Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
МЧС России
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Кафедра финансово-хозяйственной деятельности
(наименование кафедры)
Экз. № 1
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующая кафедрой
финансово-хозяйственной деятельности
Л.Г.Ворона-Сливинская
(должность, звание, ФИО)
”24” августа 2009 года
Л Е К Ц И Я
по дисциплине Основы социального страхования
по специальности бухгалтерский учет анализ и аудит
Тема № 6 Организация социального страхования
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол № 1от
”24” августа 2009 года
Санкт-Петербург
I. Учебные цели
1. Сформировать у слушателей представление о принципах организации социального страхования
(дидактическая)
2. Ознакомить и изучить основные теоретические основы управления системой социального страхования
(образовательная)
3. Воспитать у и слушателей положительное отношение к предмету
(воспитательная)
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Демократические принципы организации страхования; 2. Система взаимодействия субъектов; 3. Управление системой социального обеспечения; 4. Правовое положение субъектов системы социального страхования. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Литература
1. Гейц И.В. Практические рекомендации по выплате пособий по социальному страхованию: Практическое пособие, – М.: Издательство ДиС, 2009. – 272с.;
2. Егоров Е.В. Социальное страхование: Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2008. -205с.;
|
3. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения: Практическое пособие, – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 145с.;
4. Кричевский Н.А., Куксин А.Г., Государственное регулирование социального страхования, - М.: Издательство: Дашков и К, 2006. – 138с.;
5. Роик В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право: Учебное пособие. – М: Издательство: РАГС, 2007. – 456с.
IV. Учебно-материальное обеспечение
Технические средства обучения: интерактивная доска.
Раздаточный материал: нет
V. Текст лекции
Вводная часть
Одним из главных направлений социальных реформ в России является переход от государственного социального обеспечения к смешанной системе страхования от социальных рисков. Формирование рыночной экономики в условиях кризиса госбюджетной системы социального обеспечения и здравоохранения в России потребовало, во-первых, сохранения пенсий, пособий и других гарантий социального обеспечения населения в условиях рынка и высокой инфляции. Во-вторых, возникновение рынка труда и безработицы является основанием для создания системы социальной защиты от безработицы. Поскольку данные потребности граждан обусловлены наличием социальных рисков, оптимальной формой их удовлетворения является механизм социального страхования.
Возрождение системы социального страхования в России связано с принятием новых законов «О государственных пенсиях в РСФСР» (1990), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991), «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991), а также указов Президента РФ о Фонде социального страхования в Российской Федерации, о негосударственных пенсионных фондах и постановлений Правительства РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, утвердивших новые положения о них.
|
Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» (с посл. изм. и доп.) утвердил единую федеральную пенсионную систему, включающую следующие виды трудовых пенсий: по возрасту, по нетрудоспособности, в случае потери кормильца, за выслугу лет в отдельных отраслях с тяжелыми, вредными и связанными с профессиональным риском условиями труда.
Вопрос 1. Демократические принципы организации страхования
Система социального страхования - это социальный институт, автономный объект с четко зафиксированными целями, функциями и местом в общественной структуре. Как организация она действует в интересах членов общества, и независима от других организаций и государства. В основу организации системы социального страхования должны быть положены принципы федеративного объединения, а также автономности и самоуправления ее субъектов, их взаимодействия на добровольной основе. Субъекты отвечают только по своим обязательствам, кроме тех, которые могут быть оговорены условиями заключаемых договоров или специальными положениями, устанавливаемыми законом.
Если основным субъектом защиты в системе социального страхования явится страхуемый, то обеспечение его интересов и потребностей лежит в основе деятельности системы, защита их осуществляться комплексом создаваемых для этого учреждений или организацией. Основным субъектом в обеспечении социальной защиты становится фонд социального страхования. При этом каждый из фондов выступает в качестве основного субъекта, а их образование зависит от согласия страхователей и страхуемых.
|
Социальное страхование можно назвать продуктом рыночной экономики, поскольку оно обладает общими признаками самоорганизации, самонастраивания и самоуправления и способно развиваться динамично в новых социально-экономических условиях. В ней действуют собственные экономические механизмы, связанные с рынком и обусловленные им. Становление и развитие социального страхования предполагает наличие экономических предпосылок, а также принятие ряда законодательных мер - действий сверху - и самоорганизацию трудящихся как движение снизу.
Важным признаком демократичности системы социального страхования является принцип организационного самоуправления, относительная независимость от государственного управления, что предусматривает разделение властных функций между субъектами системы, а широкие слои трудящихся вовлечены в процесс принятия решений. Как показывает практика, привлечение страхуемых к управлению способствует снижению социальной напряженности в системе социального страхования и в обществе в целом. Наемные работники и работодатели, в частности, становятся партнерами в органах социального страхования. Такой демократический подход способствует эффективному развитию системы социального страхования в соответствии с общественно-политическими преобразованиями и делает ее более "прозрачной". Самоуправление в социальном страховании "означает, что все участники этой системы, т.е. застрахованные и работодатели несут ответственность за управление страховой организацией".
К демократическим принципам организации системы социального страхования в целом можно отнести:
- разгосударствление системы социальной защиты и страхования;
- принцип солидарности, который предполагает обязательность уплаты взносов и бюджетные дотации, разумную централизацию средств и их распределение между регионами, отраслями, страхователями.
- справедливость оказания социальной защиты при наступлении страхового случая, которая достигается дифференцированием условий и норм обеспечения и обслуживания, учитывающих трудовой вклад работника, причины утраты им трудоспособности и ее степень;
- автономность управления фондами социального страхования под общим государственным контролем;
- дополнение обязательной и гарантируемой государством системы социального страхования добровольными формами страхования, а так же их сочетание.
- наличие системы добровольно страхования.
Первое и наиболее существенное предложение по построению демократической системы социального страхования сводится к ее организации "снизу - вверх". Инициатором могут выступать как организации, так и будущие страхователи и застрахованные граждане. Они заинтересованы в создании своих структур социального страхования, отвечающих их требованиям и интересам и в участии в управлении системой социального страхования.
В равной степени это касается и нетрудоспособное население пользующееся услугами государственного фонда социального обеспечения (а также при необходимости и возможности другими фондами), которое может и должно осуществлять контроль за его деятельностью и участвовать в работе правления непосредственно или посредством общественных организаций или в какой-то иной форме.
Еще одним важным моментом в организации демократической системы социального страхования является образование специальных органы управления и самоуправления. Такими органами могут быть различные структурные образования: товарищества, страховые общества, фонды и пр. Эти органы, как правило, финансово независимы от государства, создаются с целью страхования и обеспечения социальной защиты трудящихся. Государство обеспечивает стабильность социальной защиты и соответствующих органов посредством правового контроля и регулирования, устанавливаемое в законодательном порядке.
Страховые органы могут создаваться на инициативной основе и вправе самостоятельно решать множество вопросов организационно-финансового характера в соответствии с законодательно закрепляемыми за ними правами и обязанностями. Государство обязано следить за исполнением законов, оказывать помощь и поддержку страховым органам в развитии различных видов страховой деятельности.
Органы социального страхования решают следующие вопросы:
- осуществляют организацию деятельности системы социального страхования и страхования работающего и не работающего населения;.
- определяют размеры страховых взносов (кроме обязательных) и распределяют их между участниками страхования;
- разрабатывают основные направления собственной деятельности;
- регулируют конфликтные ситуации, возникающие между получателями социальных услуг и страхователями;
- осуществляют судебное и внесудебное представительство интересов учреждения соцстраха.
Успех социальной защиты трудящихся во многом определяется тем, как организована деятельность органов система страхования, какова их структура и пр. Основным таким органом выступает страховая организация, которая является посредником между основными субъектами системы социального страхования, в частности государством. работодателем и работником, и защищающая интересы всех субъектов. Эти организации решают "весь комплекс задач в области страховой защиты - компенсации утраты трудоспособности работникам, организации медицинского лечения, в том числе пострадавших на производстве, медицинской и профессиональной реабилитации, а также формирования инфраструктуры, обеспечивающей достойную социальную защиту".
В практике отдельных стран существуют разнообразные организационно-правовые формы социального страхования, среди которых особенно эффективны акционерные страховые общества, товарищества или пр. Они являются финансово-независимыми и создаются с учетом вида страхования по территориальному или профессионально-отраслевому признаку и находятся под правовым контролем государства, которое должно обеспечить гарантию и стабильность страховой защиты. Это является еще одним важным принципом демократичности системы социального страхования. В частности, речь идет о законодательно установленном добровольном страховании и наличие соответствующих страховых организаций.
Добровольное страхование может обеспечивать дополнительную защиту по видам риска, которые охватываются обязательным страхованием, и его использование отдается на усмотрение самого страхуемого либо работодателя через коллективные и индивидуальные договоры. Это ни в коей мере не должно означать, что обязательное страхование может быть недостаточным для обеспечения необходимой социальной защиты. Напротив, добровольное страхование соответствует новым экономическим отношениям и расширяет возможности страхуемых, исходя из их финансовых возможностей и круга интересов. Оно само по себе способствует развитию самосознания, помогает изжить иждивенческие настроения, способствует росту личной ответственности. Оптимизация соотношения обязательных и добровольных форм социального страхования сможет повысить эффективность социальной защиты всего поля действия социальных рисков.
Деятельность страховых компаний по добровольному страхованию оказывается наиболее выгодной для предприятий среднего и малого бизнеса, потери которых могут быть значительными, а страхование, способствует их экономической устойчивости. Страховые компании должны наделяться также правом организации для пострадавших необходимой медицинской, профессиональной, социальной помощи и реабилитации. Претворение такого принципа в жизнь потребует объединения усилий институтов социального обеспечения, медицинского страхования и др.
К позитивным чертам организации добровольного социального страхования относятся присущие ей элементы самоуправления и возможность контроля со стороны государства. Формирование органов управления так же происходит на паритетных началах из представителей работающих (застрахованных) и нанимателей (страхователей), которые выполняют свои функции на общественных началах (собрание представителей акционерного союза страхователей, совет союза страхователей). Небольшой рабочий аппарат страховой организации выполняет оперативную работу. Такое организационное построение системы управления позволяет добиться реализации принципов самоуправления, непосредственно представлять интересы каждого из двух важнейших субъектов страхования и существенно снизить управленческие расходы.
Страховая компания осуществляет добровольное страхование всех граждан, предприятия участвуют в работе фондов социального страхования (государственного и негосударственного) на договорных взаимовыгодных условиях. Она автономна в управлении и финансовой деятельности, создает собственные страховые фонды.
Страховая компания добровольного страхования является независимым юридическим лицом, имеет свой расчетный счет и печать и может иметь свои филиалы (отделения) на местах. Правление образуется учредителями, в частности, ассоциацией работодателей, общественными организациями, властными структурами. Оно избирается на общем собрании или конференции представителей страхователей. Каждый застрахованный имеет право выбора правление.
Относительно вопросов демократизации управления всероссийской системой социальной защиты и социального страхования высказываются разные мнения, вносятся немало предложения как упорядочить деятельность страховых организаций и обеспечения лучшей социальной защиты населения. Среди них встречаются и такие, которые можно оценить только негативно. Речь идет о таком принципиальном положении как попытки возрождения консолидации внебюджетных средств страховых организаций с федеральным бюджетом.
Недопустимость таких действий очевидна, поскольку:
- эта мера противоречит самой природе образования средств социального страхования, так как последние в основном состоят из взносов предприятий, а в будущем возможно и отдельных граждан;
- слияние средств социального страхования с бюджетом приведет к отстранению субъектов федерации, а равно и всех участников системы социального страхования, от управления ею; в итоге это повлечет за собой монополию государства в управлении данной системой, а с учетом хронического дефицита бюджетных средств - и к возрождению остаточного принципа финансирования социальных программ, а значит и к ухудшению социальной защищенности граждан.
Мировая практика не подтверждает того, чтобы денежные средства социального страхования являлись составной частью государственного бюджета, они, как правило, являются самостоятельными. Всего несколько лет назад в России были сделаны решительные шаги по разгосударствлению системы социального страхования, и финансовая независимость страховых организаций была закреплена в законодательном порядке. Учитывая это, слияние их бюджетов с госбюджетом следует рассматривать как движение вспять.
Вопрос 2. Система взаимодействия субъектов
Система социального страхования предполагает наличие определенного количества автономных субъектов, каждый из которых выполняет строго определенную функцию и в обязательном порядке предполагает их тесное взаимодействие.
В качестве субъектов взаимодействия системы социальной помощи можно выделить следующие:
1. Законодательный орган (Госдума, Федеральное собрание)
2. Правительство Российской Федерации
3. Федеральный фонд (отраслевые, территориальные фонды и их филиалы), страховая организация
4. Страховая касса (на предприятии, территориальная или отраслевая)
5. Работник, застрахованный (не работающее население)
6. Работодатель, страхователь (предприятие, организация)
7. Общественные организации.
Одним из основных субъектов безусловно выступает законодательный орган, который разрабатывает и принимает законы о социальной защите, и делегирует управление ею правительству (второй субъект). Правительство создает государственный фонд (третий субъект) социальной помощи и социального страхования и другие фонды (четвертый субъект). Соответственно фонды организуют страховые организации и страховые кассы (пятый субъект), которые в свою очередь осуществляют связь с работодателями, застрахованными и общественными организациями (соответственно шестой и седьмой субъекты).
Система основана на принципе трехсубъектного взаимодействия, когда отношения между двумя любыми субъектами осуществляются в конкретном случае посредством любого третьего субъекта. Субъекты независимы друг от друга, имеют свою область действия, а также общее поле взаимодействия как для трех субъектов, так и для любых двух субъектов. Каждый субъект имеет возможность вступать во взаимодействие в каждом конкретном случае только с двумя субъектами, а в целом могут складываться не больше трех пар субъектов.
Так, работник вступает в отношения с работодателем и страховой кассой в связи с уплатой страховых взносов и получением пособий, страховая касса - с работодателем и фондом (филиалом) также по уплате страховых взносов и выдачи пособий из страхового фонда, фонд - со страховыми кассами и другим (по общности) фондом. Федеральный фонд контактирует с законодательным органом и правительством в области управления системой страхования и социальной помощи.
Важно подчеркнуть, работник или застрахованный, выступает как субъект системы социального страхования, так и объектом данной системы. Он включен в систему через контроль за ее деятельностью, через участие в работе правления, может оказывать воздействие на управление своими персонифицированными возвратными средствами, может выбирать правление любого фонда государственного и негосударственного социального страхования.