Санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения




Санитарное просвещение — комплекс мероприятий направленных на: повышение информированности населения с области ЗОЖ, борьбы с факторами риска, профилактики и лечения заболеваний, мотивированию населения к ведению ЗОЖ, осознанное соблюдение врачебных рекомендаций.

Основной целью гигиенического обучения и воспитания является формирование мотивации на укрепление и сохранение здоровья, повышение личной и групповой ответственности за здоровье, получение знаний и навыков, способствующих ведению здорового образа жизни, адекватного возможностям организма.

Сан-просвет работа ведется в двух направлениях:

1. Пропаганда медицинских знаний о ЗОЖ, путях и методах сохранения здоровья;

2. Агитация населения за соблюдение правил и методов ЗОЖ.

Методы и средства санитарно-просветительской работы:


• собеседование;

• групповые дискуссии;

• лекции;

• тематические вечера;

• вечера вопросов и ответов;

• беседы за круглым столом;

• журналы;

• школы здоровья;

• публикации в прессе;

• конференции,

• стенгазеты;

• санбюллетени;

• выставки и уголки здоровья;

• книжные выставки.


Методы Средства
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, информационное выступление по радио и телевидению, вечер вопросов и ответов и т.д.
Печатный Памятка, листовка, статья в газете, книга, брошюра, стенд, стенная санитарная печать и т.д.
Наглядный Плакаты, слайды, презентации, натуральные объекты, муляжи и фотографии
Смешанный Телевидение, кинофильмы, видеоролики, выставки, уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные выступление и т.д.

Степень усвоения информации зависит от методов обучения:


· 5% лекция;

· 10% чтение;

· 20% аудиовизуальные средства;

· 30% использование наглядных пособий;

· 50% обсуждение в группах;

· 70% обучение практикой действия;

· 90% выступление в роли обучающего (ведущего).


Ближайшими помощниками врачей в проведении санитарно-просветительной работы являются средние медработники. Медсестры поликлиник и больниц активно участвуют в организации лекций, вечеров вопросов и ответов, бесед и групповых профилактических приемов, готовят с бюллетени и газеты, оформляют стенды.

Медсестры проводят индивидуальные и групповые беседы с родственниками больных как в условиях поликлиники и стационара, так и при посещении их на дому. Примерные темы бесед: школа грудного вскармливания, школа молодых матерей, уход на новорожденным ребенком, профилактика инфекционных заболеваний и др. В женских консультациях, родильных домах, детских поликлиниках и больницах средний медперсонал принимает участие в работе школ беременных, школ матерей, проведении психопрофилактической подготовки к родам.

Важна роль средних медработников в патронаже на дому с целью гигиенической подготовки беременной и членов семьи по вопросам антенатальной охраны плода, а также систематического обучения матерей приемам грудного вскармливания, массажа, закаливания, ухода за детьми и т. п.

Гигиеническое воспитание – совокупность образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков ЗОЖ, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья на основе знания правил ЗОЖ и убежденности в необходимости их соблюдать.

Наиболее эффективный метод гигиенического воспитания – школы здоровья.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

· снижение распространенности курения;

· улучшение качества питания;

· увеличение физической активности;

· смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

· соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

· снижение потребления алкоголя;

· профилактика употребления наркотиков;

· улучшение качества окружающей среды.

Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности обучаемого. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.

Формы этой работы с населением: разъяснение населению целей и задач гигиенического воспитания, ознакомление населения с ранними признаками заболеваний и мерами по предупреждению их, организация правильного режима труда, отдыха и питания, пропаганда своевременного обращения к врачу и активного лечения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: