Чек лист подготовки к написанию сцены
1. ССц: — Сокращённое обозначение смысл сцены. Примечание отвечающее на вопрос – «зачем нам нужен этот эпизод?».
2. Определиться кто главный герой (ГГ) и антагерой (АГ) сцены (обращаю внимание сцены а не сценария или романа)
a.кто принимает финальное решение влияющее на сюжет тот и есть ГГ.
b.кто мешает достичь ГГ этой цели тот и есть АГ
a. ВСц: (Какой конфликт разрешает сцена?)
3. Логлайн сцены. В.ГГ (вопрос чего хочет ГГ)
Логлайн сцены:
сцена о (главный герой), который после того, как (события, которые с ним происходят), хочет (какие цели преследует герой). Это оказывается непросто, потому что (проблемы и препятствия, которые создает АГ и которые ГГ преодолевает выбирая меньшее из зол).
4. ОМ: — Аббревиатура «Опорный момент».
Опорный момент: — точна невозврата, ключевое событие сцены котрое невозможно переиграть или откатить назад. Обычно: реплика или решение персонажа (выраженное через его действие) двигающее вперед развитие сюжета и определяющее вариант выхода персонажей из сцены.
5. Фабула сцены (из поэпизодника)
Цепочка событий. С чего началось и чем закончилось
6. Список ключевых персонажей (не болше 4х)
7. Заполнить карточки персонажей (Образец см. ниже)
8. Пошаговые инструкции действий персонажей.
Цепочка действий персонажа(только действий никаких реплик!):
a. Что делает? С какой целью? Почему?
b. Как это действие выражает характер?
c. Какой подтекст можно вложить в этой действие.
9. Эмоции и чувства персонажей этой сцене.
a. Соответствуют ли они характеру персонажей
b. Уместны ли в данной ситуации
c. Есть ли раскачка на контрастах.
10. Смысл реплик персонажей.
a. Изложите смысл реплик персонажей
b. Что можно убрать как известное и очевидное
c. Какими действиями и жестами можно заменить скучные и шаблонные реплики.
d. Можно ли иносказательно выразить смысл реплики вложив неё подтекст
e. Подстраиваются ли персонажи
Чек лист написания сцены
1. Экспозиция обезличенное действие локации.
a. Устройство и масштаб инт/нат
b. Освещение
c. Впечатление которое создает инт/нат
d. За счет чего это впечатление получается.
2. Пишем первые персональные действия.
a. Первым заявляется ГГ сцены.
b. вторым АГ сцены (или жертва) ГГ.
c. Поясняем конфликт, в чем препятствие и почему это катастрофа для ГГ.
3. Пишем вторые персональные действия
d. Описываем реакцию (чувства, шесты, рефлексы) персонажей
e. Описываем дилемму персонажей (выбор из плохих вариантов и внутренний монолог) персонажей.
4. Описываем принятое решение. (действия, слова с подтекстом),
5. Выход из сцены (опорный момент. новая цель)
6. Перечитать
7. Добавить Образные сравнения и детали
Редактура сцены-главы.
1. Сократить очевидное.
2. Убрать повторы и пересказ.
3. Убрать стоп слова и страдательный залог
4. Упростить описание сложного действия.
5. Однозначность. Исключить двойное толкование и неправильные падежи
6. Перечитать. Отправить корректору.
Карточка персонажа для сцены
Персонаж: …
Причины быть в этой сцене.
ü — Цель (чего он хочет добиться в этой сцене)
ü — Конфликт (что/кто мешает достичь желаемого)
ü — Катастрофа (почему это невозможно)
Следствия из этой сцены
ü — реакция (чувства, шесты, рефлексы)
ü — дилемма (выбор из плохих вариантов и внутренний монолог)
ü — Решение (действия, слова с подтекстом)
Выход из сцены (результат КОНФЛИКТА — РЕГРЕСС)
ü — реакция (герой не добился цели)
ü — дилемма (что делать с промежуточными результатами)
ü — Решение (есть новая цель)
Цепочка действий
Цепочка эмоций
Предполагаемые фразы, действия и жесты в сцене.
2. «Экспозиция» - создание экспозиции отрешенной камерой.
Подчиняется правилу - «Где-Как-В_каких_условиях»:
Сначала Читателя надо сориентировать в какой локации он оказался. Описываем или уточняем.
a. Место
b. время года и суток
c. границы видимости
3. Обезличенное действие.
Подчиняется правилу - «Что-Откуда-Куда».
В сцене всегда что-то происходить независимо от действий персонажей. Дует ветер, скрипит дерево, журчит ручей, восходит солнце, – взгляд читателя движется. Описываем или уточняем.
a. Погода, осадки
b. Посторонний шум
c. Вкус, запах, тактильные ощущения читателя
Экспозиция и обезличенное действие вместе взятые создают начальную Мотивацию к действиям персонажа/жей. Обязательно отделяются абзацем.
Необходимо сориентировать читателя на новой для него локации, и дать понять «где происходит », акцентировать внимание на том «как происходит», и уже потом описывать «что происходит» а также «откуда» обезличенное действие начинается.
Мотивация к действию — это внешняя, объективная причина действий, что-то такое, что Персонажа может видеть (слышать, обонять, чувствовать, желать испытывать потребность).
Пишите каждую Причину и Следствие как череду МРЭ. Все, что не выглядит как МРЭ, следует вычеркнуть. Нельзя оставлять ни одно предложение, которое не несет в себе нужной информации.
Действия персонажей
4. Пишем первые персональные действия или принцип «Кто/Что-что_делает – Где/зачем/Куда».
a. Первым заявляется ГГ сцены.
b. вторым АГ сцены (или жертва) ГГ.
c. Поясняем конфликт, в чем препятствие и почему это катастрофа
5. Пишем вторые персональные действия
a. Описываем реакцию (чувства шесты рефлексы)
b. Описываем дилемму персонажей (выбор из плохих вариантов и внутренний монолог)
6. Описываем принятое решение. (действия, слова с подтекстом, новая цель)
После Реакции идет другая Мотивация и способ разрешения конфликта.
a.
Мотивационно-реакционные элементы (МРЭ) Вы будете писать МРЭ, сменяя то, что ваши герои видят и чувствуют (Мотивация), на то, что они делают (Реакция).
Реакция на мотивацию, имеет внутреннее и субъективное начало и вы представляете ее в том виде, как видит события ваш герой — изнутри (в том числе внутренний монолог).
Реакция никогда не должна идти в одном абзаце с Мотивацией — иначе вы рискуете запутать читателя.
Реакция всегда более сложнее и короче, чем Мотивация, т.к. имеет лимит времени. Чем меньше у персонажа времени на реакцию, тем меньше элементов реакции вы можете использовать.
Из Реакции всегда можно вычеркнуть одну или две части. Однако, какие бы части вы ни сохранили, они должны идти в правильном порядке. Чувство, оно должно идти вначале. Рефлекс, он никогда не должен идти впереди Чувства. Рациональное Действие, всегда используется последним.
Общая схема очень проста. У вас есть всего два варианта: «Причина и Следствие».
Причина состоит из следующих частей:
— Цель
— Конфликт
— Катастрофа.
Цель: Цель — это то, что ваш герой хочет получить в начале сцены. Причина, почему у вашего персонажа должна быть цель, состоит в том, что именно цель заставляет его совершать какие-либо действия.
Конфликт: Конфликт это препятствия, с которыми сталкивается ваш герой на пути к цели. В книге обязательно должны быть конфликты. Если персонаж достигает желаемого без конфликта, читатель начинает скучать.
Катастрофа: Катастрофа — это невозможность героя достичь цели. Не давайте ему добиться победы! Победа — это скучища! Если Причина оканчивается победой, у читателя нет повода для того, чтобы читать дальше. Пусть случится что-то ужасное. Пусть ваш герой повиснет над пропастью. Заставьте читателя перевернуть страницу, чтобы узнать, что будет дальше.
Реакция: Реакция — это эмоциональное следствие Катастрофы. Когда случается что-то ужасное, вы находитесь в некотором замешательстве. Вы не можете ничего с этим поделать. Так что покажите, что ваш герой достоверно реагирует на Катастрофу. Ему больно. Дайте читателю шанс пострадать вместе с героем. Возможно, вам потребуется показать, что прошло какое-то время. Это не время для дейстяия, это время для обдумывания ситуации. Время для рыданий. При этом вы не можете страдать вечно. В настоящей жизни если человек слишком увлекается горем, он теряет друзей. В художественной литературе такой герой потеряет читателей.
В итоге вашему герою нужно за что-то ухватиться: найти точку опоры и рассмотреть варианты решения. И проблема заключается в том, что у него нет этих вариантов.
Дилемма: Дилемма — это ситуация, в которой нет приемлемых вариантов. Если ваша Катастрофа — настоящая, у героя нет шанса на приятный исход из ситуации. Герой должен столкнуться с настоящей дилеммой. Позвольте герою проработать различные варианты. Это даст читателю причину для беспокойства — и это хорошо. Он начнет гадать, что же будет дальше.
Решение: Решение — это выбор меньшего из зол. Это важно, так как решение заставляет героя вновь действовать. Люди, которые никогда не принимают решений, скучны — никто не захочет читать о подобном герое. Так что заставляйте своего персонажа решать и пусть это будет лучшее из решений, такое, какое читатель сможет уважать. Сделайте это, и читатель будет должен переворачивать страницу за страницей, потому что теперь у вашего героя появится новая Цель.