Строй жизни восточных славян и его эволюция в предгосударственную эпоху




Методические указания

Во второй теме «Восточные славяне в Древности» внимание следует обратить на множество концепций происхождения и прародины славян, а также на трактовки происхождения ключевых понятий – «славяне» и «Русь». Студентам следует уяснить тот факт, что все многообразие теорий славянского этногенеза строго классифицируется на две категории: 1) автохтонная концепция (славяне как этнос сформировался на территории Восточно-Европейской равнины и являлись ее исконным населением (Б.А. Рыбаков); 2) миграционная (славяне пришли на Восточно-европейскую равнину). Миграционная теория в свою очередь подразделяется на: а) «дунайскую» (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский); б) «прибалтийскую» (М.В.Ломоносов, А.Г.Кузьмин); в) «висло-одерско-днепровскую» (М.С.Шумилов, С.П.Рябинкин).

Среди этимологий термина «славяне» наиболее авторитетной является трактовка Б.А.Рыбакова, представившего это понятие как двухсложное слово: «слы – вене», то есть представители земли Вене, древней родины славянского народа.

Термин «Русь» имеет также множество трактовок, как отечественного, так и зарубежного происхождения: 1) «днепровско-киевская» (от названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева (М.Н.Тихомиров, Б.А.Рыбаков); 2) «южно-балтийская» (от старого названия реки Неман – Руса (М.В.Ломоносов, Н. М.Карамзин, М.П.Погодин, А.Н.Сахаров); 3) «азово-причерноморская» (от аланских кланов русхасам (Г.В.Вернадский, А.Г.Кузьмин); 4) «скандинавская» (от финского ruotsi – Швеция, от древнеисландского rohts – гребцы, мореходы (А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер); 5) «южно-германская» (от древненемецкого ruzzia – заимствовано из славянских языков (А.В.Назаренко).

Студентам следует ответить также на следующие вопросы:

1) Когда началось выделение древнейших славян из индоевропейского этнического праединства?

2) Как уточняет теорию славянского этногенеза концепция Б.А.Рыбакова?

3) Когда и почему произошло разделение славян на три ветви?

4) Каков был характер этнической консолидации восточных славян?

5) Какие сдвиги в образе жизни произошли у восточных славян в эпоху их этнической консолидации?

Таким образом, главное, на что следует обратить внимание при изучении темы, обуславливается двумя генеральными тенденциями рассматриваемой эпохи VI- середины IX веков: 1) образованием ветви восточных славян и консолидации восточнославянских племен в древнерусскую народность; 2) разложением первобытного строя жизни и рождением первых протогосударственных образований в виде племенных княжеств.

Лекция

Этногенез славян

Ранний период. Генезис славянского народа является составной частью сложного процесса этногенеза народов Евразии. Праславяне принадлежали к древнему индоевропейскому единству, сложившемуся в Евразии на стадии неолита (нового каменного века V-IV тыс. до н.э.) и энеолита (меднокаменного века рубежа IV-III тыс. до н.э.). Еще неразделенное этноязыковое индоевропейское сообщество локализовалось в зоне, пригодной для занятия земледелием. Академик Б.А.Рыбаков считал прародиной индоевропейцев компактную зону северо-восточной части Балкан и территорию Малой Азии. На Днепре первая культура земледельцев получила название Трипольской. Она развивалась в эпоху энеолитаи имела далекие связи со средиземноморским бассейном, дунайскими землями и Кавказом. Орнамент трипольских сосудов и многие другие элементы культуры были восприняты праславянами, образовавшимися позднее в соприкосновении с трипольской зоной.

В эпоху бронзового века на рубеже III-II тыс. до н.э., когда в Евразии развилось отгонное скотоводство, индоевропейские племена широко разошлись в поисках пастбищ для животных и расселились не только в Европе, но и в Средней Азии, Северной Индии, на Среднем Востоке (Иран). Так произошло разделение индоевропейцев на этноязыковые группы: 1) кельтскую, 2) германскую, 3) славянскую, 4) романскую, 5) греческую, 6) балтийскую и 7) индоиранскую.

Об этом раннем этапе славянского этногенеза нам почти ничего доподлинно неизвестно. По мнению археологов, праславян бронзового века представляла Фатьяновская культура Волго-Окского междуречья первой половины II тыс. до н.э. Это была культура пришлых оседлых скотоводов, знавших бронзу. Она получила свое название по первой находке (1873) у деревни Фатьяново в Ярославской области. Характерным признаком культуры являются могильники на высоких холмах, которые повсеместно встречаются в Московской и Тверской областях. В могилах устраивались прямоугольные погребальные камеры из дерева или бересты. Сюда клали покойника, завернутого в шкуру или бересту, верх сооружения покрывали настилом из бревен. Везде в таких захоронениях присутствует погребальный инвентарь. Фатьяновцы использовали сверленые и шлифованные орудия ладьеобразной формы и топоры с вислыми обухами.

Локализовавшаяся в лесостепной и степной зонах археологическая культура полей погребения железного века (первая половина I тыс.н.э.) многими учеными рассматривается как уже исключительно праславянская. Она состояла из нескольких культур с преобладанием обряда кремации, среди которых выделялась Черняховская в Нижнем Поднепровье. Но и она еще оставалась синкретическим этническим образованием. По керамике, погребальному обряду и жилищу археологи выделяют внутри нее дакские, скифские, сарматские, готские и славянские элементы. Иллюзию общности создавал фактор принадлежности черняховской зоны к образовавшемуся в первой половине I тыс.н.э. северо-причерноморскому готскому союзу племен.

Славянская зона этногенеза тесно соприкасалась с иранской, угро-финнской и тюркской ареалами распространения. Племена, говорившие на праиранских языках, относившихся к индоевропейской семье народов, уже в эпоху энеолита заселили всю степную зону Евразии. Это были киммерийцы, скифы, сарматы, саки, массагеты. Они заняли пространства Средней Азии, степи Западной Сибири, Причерноморья, Приазовья, Северного Кавказа. Примерно в то же время началось продвижение из Восточной Сибири в Приуралье, Прикамье, лесное Поволжье, Волго-Окское междуречье, Восточную Прибалтику и северо-восток Скандинавии угро-финнских племен урало-самодийской языковой семьи, с которыми связывают Дьяковскую культуру бронзового века, вошедшую в соприкосновение с праславянами.

Прародиной тюркских народов алтайской языковой семьи были степи Центральной Азии, откуда они продвигались в Сибирь, на Урал, Поволжье, Среднюю Азию и на Кавказ. Расширение ареала их обитания относится к эпохе Великого переселения народов (III-VI), открывшей тюркским кочевникам дорогу в Европу. Сначала по ней прошли гунны (IV-V), потом авары (VI), черные болгары (VII), за ними появились хазары (VIII – IX), печенеги (IX - сер. XI в.), половцы (XI – XIII), монголо-татары (с сер. XIII в.) и турки (XIV).

Прародина славян. В эпоху распада индоевропейцев на этноязыковые группы на рубеже III – II тыс. до н.э. праславяне заняли широкую полосу Центральной и Восточной Европы: с севера на юг протяженностью примерно 400 км, с запада на восток – около полутора тысяч километров. На западе славянскую прародину ограничивали Судеты, Татры и Карпаты, на севере – Балтийское побережье, восточным рубежом служила река Припять, а южная граница проходила по верховьям Днестра, Южного Буга и правых притоков Днепра. Отсюда праславяне могли совершать миграции в Волго-Окский бассейн, а также на другие территории, и входить в соприкосновение с зоной расселения иранских, угро-финнских и тюркских племен.

С III в.н.э. славяне присоединились к Великому переселению народов, но на этом этапе участвовали в нем пассивно. Они либо добровольно присоединялись к какому-нибудь могущественному племенному союзу, либо включались в него насильственно. Так, в III – первой половине IV века славяне входили в Готский племенной союз Северного Причерноморья, а во торой половине IV – V веке – состав державы гуннов на той же территории.

Во всю мощь славянская колонизация Европы развернулась на заключительном этапе Великого переселения народов в VI веке. Вторжение славян на Балканы приобрело массовый характер. Они заселили подунайские земли, Мезию, Фракию, Фессалию, дошли до владений древней Спарты и островов Средиземного моря. С балтийского побережья славяне двигались в двух направлениях: западном, в сторону реки Эльбы (славянской Лабы), и в восточном – на Ильмень-озеро. Миграция славян в зону расселения германских племен создала ветвь западных славян (ляхи, чехи, словаки, моравы). Заселившие византийские владения мигранты положили начало ветви южных славян (сербы, хорваты, черногорцы, болгары). Те же, кто оказались на Великой Русской равнине, получили название восточных славян, давших начало древнерусской народности.

Распространение этнонима «славяне». Авторам VI века славяне были известны под тремя именами, происходившими из одного корня «вене» - венеды, анты и склавены (славены). Первых древние историки помещали к северо-востоку от Карпат, в верховья Вислы и Днестра, славен – в районе нижнего Дуная, а антов, «самых могущественных среди славян», - вдоль широкой степной полосы от Дуная до Азовского моря.

Вслед за византийскими историками, называвшими всех проникавших в империю славян исключительно «скло(а)венами» («сло(а)венами»), произошло повсеместное распространение этнонима «славяне» на все венедские массивы переселенцев. При этом непременно упоминалось их общее имя «венеды». Это натолкнуло академика Б.А.Рыбакова на мысль о том, что термин «славены» является составным. Вторая его часть представляет древнее название прародины славян, их коренной земли «Вене» и ее народа «венедов». Первая же часть слова указывает на отношение переселенцев к прародине. По средневековым русским источникам Б.А.Рыбаков реконструировал первую часть слова в значении «послы», «представители» - по древнерусски «слы» или «съли». В итоге этноним «словене» он расшифровал как соединение понятий: «представители венедов», или «послы земли Вене».

Характер этнической консолидации у восточных славян. К VIII веку, когда над жителями Приднепровья установилась хазарская власть, восточные славяне уже сильно отличались от близкородственных племен, обитавших за Дунаем и Карпатами. Восточнославянские племена объединились в новую этническую общность – древнерусскую народность, которая позже в XIV веке станет основой для русского, украинского и белорусского народов. Народностью называют исторически сложившуюся языковую, территориальную, экономическую и культурную общность людей, следующую за племенем и предшествующую нации. Появлению народностей способствуют образования союзов племен и смешение племен в результате завоеваний и переселений. Характерной чертой племени является кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, культуры и самоуправления.

«Повесть временных лет» называет полтора десятка племенных объединений VIII века (каждое включало от 100 до 200 племен), известных по именам сильнейших племен:

1) поляне – Среднее Поднепровье;

2) древляне – бассейн реки Припяти;

3) дреговичи – бассейн реки Припяти;

4) радимичи – вдоль реки Сожи, левого притока Днепра;

5) северяне – в бассейнах рек Десны, Сулы и Сейма;

6) уличи – в междуречье Южного Буга и Днестра;

7) тиверцы – в междуречье Днестра и Прута;

8) белые хорваты – в предгорьях Карпат;

9) бужане - по Западному Бугу;

10) дулебы – по Западному Бугу;

11) волыняне – по Западному Бугу;

12) кривичи – верховья Западной Двины и Днепра;

13) полочане – среднее течение Западной Двины при впадении в нее реки Полоти;

14) ильменские словене – вокруг озера Ильмень;

15) вятичи – в Волго-Окском междуречье.

Летописные данные подтверждаются археологическим материалом – находками женских украшений – височных колец, своеобразных для каждого племенного союза. Наиболее могущественным было племенное объединение полян, на базе которого возникло раннегосударственное объединение Русская земля (первая половина IX века), ставшее ядром будущего Древнерусского государства. Примечательно, что некоторые племенные объединения восточных славян по происхождению были ближе к западным и южным своим соплеменникам, нежели друг к другу. Даже «Повесть временных лет» указывает, что радимичи и вятичи являлись потомками ляхов (поляков). По мнению ряда ученых, новгородские словене были связаны родственными узами с полабскими и поморскими племенами западной ветви славянства.

Таким образом, на стадии этнической консолидации славянства, имевшей место в VI-VIII веках, территориальная близость различных славянских племен, не являлась обязательным признаком их прямого родства. К тому же славянские союзы племен были не столько этническими, сколько территориально-политическими образованиями, нередко включавшими в свой состав даже иноязычные, например, финские племена.

Строй жизни восточных славян и его эволюция в предгосударственную эпоху

Социально-экономическое развитие. Восточные славяне в эпоху колонизации Европы жили родоплеменным строем, основанном на кровнородственных связях между людьми. Родом выступал коллектив родственников, ведших своё происхождение от единого общего первопредка и связанных обычаем экзогамии. Роды состояли из содружества близкородственных общин. Кровнородственная о бщина объединяла родственников, являвшихся коллективным собственником земель и угодий. Основу экономического строя составляла общая собственность родовой общины на средства производства, коллективный труд и потребление, обусловленные низким уровнем развития производительных сил общества.

 

По мере оседания славян на территории Великой Русской равнины, увеличения здесь плотности населения и перехода наших предков к пашенному земледелию кровнородственную общину у них заменила соседская территориальная община. Сначала она утвердилась на юге, в степной зоне господства полян, где звалась миром, позднее – на севере, где получила название верви (веревки), так как веревкой отмеряли участки земли общинникам. Пахотная земля выделялась семьям участками – наделами, которые постепенно за ними закреплялись, однако никогда не становились частной собственностью семьи. Общинная коллективная собственность при этом сохранялась на пастбища, водоемы, леса и сенокосы.

Прогресс техники способствовал росту эффективности сельского хозяйства и появлению избыточного продукта, то есть излишка над необходимым для жизнеобеспечения. В степной полосе господствующее положение у славян занимала пашенная система земледелия с использованием рала, позднее – деревянного плуга с железным наконечником, лемехом. Кроме них славяне знали топор, мотыгу, борону, серп, заступ, цепы, ручные жернова Тягловой силой здесь преимущественно были волы. Система эксплуатации земли называлась перелог: участок земли эксплуатировался несколько лет, затем переходили на другой. В лесной зоне тягловой силой были лошади. Здесь применяли подсечно-огневую систему земледелия: участок леса вырубали и раскорчевывали, деревья сжигали, золой удобряли почву, которую затем эксплуатировали два-три года и бросали. Сельскохозяйственные продукты производились исключительно для нужд потребления. Продукция рыболовства, охоты и бортничества предназначалась главным образом для торговли.

Переход к новой форме организации труда поднимал заинтересованность семей в обладании все большим объемом продукции. Те из них, которые оказывались в состоянии аккумулировать избыточный продукт (производить больше других, иметь доступ к распоряжению излишками общины, отнимать, обменивать и т.д.), неизбежно должны были превращать его в прибавочный продукт, позволявший уже эксплуатировать труд соплеменников. Это создавало фундамент для имущественного неравенства, формирования условий для развития частнособственнических поземельных отношений и индивидуализации трудовой деятельности. Таким образом, переход от родовой к соседской территориальной общине у восточных славян произошел в результате замены родственных связей экономическими, основанными на перераспределении и присвоении избыточного продукта.

Социально-политическое развитие. Появление имущественного расслоения вело к возникновению социального неравенства, то есть разницы по положению людей в обществе. Так начался процесс распада родового строя, выделения правящей верхушки общин (лучших людей, старцев) из числа зажиточных соплеменников и понижения социального статуса обедневших сородичей, выражавшегося в усечении их правомочности вплоть до обращения в долговую кабалу. Рабский труд восточные славяне применяли в ограниченных масштабах, а рабское состояние распространяли чаще всего на военнопленных. Рабов предпочитали брать на продажу. Это был один из главных источников доходов от торговли. Свод неписанных правил запрещал обращать соплеменников в рабство за долги. Однако Владимиру Мономаху даже в начале XII века пришлось внести в «Русскую Правду» статью, запрещавшую подобную меру в силу злоупотребления ею со стороны богатеев и ростовщиков. Рабство у восточных славян тем не менее имело патриархальный характер: рабы считались младшими, то есть неполноправными членами семей. Жизнь общества регулировалась нормами обычного права, в котором оставалась главной традиция кровной мести.

Новым общественно-политическим явлением в VI-VIII вв. было возникновение городов. По свидетельству «Повести временных лет», до призвания Рюрика в Новгород у славян насчитывалось более двух десятков крупных городов. Скандинавские источники называли страну восточных славян Гардарикой, то есть страной городов. Древнейшими городами были: Киев, Чернигов, Любеч, Смоленск, Новгород, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром. Они возникали по главному речному пути «из варяг в греки» и первоначально представляли собой места обмена товаров, слады «рухляди» (пушнины), куда князья свозили дань, а промысловики сходились для гостьбы – торговли. Главными предметами торговли были меха, воск, мед и рабы. Их славяне обменивали на шелк, оружие, ювелирные изделия, пряности, шедшие из Византии по днепровской магистрали, с арабского и среднеазиатского Востока – по волжской («путь из варяг в персы»). Месторасположение городов вдоль рек не было случайным. При обилии лесов и болот речные пути являлись для славян главным средством сообщения друг с другом и остальным миром. По мере возвышения городов в них формировалась правящая прослойка из числа богатых гостей и княжеских доверенных лиц, которых источники называют «старцы градские».

Политический строй. Византийские авторы VI века утверждали, что славяне не управлялись «одним мужем». В борьбе с Византией они выступали племенными группами, каждая во главе со своим военным предводителем. Органом власти у славян было народное собрание – вече (от слова «вещать», «говорить») и выбранный им князь (вождь) со своею дружиной (отряд воинов). Объединявшиеся вокруг князя дружинники делились на старших («княжи мужи») и младших («отроки», «гриди») и составляли привилегированный слой общества. Наряду с дружиной действовало народное ополчение – вои, собиравшееся на случай большой войны. По словам Псевдо-Маврикия, славянские воины «многочисленны, выносливы, легко выдерживают зной и стужу, и наготу тела, и недостаток продовольствия». Аварский хан на требование подчиниться получил от славян в ответ такие слова: «Родился ли на свете и согревался ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?»

Борьба с тюркскими каганами (болгарским, аварским и хазарским) и Византийской империей сыграла важную роль в политической и этнической консолидации восточнославянских племен. В условиях частых войн участие в них всех мужчин становилось экономически невыгодным. Рост избыточного продукта позволял общинам содержать князя с его дружиной. С VIII века в племенных союзах восточных славян началось формирование военно-дружинного привилегированного сословия. В его руках соединялись сила и богатство. Князья объявляли себя верховными патронами земель, а свободные земледельцы обязывались платить в их пользу дань за обеспечение безопасности охраняемой ими общинной территории.

Выводы. Главным политическим содержанием предгосударственной эпохи (VI - сер. IX в.) у восточных славян стал переход от строя первобытной демократии сначала к строю военной демократии, а от него – к протогосударственным формированиям типа племенных княжеств. Готский историк Иордан применительно к VII веку называет мощный союз восточнославянских племен Среднего Поднепровья Рус. Арабские источники перечисляют три таких политических образования VIII века: Куябу в землях полян под Киевом, Славию в землях новгородских словен и Артанию, местоположение которой историками до сих пор не локализовано.

Такая политическая динамика стала возможной благодаря выделению из общинной среды прослойки профессиональных воинов и обособлению внутри неё князей и военной знати, которые превращались в правящую верхушку общества вместе с лучшими людьми общин и старцами градскими. Появление военной знати обусловливалось социально-экономическими сдвигами в строе жизни и деятельности общинников. Благодаря появлению избыточного продукта они могли содержать свою небольшую армию, обязывались кормить её в обмен на защиту. Так возникла первая договорная форма подчинения общинников князьям – дань, и институт её сбора – полюдье. Параллельно падало значение вече и вои.

Таким образом, на стадии предгосударственного развития распад первобытных отношений у восточных славян происходил путем перехода от отношений равенства, основывавшихся на примитивном хозяйстве, к отношениям господства-подчинения, развертывавшегося благодаря прогрессу экономической деятельности. Отношения господства-подчинения возникают везде и всегда, где и когда гарантируется для одной из сторон защита, приводящая эту сторону к подчинению, а с другой стороны присутствует сила, позволяющая распоряжаться человеческими действиями и через это распоряжение господствовать над людьми.

Формы разложения первобытного строя:

1) рост имущественного неравенства;

2) социальная дифференциация родов путем выделения из общинной среды племенной, военной и городской знати;

3) переход от кровнородственной к соседской территориальной общине;

4) угасание вечевой жизни и снижение роли народного ополчения;

5) формирование племенных княжеств и институтов господства в них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: