за звуков в трубах, мыться, если вода однажды попала ему в глаза, одеваться, так как ему мешают жесткие швы на рубашке или в прошлом его испугал узкий воротник свитера, идти гулять, потому что ему болезненно неприятен вид какого-нибудь предмета на лестнице или он боится соседской собаки или лифта.

Подобный негативизм может быть преодолен, если близкие понимают, что стоит за отказом ребенка, терпеливо ободряют его, подчеркивая, какой он уже большой и сильный, дают ему возможность освоиться в пугающей ситуации. Можно рассказать, почему шумит вода, рассказать, как она идет к нам из реки и убегает в море, дать поэкспериментировать с краном. Можно научить ребенка пользоваться гибким шлангом, самому регулировать поток воды при мытье, помыть голову кукле. Можно вместе покататься в лифте. Ребенок может преодолеть свой страх, если почувствует себя хозяином ситуации: "Мы идем гулять, а бедная собачка там, за дверью, лает, слышишь, это ей гулять хочется, жалко ее, правда? Ничего, собачка, придут твои хозяева, и ты погуляешь". Под эти слова ребенок легче пройдет мимо пугающей его двери и в следующий раз может уже охотнее идти "жалеть собачку".

Таким образом, можно выделить следующие рекомендации для правильной организации пространства при обучении ребенка конкретному навыку:

• четкий отбор предметов, необходимых для обучения;

• наличие пространственной зоны, в которой будет проходить обучение;

• доступное расположение предметов, нужных для этого навыка;

• расположение в соответствующей зоне предметов, необходимых для обучения данному навыку при минимальном количестве предметов, не имеющих к нему отношения;

• отсутствие в данной зоне пространства предметов, способных легко привлечь внимание;

• видимое отличие предметов, нужных для того, чтобы обучить ребенка требуемому навыку, от других объектов;

• визуальное (наглядное) расписание дня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: