Санитарное просвещение — комплекс мероприятий направленных на: повышение информированности населения с области ЗОЖ, борьбы с факторами риска, профилактики и лечения заболеваний, мотивированию населения к ведению ЗОЖ, осознанное соблюдение врачебных рекомендаций.
Основной целью гигиенического обучения и воспитания является формирование мотивации на укрепление и сохранение здоровья, повышение личной и групповой ответственности за здоровье, получение знаний и навыков, способствующих ведению здорового образа жизни, адекватного возможностям организма.
Сан-просвет работа ведется в двух направлениях:
1. Пропаганда медицинских знаний о ЗОЖ, путях и методах сохранения здоровья;
2. Агитация населения за соблюдение правил и методов ЗОЖ.
Методы и средства санитарно-просветительской работы:
• собеседование;
• групповые дискуссии;
• лекции;
• тематические вечера;
• вечера вопросов и ответов;
• беседы за круглым столом;
• журналы;
• школы здоровья;
• публикации в прессе;
• конференции,
• стенгазеты;
• санбюллетени;
• выставки и уголки здоровья;
• книжные выставки.
Методы | Средства |
Устный | Лекция, беседа, совет, дискуссия, информационное выступление по радио и телевидению, вечер вопросов и ответов и т.д. |
Печатный | Памятка, листовка, статья в газете, книга, брошюра, стенд, стенная санитарная печать и т.д. |
Наглядный | Плакаты, слайды, презентации, натуральные объекты, муляжи и фотографии |
Смешанный | Телевидение, кинофильмы, видеоролики, выставки, уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные выступление и т.д. |
Степень усвоения информации зависит от методов обучения:
· 5% лекция;
· 10% чтение;
· 20% аудиовизуальные средства;
· 30% использование наглядных пособий;
· 50% обсуждение в группах;
· 70% обучение практикой действия;
· 90% выступление в роли обучающего (ведущего).
Ближайшими помощниками врачей в проведении санитарно-просветительной работы являются средние медработники. Медсестры поликлиник и больниц активно участвуют в организации лекций, вечеров вопросов и ответов, бесед и групповых профилактических приемов, готовят с бюллетени и газеты, оформляют стенды.
Медсестры проводят индивидуальные и групповые беседы с родственниками больных как в условиях поликлиники и стационара, так и при посещении их на дому. Примерные темы бесед: школа грудного вскармливания, школа молодых матерей, уход на новорожденным ребенком, профилактика инфекционных заболеваний и др. В женских консультациях, родильных домах, детских поликлиниках и больницах средний медперсонал принимает участие в работе школ беременных, школ матерей, проведении психопрофилактической подготовки к родам.
Важна роль средних медработников в патронаже на дому с целью гигиенической подготовки беременной и членов семьи по вопросам антенатальной охраны плода, а также систематического обучения матерей приемам грудного вскармливания, массажа, закаливания, ухода за детьми и т. п.
Гигиеническое воспитание – совокупность образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков ЗОЖ, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья на основе знания правил ЗОЖ и убежденности в необходимости их соблюдать.
Наиболее эффективный метод гигиенического воспитания – школы здоровья.
В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:
· снижение распространенности курения;
· улучшение качества питания;
· увеличение физической активности;
· смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;
· соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;
· снижение потребления алкоголя;
· профилактика употребления наркотиков;
· улучшение качества окружающей среды.
Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.
Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности обучаемого. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.
Формы этой работы с населением: разъяснение населению целей и задач гигиенического воспитания, ознакомление населения с ранними признаками заболеваний и мерами по предупреждению их, организация правильного режима труда, отдыха и питания, пропаганда своевременного обращения к врачу и активного лечения.