Поэзия Гая Валерия Катулла.




Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг до н э) родился в Вероне на севере Италии в семье состоятельного всадника, который дружил с самим Цезарем.

Считают, что Катулл родился дважды - первый раз в 87 г до н э, а второй - в 14 в, когда в одном из монастырей Вероны был обнаружен сборник его стихов.

В Риме он оказался душой кружка молодых поэтов, которых Цицерон иронично назвал «неотериками», т. е. «новыми поэтами. Они адаптировали на латинской почве политическую программу Каллимаха, которая состояла из 3-х основных требований (1- поэзия должна быть ученой, 2- примат малой формы над крупной, 3- тщательная отделка деталей).

(Небольшое состояние, которым владел Катулл, было быстро растрачено вследствие рассеянной жизни в Риме; его скромное имение также было заложено и перезаложено.В одном из стихотворений он говорит, что на него не дуют более приятные ветры, но «целый ураган долгов».)

В Риме он поселился в доме одного знатного политика, с женой которого (по имени Клодия) у него завязался роман.

В 57 г до н э совершает путешествие в Вифинию в Малой Азии. Посетил могилу умершего брата. После 54 г никаких упоминаний о нем нет.

 

Литературным наследием Катулла стал сборник из 116 стихов.

3 части (в соответствии с метрическим принципом):

(1-60с) - так называемые полиметры - стихи, написанные в разных размерах. Сам катулл называл их nugae(нугэ) - безделушки.

(61-68) - довольно крупные стихи - в том числе 2 эпиталламия, небольшая поэма "Аттис", написанная под впечатлением вифинского путешествия и эпиллий "Свадьба Пелея и Фетиды". Они представляют собой ученые поэмы, написанные в духе поэтов-неотериков.

(69-116) - небольшие элегии и эпиграммы, объединённые общим размером - элегический дистих.

Тематически 1 и 3 части очень похожи, отличаются лишь размером.

 

1. 1ч Основная тема - любовь.

Адресатом любовных стихов являлась Клодия - общеизвестная и, по словам Цицерона, «общедоступная» девушка, сестра политика ПублияКлодия. Роман был бурным, но непродолжительным. В сборнике эти стихи разбросаны врассыпную. Это связано с тем, что поэты, как правило, не писали циклами; приветствовался принцип разнообразия - чтобы читателю не было скучно.

Открывается этот "роман в стихах" 51 ст - довольно точный перевод стихотворения Сапфо, которое она написала при виде подруги, выходящей замуж. Однако самим Катуллом добавлена последняя строфа ("От безделья ты, Катулл, страдаешь") и имя Сапфо заменено на «Лесбия». Она находится в противоречии с 1 частью стихотворения, поэт добавляет самоиронию, которой не было в традиционной греческой поэзии. Написано сапфической строфой.

Завершается "цикл" 11 ст - отповедь Лесбии, которая не оправдала чувств поэта, изменила ему. Просит своих друзей Фурия и Аврелия передать ей довольно резкие слова. Наряду с грубой лексикой соседствуют контрастные слова ("Как степной цветок...").

Между этими произведениями - ряд стихов, в которых поэт описывает свои чувства. Он призывает возлюбленную осыпать его поцелуями и не обращать внимания на ворчливых стариков, которые сплетничают о влюблённых, обращает внимание на детали. У него есть 2 ст-я о поцелуе, 2- о воробушке.

"Погребальный плач по погибшему воробушку ": описывает, как несчастный воробушек бредёт по пустынным закоулкам царства Аида, где его подстерегают разные чудовища. Выражает сожаление к нему, но пеняет воробушка за его смерть, ведь из-за этого покраснели глазки у прекраснойЛесбии.

 

Катулл испытывает к Лесбии не только желание, но и уважение, желание защитить, для выражения чувств ему не хватает слов. Госпаров(исследователь) называет Катулла "изобретателем чувств", то есть любовного языка. Катулл называет свои отношения договором друзей, тем самым устраняя эротический элемент и выдвигая на первый план – духовный (любит Лесбию как отец семейства сыновей и зятьёв). Катулл отправился в Верону под влиянием тоски по умершему брату, а вернувшись в Рим и узнав об измене возлюбленной с оратором, написал бранные, циничные стихи против Лесбии и ее любовника. Через некоторое время она снова к нему возвращается, однако он не может любить её так, как прежде.

Раздвоенностью чувств передаёт в ст 85 (короткий элегический дистих)- "ненавижу и люблю"(патетика смешивается с иронией, нежные слова - с бранью).

В конце концов роман завершается. В 8 ст поэт убеждает себя отказаться от чувства, которое приносит ему нестерпимую муку. Строка "Тобой любимая, как ни одна в мире" - эпиграф к одному из рассказов в цикле Бунина "Тёмные аллеи". Написан полиямбом. Это изобретение Гиппонакта, который облекал в этот размер очень циничные и эпатажные строки. Катулл ломает традиционные рамки - самые проникновенные стихи облекает в этот размер, придавая ему новое звучание.

 

2. Тема дружбы - стихи, адресованные соратникам Катулла по кружку неотериков. Есть произведения, адресованные врагам и литературным соперникам. Например, Катулл грозит ославить по всему Риму человека, укравшего у него носовой платок; в другом стихотворении объектом нападок становится девушка, похитившая таблички (сначала обращается к ней со словами "дрянь продажная", а затем меняет интонацию - "дева чистая, мне отдай таблички"); нападки на соратника Цезаря - казнокрада (при этом Катулл далёк от политики); стихи против литературных противников (напр, Цицерона - называет его "настолько лучшим из всех адвокатов, насколько Катулл - худший из всех поэтов").

 

3. 2ч - ученые поэмы.

Элегия "Локон Береники" - Написана в духе Каллимаха (точный перевод).

Поэма "Аттис" - написана также на темы Каллимаха, под впечатлением восточного путешествия Катулла. Рассказывает о юноше, который покинул родные края искать душевного мера и спокойствия. Но в Азии он становится приверженцем культа богини Кибеллы - матери богов. Приверженцы культа (галлы) практиковали очень жестокие обряды - устраивали вокруг статуи ритуальные пляски, в ходе которых наносили себе кровавые раны, а самые фанатичные доходили до самооскопления. Юный Аттис совершил это тяжкое преступление, а когда опомнился, богиня наслала на него Льва, который загнал юношу в глубь леса, где тот на всю жизнь вынужден был остаться жрецом Кибеллы.

Эпиллий "Свадьба Пелея и Фетиды" - Начинается с рассказа о походе аргонавтов (корабль Арго - первый, который люди пустили на воду. Нимфы вынырнули на поверхность моря, чтобы полюбоваться этим произведением искусства. Среди них была и богиня Фетида, в которую Пелей влюбился с первого взгляда).

После этого поэт переходит к описанию свадебного пира и подарков, среди которых - покрывало, на котором выткана история любви Ариадны и Тесея (эта история занимает 2/3 эпиллия, представлена к тому же как эксфраза - рассказ в рассказе; Ариадна помогла Тесею победить Минотавра, дала ему клубок ниток, выведший его из лабиринта. Застигнутый бурея у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. После этого бог Дионис взял ее в жены). Завершается поэма возвращением на свадебный пир - богиня судьбы поёт славу Ахилла - будущему ребёнку Пелея и Фетиды.

Поэма полна аллюзий, намеков, имеет кольцевую композицию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: